content/news/images/81809/4760508_mainPhoto.jpg
22:31, 30.07.2018 / ТЕХНОЛОГИИ

Ученые Коми и Вьетнама придумали лекарство от стресса

По словам ученых, препарат на основе экстракта тропических растений, разработку которого планируется завершить к 2020 году, поможет продлить профессиональное долголетие и увеличить продолжительность жизни, пишет ТАСС.

Ученые Коми и Вьетнама придумали лекарство от стресса
Фото из архива ТАСС

Ученые Коми научного центра УрО РАН и Российско-Вьетнамского тропического научно-исследовательского и технологического центра приступили к доклиническим исследованиям препарата для повышения работоспособности и устойчивости к стрессу на основе экстрактов тропических растений. Завершить работу над препаратом планируется к 2020 году, рассказала ТАСС участник российско-вьетнамской научной группы, ученый института биологии Коми НЦ, кандидат биологических наук Светлана Володина.

- Это был взаимный интерес российских и вьетнамских ученых - найти во флоре Вьетнама растения с повышенным содержанием фитоэкдистероидов - веществ, на основе которых возможно создавать препараты для повышения работоспособности и иммунитета, устойчивости к стрессу и таким вредным факторам, как, например, радиация, что благоприятно сказывается на профессиональном долголетии и продолжительности жизни людей. Проект рассчитан до 2020 года, сейчас приступили к доклиническим исследованиям и работе над разрешительной документацией, - рассказала ТАСС биотехнолог Коми научного центра, который совсем недавно получил статус федерального исследовательского.

С опорой на 20-летнюю работу

Научная группа под руководством доктора биологических наук Владимира Володина занимается изучением биологически активных веществ растений (фитоэкдистероидов) более 20 лет. Ими были проанализированы сотни видов растений с Приполярного и Южного Урала, Северного Кавказа, Дальнего Востока, а в 2015 году научная группа получила приглашение от вьетнамских коллег провести совместные исследования. В 2018 году российско-вьетнамская группа ученых приступила к доклиническим испытаниям.

20 лет назад группа ученых под руководством Володина хотела узнать, почему в ходе эволюции одни растения приобрели способность к синтезу фитоэкдистероидов, а другие полностью этого лишены, и какую роль эти вещества играют в жизни растений. Ученые раскрыли эту загадку природы - фитоэкдистероиды делают растения малосъедобными для гусениц насекомых, обеспечивая экологическое равновесие в природе, но при этом благоприятно влияют на многие физиологические процессы, происходящие в организме млекопитающих, птиц и человека, что и было использовано при разработке биологически активных препаратов.

Затем ученые составили научный прогноз обнаружения фитоэкдистероидов в растениях различных географических зон планеты - от тундры до тропиков. Прогноз оказался успешным в исследовании растений таежной и тундровой зон Республики Коми.

- Когда в 2015 году мы получили приглашение совместно с вьетнамцами исследовать растения флоры Вьетнама на содержание этих ценных веществ, мы отправились в первую российско-вьетнамскую экспедицию полностью подготовленными: мы знали, в каких видах растений обнаружение экдистероидов будет наиболее вероятным. И не ошиблись, - рассказала участник российско-вьетнамской научной группы, ученый Института биологии Коми НЦ, кандидат биологических наук Светлана Володина.

Поиск растений-адаптогенов

В ходе работы во Вьетнаме высокое содержание фитоэкдистероидов было найдено в травянистых растениях циатуле и соломоцвете, в листьях кустарника сиды ромболистной, коре и молодых листьях деревьев рода прутняк. Эти растения были найдены в нетронутой природе в национальных парках.

Как выяснилось, все эти растения издавна использовали народности, населявшие ранее территории современных национальных парков Вьетнама, для лечения многих заболеваний, например малярии, желтухи и гастрита, для заживления ран и при кровотечениях. Снадобья из этих растений традиционно и сейчас используются для повышения иммунитета, восстановления сил и в качестве афродизиаков. Плоды дерева драконтомелона съедобны: вьетнамцы используют их в квашеном виде, а детям дают как лакомство в засахаренном виде.

После того как ученые определились с перспективными видами растений, перед ними встала новая задача - поскольку заготавливать растительное сырье в национальных парках запрещено, значит, надо научиться выращивать растения на полях или создавать искусственные насаждения деревьев.

- В национальном парке Кон Ка Кинь мы заложили эксперимент по размножению деревьев из рода прутняк традиционным методом черенкования, а также отобрали живые образцы для микроклонального размножения, позволяющего в лабораторных условиях получать массовое количество высококачественного посадочного материала путем регенерации растений из растительных тканей и клеток, - отметила биотехнолог.

Далее предстоит обучить местных жителей созданию производственных плантаций деревьев. Их кора и молодые листья будут использоваться для фармацевтической промышленности, а древесина прутняка, очень устойчивая в условиях влажного вьетнамского климата, может быть интересна для производителей мебели и в судостроении, отметила ученый.

В России из-за более холодного климата выращивать эти ценные деревья не удастся, однако современные биотехнологические методы, которые ученые успешно применяют в своей лаборатории, позволят в недалеком будущем создать производство фитоэкдистероидов из живущих растительных клеток, которые будут выращиваться в производственных биореакторах в промышленных масштабах уже независимо от климата и других природных условий, объяснила биотехнолог.