Нити «Клюквы» связали миры, природу и людей искусства
Нить ткани, нить как линия жизни, нить как струна музыкального инструмента, как связь между людьми и мирами – все эти смыслы одного слова воплотила в себе итоговая выставка седьмого пленэра «Клюква». Масштабная экспозиция в залах центра «Югор» демонстрирует, как древнее искусство ткачества продолжает жить в цифровой печати, инсталляциях и даже скульптурах.
Седьмой пленэр «Клюква» с подзаголовком «Нить» объединил живописцев, фотографов, дизайнеров, аниматоров и музыкантов из Коми, Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. Коллектив в этом году решил осваивать южные просторы республики – Ыб, Визингу, Куратово, Вотчу, Коквицкую Гору. Финальная экспозиция же стала результатом этого недельного «проживания и переживания» сельской атмосферы Коми.
Большой зал «Югора» с порога погружал гостей в секреты ткачества: с одной стороны на посетителей смотрели ткущие судьбу «Северные мойры» Павла Зарослова (Ярославль), с другой – инсталяция из старинных прялок от четы Размановых в тканевых «одеждах» с цветочными узорами от Ширяевой Натальи. Тему «нитей истории» продолжила инсталляция «Связь времен» Агнии Шаньгиной (Архангельская область). Три полотнища – белое, синее и черное – как три разных поколения накрепко сшиты белыми нитями, демонстрируя взаимовлияние и взаимопроникновение. Ручное окрашивание всех тканей и вышивка добавляют традиционности работе. Ткачество нашло воплощение и во вполне привычных для него вещах – платье и рубахах.
Пространство зала выставки условно на части поделили полотна – синее со светлыми вкраплениями «Звезды» и белое с силуэтом отдыхающего мальчика «Петр». Автор этих двух работ – руководитель «Клюквы» Анжела Разманова. Обе работы – примеры цифровой печати, они представляют зрителю уже более современные отношения с ткаческим делом. Поддерживает это направление, но уже в другом ключе Андрей Головин (Москва-Санкт-Петербург). Художник печатал не на ткани, а на бумаге; изображения были подобраны и собраны воедино так, что создавали ощущение «сотканности» и «переплетенности».
Вторая часть зала была отдана ткани как многосоставному концепту. Одно из самых заметных работ стала инсталляция с вышивкой Веры Петровской (Санкт-Петербург) «Природные состояния».
- Это антропоморфные «Природные состояния», которые умеют чувствовать, дышать, грустить и радоваться. У них есть лица. На «Клюкве» я в третий раз, обычно делала станковую картину. В этот раз решила отойти от привычных форм выражения своих впечатлений и выбрала инсталляцию, - рассказала БНК художница.
С другой интерпретацией идеи нити знакомит скульптура Сергея Разманова (Сыктывкар). По форме она должна воплощать древо: на его вершине птица в полете, от ее крыльев вниз натянуты тонкие канаты. Так мастер изобразил связь земли и неба, отсюда и название работы – «Нити миров».
Еще одни нити растянулись от нашего мира к эфемерному в инсталляции «Духи» Анастасии Юрьевой и Максима Умпелева. Это три свисающие с потолка и опускающиеся до самого пола конструкции, изображающие потусторонних гостей. Несмотря на пугающее описание, лица духов выполнены в ярких оттенках в технике аэрографии.
- Мне захотелось создать нечто такое, что вбирало бы в себя все впечатления, но не проходило бы мимо, а задерживало бы их в себе. Эта конструкция напоминает рыболовные сети: рыба туда заходит, но не выходит. Так и в «Духах», - прокомментировала БНК Анастасия Юрьева.
Пленэр подтолкнул участников к созданию также музыкальных нитей. Коллектив «Jazz Do Eat», присоединившийся к «Клюкве», под впечатлением от путешествия написал несколько современных джазовых композиций. Их музыканты сыграли прямо на открытии выставки: первая же мелодия носила название «Брунган», это инструмент из станка для валяния войлока.
- Творчество наше было полностью сосредоточено в тех местах, где художники писали. Поэтому наша музыка переплетена с материалом, цветами и впечатлениями, которые они воплотили в своей работе, - отметил музыкант Леонид Нестеров.
Выставка «Клюква. Нить» будет открыта до 16 сентября. Как рассказала БНК руководитель проекта Анжела Разманова конкретно этот пленэр может получить продолжение: было собрано много материала и есть идеи, как преобразовать его в дизайнерский продукт. Первые примеры уже есть: льняные сумки с авторским принтом Павла Зарослова – его мойрами с одноименной работы.
Комментарии (2)