Как правильно общаться с коллекторами
В новой инструкции БНК совместно с управлением Федеральной службы судебных приставов по Коми разобрались, как защитить свои права при общении с коллекторами, куда жаловаться, если угрожают вашей жизни или здоровью, и как часто можно напоминать о просроченной задолженности.
Какие действия законны
При возврате просроченной задолженности кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:
1) непосредственное взаимодействие:
- личные встречи (не более одного раза в неделю),
- телефонные переговоры (не более одного раза в сутки / двух раз в неделю / восьми раз в месяц).
Не допускается непосредственное взаимодействие в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов.
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Общение с коллекторами
Если кредитор или профессиональный коллектор начали «выбивать» просроченную задолженность, не общайтесь анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО, контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет. При личной встрече требуйте предъявлять документы.
Если кредитор, по вашему мнению, нарушает ваши права, фиксируйте беседу (при помощи аудио– и видеотехники). Если вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков, обратитесь к своему оператору сотовой связи за детализацией звонков, содержащей время звонков, номера абонентов.
Вы можете направить в адрес кредитора и (или) лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, заявление об отказе от взаимодействия либо о том, что взаимодействие будет осуществляться только через указанного вами представителя.
Заявление об отказе от взаимодействия может быть направлено не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения обязательства.
Куда жаловаться на действия коллекторов
При нарушении порядка взаимодействия со стороны микрокредитных и микрофинансовых организаций, а также коллекторских организаций, состоящих в госреестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, необходимо обратиться в территориальный орган ФССП России по месту жительства.
Сведения о юридических лицах, включенных в госреестр, размещены на официальном сайте ФССП России («Сервисы» → «Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности»).
При нарушении порядка взаимодействия со стороны кредитных организаций (банков) необходимо обращаться в региональное отделение Центрального банка России.
Если кредитор или профессиональный коллектор допускает нарушение законодательства о защите персональных данных, то вы можете обратиться в региональное управление Роскомнадзора.
В случае поступления угроз жизни, здоровью вы можете обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
Важно
При заключении кредитного договора (договора потребительского займа) сохраняйте свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа, в период исполнения договора и в течение трех лет после возврата долга. Храните все квитанции и расписки о погашении долга.
Комментарии (7)