«Ростелеком» наделил новостройку интеллектом и сделал Калининград безопасным
В рамках пресс-тура для СМИ Северо-Запада в Калининградской области презентовали «Умный дом», который впускает жильцов по отпечатку пальца и сам сдает показания счетчиков. Также журналистам показали работу системы вызова экстренных служб «112» и познакомили с комплексом «Безопасный город», помогающим распознать лица преступников и номера угнанных автомобилей. Все эти проекты реализовал «Ростелеком» – основной партнер государства в развитии «Цифровой экономики».
Как рассказал руководитель калининградского филиала ПАО «Ростелеком» Алексей Семенов, в 2013 году на базе компании был открыт один из первых центров обработки данных (ЦОД). Благодаря активному строительству сетей, почти 60% домов и квартир имеют доступ к интернету и IP-телевидению через оптоволокно.
– У нас активно развивается система «Безопасный город», становится больше видеокамер на улицах и дорогах. Мы заново отстроили систему оповещения города. Это и громкоговорители, и каналы связи, и сирены, - отметил Алексей Семенов. - Россия, как и весь мир, пошла по пути централизации экстренных служб, когда человеку не надо в голове держать огромное количество номеров телефонов, а звонить только по одному - «112». Калининград стал пилотным регионом по внедрению этого проекта. К тому же Северо-Запад совместно с застройщиками занимается строительством «Умных домов». Первые новостройки появились как раз в Петербурге и Калининграде.
Спикер также добавил, что в 2018 году «Ростелеком» реализовал контракт почти на 600 млн рублей по установке девяти пунктов весогабаритного контроля для фиксации нарушений. Для сравнения: в Коми запустили шесть пунктов.
- Сейчас система находится в тестовой эксплуатации. Несмотря на крупные штрафы, ее цель не собрать как можно больше денег с большегрузов, а сохранить дороги, - рассказал Алексей Семенов.
Система 112
Следующим пунктом остановки стало трехэтажное здание, где работают два учреждения - Центр обработки вызовов «112» и Ситуационный центр комплекса «Безопасный город».
Начальник противопожарной службы Калининграда Олег Полищук рассказал, что в СЗФО только в трех регионах полностью внедрена система вызова экстренных служб - в Калининграде, Санкт-Петербурге и Республике Коми.
На первом этаже здания размещена серверная, где большие черные ящики хранят информацию. Для безопасности персональных данных все блоки запечатаны, к ним подведена сигнализация. В случае резкого отключения света электроэнергия подается через аккумуляторы из соседней комнаты.
Они рассчитаны на четыре часа работы, но в экстренной ситуации их задействуют только на две минуты, так как за это время успевает разогнаться уличный дизельный генератор. Именно он не даст обесточить здание. Поставку и установку дорогостоящего оборудования обеспечил «Ростелеком».
Сам центр приема вызовов находится на втором этаже. Всего в его штате 90 человек по всей области, работают операторы по 12 часов, в центральном здании предусмотрена комната отдыха. К 11 часам операторы обработали больше 300 вызовов. Ежегодно их число увеличивается на 15%
Как пояснил Олег Полищук, если кому-то из людей понадобится психологическая помощь, то ее окажут специально подготовленные люди. Руководитель учреждения отметил, что очереди во время звонков практически нет. Это он предложил проверить на месте журналистам - после первого гудка на телефон ответила оператор.
Олег Полищук привел и курьезный случай с иностранцем. Так как номер «112» унифицирован и работает по всей Европе, звонок может случайно попасть в центр приема вызовов соседнего государства. Например, жителю Польши стало неожиданно плохо и он позвонил по экстренному номеру. Он не ожидал, что ему ответили на русском языке. Для таких случаев в офисе работает лингвист, который может проконсультировать граждан других государств.
Безопасный город
Ситуационный центр «Безопасного города» располагается на одном этаже с офисом системы «112».
Как рассказал начальник учреждения Денис Стаскевич, именно сюда попадает вся информация с видеокамер города. Таких в области насчитывается 1200, мониторинг осуществляют восемь специалистов.
Специалисты продемонстрировали систему распознавания лиц. Видеокамеры специально настраивают на поиск нужного человека, после этого находят уникальные точки на лице по фотографии, и вся информация записывается в базу данных. Это позволяет посмотреть, попадал ли ранее в поле зрения видеонаблюдения разыскиваемый. После поиска нужного человека оператору приходит уведомление, и он уже самостоятельно определяет, совпадает ли «клиент» с изображением на экране.
Чтобы найти нужную машину или проследить за ее перемещением по всей Калининградской области, помогает система распознавания госзнаков. Директор калининградского филиала «Ростелекома» Алексей Семенов предложил протестировать систему на своем автомобиле. Он назвал номер машины, оператор заполнил данные в компьютере и через несколько минут на экранах появились картинки с тех мест, где проезжала или останавливалась иномарка.
Что касается защиты против вандалов, то борются с ними с помощью детектора обнаружения толпы. Когда рядом с памятником появляется человек, начинается видеозахват, сигнал передается операторам. Со своей стороны в центре уже оценивают, есть правонарушение или нет.
Умный дом
В 50-ти километрах от Калининграда находится город-курорт Светлогорск. Именно там на улице Горького построен 32-квартирный жилой дом комфорт-класса, в котором компания «Ростелеком» реализовала уникальный для страны проект. Здесь внедрены последние технологии в системе ЖКХ. Стоимость реализации проекта составила свыше миллиона рублей.
Представитель компании-застройщика «Русская Европа» Владимир Суханов отметил, что квартиры имеют формат дачи на море. На сегодняшний день раскуплено порядка 70% помещений, и чаще всего основные покупатели - иногородние. Стоимость «квадрата – от 100 тыс. рублей.
Директор департамента планирования технической инфраструктуры макрорегиона «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Константин Маевский рассказал, что в доме реализовано три услуги на единой платформе - IP-домофон, видеонаблюдение и телеметрия - сбор данных со счетчиков без участия человека.
Сама территория дома огорожена забором, вход на дворовую территорию оборудован домофоном. Чтобы гостю попасть внутрь, нужно набрать номер квартиры, затем сигнал передается на мобильный телефон или в приложение хозяину квартиры. Всего на семью можно подключить пять устройств, но в дальнейшем их количество планируют увеличить, технические возможности для этого есть.
- Человек может находиться в любой стране мира и без проблем впустить гостей в дом. При этом можно увидеть изображение с домофона, сделать скриншот. Если к вам должна прийти сервисная служба, то управляющая компания или человек может сформировать временный код на 24 часа. Это для тех, кто не хочет давать свой ключ, - пояснил Константин Маевский.
Во двор и дом собственники могут попасть по стандартному ключу, а также по отпечатку пальца, который надо приложить к сканеру. В этой новостройке «Ростелеком» впервые внедрил биометрические технологии.
- Можно вообще ничего не носить, главное, чтобы был палец, - резюмировал представитель компании.
После гости «Умного дома» отправились смотреть те этажи здания, где установлены общедомовые счетчики тепла и воды, подключенные с помощью датчиков к «электронным мозгам» - системе сбора и анализа данных.
На лестничной площадке, как и в любых домах, находятся индивидуальные приборы учета потребления электроэнергии. По аналогии с общедомовыми счетчиками информация о затратах электричества собирается автоматически с каждой квартиры и передается на сервер.
Следующим пунктом осмотра стала квартира №5 на первом этаже здания. Пока дом не сдан в эксплуатацию, здесь выполнена только черновая отделка. Однако продемонстрировать преимущество умной системы ЖКХ специалистам это никак не помешало.
Константин Маевский показал, как работает видеодомофон изнутри. С улицы еще раз набрали пятый номер квартиры, и на экране сенсорной панели, установленной на стене, появилась картинка. При этом, как пояснил эксперт, специальную панель не обязательно приобретать и устанавливать в доме, можно просто загрузить приложение, где будут все те же самые функции.
Далее в соседней комнате показали возможности личного кабинета на сайте myhome.rt.ru. В его веб-версию могут войти как представители управляющей компании, так и жильцы. Через него можно управлять домофоном, просматривать изображение с 11-ти видеокамер по периметру, видеть расход энергоресурсов на графиках и диаграммах.
На этом возможности «Умного дома» не ограничиваются. Чтобы максимально сделать жилье удобным, можно приобрести специальное оборудование, которое поставляется в трех разных комплектах. В каждый из них входит «сердце системы» - контроллер. В базовом комплекте к нему еще прилагаются датчик открытия двери или окна и датчик движения, которые могут оповестить владельца квартиры о взломе или подозрительных движениях внутри.
В набор «Безопасность» дополнительно прилагаются датчики дыма и протечки, реагирующие на задымление, смену температуры и влажности. Третий комплект добавляет в базовую версию «Умную лампочку», благодаря которой можно регулировать через смартфон освещение во всей квартире, и «Умную розетку» - для управления бытовыми приборами.
«Ростелеком» постоянно расширяет перечень датчиков, причем систему можно установить самостоятельно, не вызывая технических специалистов. Однако при возникновении сложностей можно получить консультацию по горячей линии или дождаться приезда инженеров.
Глава калининградского филиала компании Алексей Семенов отметил, что сейчас апробируется технология «Умного шлагбаума» - когда он открывается не только по звонку, но и по номеру автомобиля.
- Я думаю, что сейчас рынок и люди уже готовы к таким инновационным решениям. Главное, чтобы мы не перекладывали задачи по конфигурации и выбору оборудования на жильцов. Если кто-то готов заплатить несколько млн рублей за квартиру, если человеку покажут весь тот комплекс, включая возможность дистанционного перекрытия воды, когда жильцы, находясь в Магадане или Владивостоке, понимают, кто находится в квартире, какой расход электроэнергии - к этому быстро привыкаешь. Однозначно общество к этому готово, - подытожил представитель компании.
Комментарии (5)