content/news/images/96238/SAM_2097_mainPhoto.jpg
13:20, 24.06.2019 / ТАК И ЖИВЕМ

Ухтинский художник и пожарный Александр Тимушев: «Огонь – мистическая субстанция»

Ухтинец Александр Тимушев работает в пожарной охране и рисует картины под псевдонимом Ас. Морт. Как профессия «не по призванию» влияет на творчество и в чем суть стиля «неклюжизм», он рассказал БНК для рубрики «Так и живем».

Ухтинский художник и пожарный Александр Тимушев: «Огонь – мистическая субстанция»
Фото Виктории Науменко

Александр Тимушев – член Творческого Союза художников России. Неоднократно принимал участие в городских и республиканских выставках. Его работы экспонировали на мероприятиях Коми объединения молодых художников «Форма», международной выставке финно-угорских художников в Сыктывкаре, а также на UGRICULTURE 2000 в Хельсинки. В УГТУ – организовали персональную выставку. Внес Александр Валерьевич свою лепту в облик Ухты, приняв участие в реставрации единственного в республике памятника Пушкину.

– Вас многие узнают по псевдониму Ас. Морт. Откуда он и как давно появился?

– Ас. Мортом я подписываюсь с 1992-ого. В переводе с коми это значит «свой человек». Это своеобразная дань корням, от которых я на протяжении жизни уходил все дальше, все меньше общался на родном коми языке. И этим псевдонимом я как бы напоминаю о том, что я все-таки «свой».

- Самое яркое воспоминание о первых шагах в изобразительном искусстве?

- Мне было 11 лет. В школе задали нарисовать что-то по мотивам басен Крылова. Выбрал «Волка и ягненка» и стал срисовывать иллюстрацию из книги. Особенно заворожила хищно изогнутая волчья лапа на картинке: очень хотелось передать этот изгиб. За этим меня застала мать, тоже художник (Надежда Воробьева – историк, член творческого Союза художников России - БНК). Думал, за копирование отругает, но она просто отвела в художественную школу. С этого и начался мой творческий путь, с которого хоть и пытался сойти поначалу, но вновь возвращался.

SAM_2093.jpg

– Где берете сюжеты для своих картин? Как они вообще к вам приходят?

– Из жизни и из головы. Некоторые даже во сне подсматриваю. Я всегда записываю какие-то приходящие на ум мимолетные идеи, зарисовываю образы, храню эти записи до лучших времен. А когда появляется свободное время сесть за холст, часто бывает, как назло, ничего не идет на ум - тогда и доходят руки до тех самых записей. А вообще, сюжеты можно найти везде. Даже у натюрмортов может быть история и подтекст. Например, у меня есть один, называется «Терка чайников». Сначала на глаза просто попались терка и чайники, а потом родилась фраза, которая подтолкнула к созданию композиции, да ещё и с изюминкой.

– Повлияло ли творчество матери на ваше собственное?

– Повлияла, скорее, обстановка, которую мать создавала, работая над своими картинами. Хорошо помню, как мы переехали в новую квартиру в поселок Вой-Вож и, поскольку со средствами было туго, не могли позволить себе модные в то время ковры на стенах. Мать расписывала стены копиями известных картин: Айвазовского «Девятый вал» или что-то из Брюллова, например. В доме витал запах масляной краски и растительного масла, которое мать кипятила, выдерживала и использовала вместо скипидара.

Александр Тимушев родился в селе Изваиль и каждое лето туда ездил подростком, поэтому на его картинах – и сцены из деревенской жизни – к примеру, мытье в бане, и из городских будней – строительство ледовых скульптур на Первомайской площади Ухты. Это одна из картин, написанных «по работе».

SAM_2094.jpg

Трудясь в пожарной части, Александр занимается и оформительскими работами, а также занимает пост бессменного хранителя единственного в республике ухтинского музея пожарной охраны. В части почти все интерьеры украшены работами Тимушева. Отдельную стену занимают написанные мастером портреты руководителей Ухтинской пожарной охраны. Некоторые приходилось писать по фотографии, признается художник.

– Разве писать по фото – не табу для художников?

– Конечно, нежелательно. По фото зачастую не уловить некоторых черт, глубины, объема. Особенно, если фото сделано со вспышкой. Поэтому если приходилось писать по фотографии, я просил моделей предоставить их в нескольких ракурсах: анфас, профиль. Но обычно у меня не было выбора. Времени на позирование у моделей категорически не было. А самого первого руководителя вообще пришлось рисовать по крошечной чудом сохранившейся черно-белой старой фотографии. Пришлось просить у знакомого фотографа вытянуть изображение хотя бы на формат А5. Чтобы не искажать цветопередачу, писал портрет в технике гризайль (рисунок, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого - БНК).

– Как вы пришли в пожарное дело и почему именно эта сфера?

– Можно сказать, случайным образом. По образованию я учитель черчения и рисования. Выпускник Кировского художественного училища. И по специальности я работал с 1982 по 1997, в том числе преподавал в Ухтинской художественной школе. Но в 90-е в бюджетной сфере стало трудно, а в те годы уже нужно было кормить семью, поэтому по рекомендации бывшего сослуживца пошел работать в пожарную часть.

– Профессия пожарного повлияла на ваше творчество, сюжеты картин?

– Конечно, появились картины, изображающие будни пожарных. Написанные не только по работе, но и по зову души, с фантазией. Например, в основе одной из картин, висящих в части, – реальный сюжет из детских воспоминаний художника. Я изобразил горящий дом соседей моего деда в деревне. И пейзаж реальный. Правда, в правой части полотна – фрагмент пейзажа совсем другого. Такая получилась фантазия.

SAM_2088.jpg

- Ставки художника-оформителя в пожарной части нет, но я им сейчас, по сути, являюсь, – пояснил Александр Тимушев. На работе выделили небольшую мастерскую, где и происходит творческий процесс. Впрочем, выезжать на пожары и спасать людей тоже случалось. Просто вывел мальчишек из помещения, – скромничает Тимушев.

SAM_2081.jpg

Узнаваемость ему принесли своеобразные работы в стиле, который сам автор именует «неклюжизм». Он придумал этот термин в 90-х. Тоже под влиянием матери. Увидев выполненные в этой необычной технике работы, Надежда Егоровна назвала их «какими-то неуклюжими», так и появилось слово «неклюжизм».

Сюжеты – самые неожиданные, часто – с отсылкой к мифологии коми. Здесь, к примеру, герой коми мифов – волк Коин. Есть и библейские мотивы – например, воскрешение Лазаря. С налетом мистики написаны сюжеты из будней пожарных. На картине «Пожарюги» они идут сквозь огненную стихию в окружении не всем понятных символов.

SAM_2095.jpg

– Расскажите, что это за символика?

– Кто работает в пожарной охране, тот поймет. Это условные обозначения со схем тушения пожара. Вот тут изображение пожарной машины, а вот – пожарной лестницы. Они фигурируют и на других работах. Вот, например, на этой, написанной в 2006-ом. Здесь изображены два борющихся коня – красный и синий – символизирующие борьбу огня и воды. У синего на лбу даже цифры 01. Огонь – мистическая, живая субстанция, иногда сложно спрогнозировать, как она себя поведет. Бывает, начинает наступать или отступать в неожиданные моменты. И источник вдохновения, конечно.

5446

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • Однако
    24 июня 2019 г., 13:53:44
    Ответить
    Конь огонь понятно, а конь вода нет, должна быть кобыла.
  • коми
    24 июня 2019 г., 21:42:24
    Ответить
    я такое не курю...