Электрослесарь КИПиА Александр Сорокин: «Если ломается техника, мы не психуем»
Ветеран службы контрольно-измерительных приборов и автоматики Александр Петрович Сорокин более 40 лет отдал любимому делу и точно знает, что у приборов есть характер, провести выходные дома – это счастье, а на котельных сегодня безопаснее, чем в 1980-х годах. «У нас ошибки недопустимы», – любит повторять электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций «Сыктывкарских тепловых сетей».
Александр Сорокин в школе отучился восемь классов, после чего решил – «пойду на рабочую специальность». В Эжве находилось профессиональное училище № 15 (ныне Сыктывкарский лесопромышленный техникум), куда набирали электрослесарей. Три года учебы, наполненных практикой, пролетели быстро. В 1977 году, на последнем курсе, Александр самостоятельно устроился на практику в «Комикоммунэнерго».
– Меня сразу же взяли на предприятие слесарем по контрольно-измерительным приборам и автоматике, – вспоминает Сорокин. – Однако проработал недолго, потому что в ноябре призвали в армию.
Служил между Горьким (современный Нижний Новгород) и Арзамасом в ракетных войсках. Молодого КИПовца приметили сразу, и как только среди призывников освободилось место электрика, туда завербовали Сорокина. Приходилось обеспечивать защиту секретных объектов: эксплуатировать электропроволочные заграждения и подстанции. Сначала Александр числился электромонтером, вскоре дослужился до электромеханика. В этом помогали специальные курсы, после которых даже пришлось сдавать такие же экзамены, как и на гражданке.
– Мы утилизировали вооружение, приходилось демонтировать блоки управления, приборы. Я выпаивал ценные металлы, а все остальное шло под пресс, – вспоминает Сорокин.
В 1979 году не потерявший в армии рабочую хватку слесарь вернулся в Сыктывкар, где его с радостью приняли на прежнее место работы. С тех пор теплоэнергетике не изменял, и за долгие годы добился наивысшей квалификации в своем деле – 6-го разряда.
На закате Советского Союза служба КИПиА «Тепловых сетей» в Сыктывкаре включала в себя около 30 человек, которые обслуживали не только город, но и всю Республику Коми. Отвечали за котельные и дизельные электростанции. Как вспоминает Сорокин, из командировок практически не вылезали, часто добирались до отдаленных населенных пунктов на перекладных.
– Как-то раз в декабре мы в шубах и унтах на АН-2 (в простонародье «кукурузник») летели в Помоздино монтировать автоматику дизеля, – рассказывает Александр Петрович. – По пути сделали несколько остановок: в Корткеросе, Сторожевске. В селе гостиницы нет – жили прямо на электростанции. Наконец, пришло время ехать домой – а погода нелетная, билеты на автобусы кончились. Выручил главный инженер предприятия Виктор Филимонов, который приехал в Помоздино вместе с работниками тепловых сетей. В столицу Коми энергетики возвращались в переполненном УАЗе с приставными сидениями.
Вообще, затяжные командировки были отличительной чертой того времени. Даже если объект находился относительно близко, работать приходилось, по выражению Александра, «на ура»: выезжали из Сыктывкара в 08:00, возвращались в 19:00.
Так было с запуском теплоисточника в Визинге. 1980-е годы, на дворе сентябрь, а объект к отопительному сезону не готов. В селе собралась большая команда.
– На обед мы ездили в поселок Первомайский за 16 км от котельной, потому что в Визинге все столовые были заняты, – смеется Сорокин. Конечно, в итоге жители Визинги получили тепло.
Сейчас на попечении Александра несколько малых котельных. Основная задача – ежедневный осмотр и техническое обслуживание оборудования. Однако много работы и непосредственно в цехе тепловой автоматики и измерений, где находятся несколько лабораторий. Именно здесь Сорокин разбирает и собирает датчики, регулирует манометры, отправляет в резерв отработавшие свой срок, но все еще пригодные к использованию устройства. Всего под присмотром слесаря почти тысяча различных приборов. У каждого из них свои привычки и повадки, к всем необходимо найти индивидуальный подход.
– Если что-то выходит из строя, мы не психуем, как многие люди во время поломок техники, – рассказывает Александр профессиональные секреты. – Молча делаем свою работу, чтобы вернуть прибор к жизни.
За 40 лет в службе КИПиА произошла настоящая революция. Раньше каждый слесарь обладал узкой специализацией и отвечал за конкретный участок работы: кто-то занимался контролем измерений, кто-то защитой котлов, кто-то регулированием. Сегодня от новичков требуются гораздо большие знания и умения.
– Нужно быть универсалом, которые разбирается во всех процессах, – говорит Александр. По его словам, за последние десятилетия на энергообъектах очень сильно ужесточились требования к технике безопасности.
– В Советском Союзе мы ходили шаляй-валяй. Даже не хочется вспоминать. Каски надевали только на особые работы: на высоте или при взаимодействии с грузами, – сетует Сорокин. – Сейчас же без каски просто так в цех не войдешь, все строго, в котельную или электростанцию - только со средствами индивидуальной защиты!
Вскоре самому опытному слесарю цеха ТАИ «Сыктывкарских тепловых сетей» выходить на пенсию – вслед за женой Галиной, которая тоже посвятила жизнь энергетике. Она работала метрологом в «Сыктывкарских тепловых сетях», затем помогала клиентам в теплосбытовом подразделении компании.
Один из сыновей Сорокиных, Денис, получил то же образование, что и отец, и теперь работает в коммерческой организации. Второй, Дмитрий, – сотрудник Коми филиала «Т Плюс». Был обходчиком, занимался поиском утечек в диагностической службе, а сейчас трудится ведущим инженером управления по обеспечению технического состояния «Сыктывкарских тепловых сетей». Значит, династия Сорокиных в энергетике не прервется.
Комментарии (20)
А вот мы брали из дому ломоть хлеба и на работе и обедали, а то и без обеда с 8 до 19