Руководитель фотослужбы БНКоми Юрий Кабанцев: «В фотографии я больше технарь»
Еженедельник «Молодежь Севера» и агентство БНКоми при поддержке агентства «Комиинформ» продолжают цикл интервью с молодыми журналистами «Новые медиа-лица республики». Сегодняшний наш собеседник - руководитель фотослужбы БНКоми Юрий Кабанцев.
Коротко: 29 лет, родился и вырос в Сыктывкаре, руководитель фотослужбы БНКоми. Наш разговор постоянно прерывается - звонят Юре, потом он кому-то перезванивает: «В два часа акция, успеешь?» Поток информации. И именно Юра договаривается и распределяет задания - кто из фотокоров, куда и во сколько идет.
Фото БНКоми
- Как ты стал руководителем фотослужбы? И что это такое - фотослужба в БНКоми?
- Осенью 2007-го обзавелся первой цифровой зеркалкой. И чуть позже начал сотрудничать с БНКоми. Потом предложили курировать фотослужбу. Не люблю регалий: главный, не главный. Есть какие-то моменты, которые, видимо, люди оценили. Не сам же я себя назначил. Фотослужба - небольшой отдел: три человека плюс фрилансеры. И это правильный подход, когда есть фотоотдел. По-моему, это не совсем верно, когда люди сами и пишут, и снимают. Стоит посмотреть, как работают коллеги из крупных федеральных изданий, из того же «Коммерсанта». Фотожурналистика - это уже качественно иной продукт. И здесь интересно. Не представляю себя в другом месте, где было бы интереснее. Может быть, и есть такое занятие, но все равно оно связано с фотокамерой. Сейчас я занят своей работой на БНКоми. Много еще интересного и полезного можно сделать.
- Ты следишь за статистикой, какие новости чаще читают на сайте - с фото или без?
- Не слежу, и это, наверное, плохо. В любом случае, думаю, больше людей будет читать иллюстрированный материал. Сужу по себе, такая привычка: когда захожу на сайт, то в первую очередь смотрю оформление, фото, как подан материал.
- Сколько времени нужно фотокору БНКоми на сборы?
- От одной секунды. Вот сижу я за компом, ты подходишь и говоришь: «Надо снять то-то и то-то». Беру рюкзак, и идем.
- А если ночью?
- Минут 5-10 на то, чтобы одеться и умыться. Еще с вечера стараюсь держать аккумуляторы заряженными, рюкзак упакованным. И утром на сборы времени меньше, и ночью, если срочно надо ехать.
- Часто бывают ночные вызовы?
- В среднем раз в два месяца. Как правило, ночные съемки - это разные ЧП.
- У фотокоров есть цензура - «табу» на определенную личность или событие?
- Есть внешние запреты. Бывает, что нам не разрешают кого-то из высших чинов представлять в не очень хорошем ракурсе. Но мы редко с этим сталкиваемся.
- А если, наоборот, кого-то надо подать в невыгодном свете?
- Стараюсь нащупать середину: чтобы и «заказчик» был доволен, и моя совесть была бы спокойна, что не подставил человека. Есть еще внутренняя цензура, внутренний запрет. Не могу вспомнить такого примера, чтобы намеренно кого-то в невыгодном свете давал. Неудачные кадры остаются для личного пользования. Бывает, затираю их сразу же.
- А если ты не очень хорошо к человеку относишься?
- Пытаюсь представить человека, к которому плохо отношусь. Нет таких. Я отношусь с негативом к деятельности некоторых людей, но не к ним самим.
- Есть то, что тебе мешает в работе на БНКоми полностью реализоваться?
- Хочется поставить интересный снимок, сюжет, а он идет вразрез с чьими-то интересами. Но цензура не докучает. Есть специальная папочка, там не только мои фотки, но и у других парней - то, что «забанено». Это совсем не пошлые снимки - просто интересная мимика, жесты. Думаю, однажды она пригодится, «выстрелит», вызреет момент, будет какое-нибудь подведение итогов. Пока это только копилка, ничего из этой папки мы еще не использовали.
- Между журналистами разных онлайн-СМИ существует конкуренция, кто быстрее выложит новость на ленту. Между фотокорами такая конкуренция тоже есть?
- По времени тут нечего соревноваться, потому что фотографии готовы раньше текста. Зависит оттого, как быстро автор отпишет и выставит редактор. А вот в плане удачных снимков...Например, фотокор из другого издания сделал классный кадр, подметил деталь, поймал ракурс. Тогда, скорее, радуешься чьим-то успехам. Это интересно, это заставляет работать. Это стимул.
- А внутренняя конкуренция, борьба за задания есть? Ведь ваша зарплата складывается из того, сколько наснимал за месяц.
- Стараюсь ежедневно подбивать итоги по ленте, и если есть явный перекос в пользу кого-то, выравниваю. Чтобы к финишу все подходили одинаково. Вроде бы парни на меня не в обиде.
- Ты в своих работах иногда нарушаешь все каноны...
- Легко совершенно! Я же их не изучал. У меня нет специального образования, одна практика. Где-то по незнанию делаешь массу ошибок. Где-то намеренно берешь кадр, где ни одного правила не соблюдается, но есть ощущение, что так должно быть.
- Как воспринимаешь критику в свой адрес?
- Пытаюсь ею воспользоваться, вычислить, что делаю не так. В этом плане похвала бесполезна, она даже вредна, потому что расслабляет. И если разговор с человеком доверительный, прошу не хвалить, а сказать, что не так.
- Что главное в фотографии?
- Чтобы она достигала своей цели. Если это репортажный рабочий кадр - чтобы суть события передавал, интригу, если она есть. Если это свободный, творческий момент - чтобы были ощущения, эмоции. Если это портрет, - то выгодно, интересно выразить человека. Вообще не знаю, занимаюсь ли я фотографией. Вынужден говорить - да, фотограф. Но в полном смысле себя таковым не считаю. Есть друзья в разных концах света, их смело могу назвать фотографами - у них действительно картинка, смотришь и думаешь: «Это супер!»
- Ты работаешь на издание, к которому многие относятся неоднозначно. Есть какой-то барьер, например, у чиновников, когда они слышат, что ты от БНКоми?
- Наверное, да, существует. Но обычно чиновники не задают вопросов, откуда я. Бывает так: «М-м-м, БНКоми!», но я не знаю, что значит это «м-м-м». То есть какая-то реакция на словосочетание есть, но у всех разная.
- В своей книге «Кисло-сладкая журналистика» Матвей Ганапольский развенчивает один из мифов, что в интервью человека надо обязательно «раскрыть», и что это кому-то удалось. В работе фотокора есть такие «мифы»?
- Бывают ситуации, что человека надо «раскачать», чтобы он рассредоточился, чтобы сдвинуть с его точки. Тут рецептов быть не может. Сколько людей - столько и способов. Обычно «включаю» болтовню. Бывает, человек вцепится в стол, сидит в панике, камера на него смотрит. Вот как я сейчас (смеется). А по поводу мифов - практически каждый день слышу: «Ой, я не фотогенична».
- А есть нефотогеничные люди?
- Думаю, что все дело во времени - сколько ты потратишь, чтобы «раскачать» человека. Все зависит от его внутреннего состояния.
- Помнишь свой первый фотоаппарат?
- Отлично помню. Первая камера - «Смена-2», папа мне ее подарил. Было время: черно-белые пленки, темные комнаты, красный свет. Еще у папы на коленях начинал. Благодаря этому у нас отличные семейные чб-шные архивы, где мы с сестрой маленькие, например.
- Когда была фотография «честнее» - тогда или сейчас?
- Когда не было «мыльниц» и дисплеев, сам технологический процесс заставлял людей работать с техникой, с кадром, изучать матчасть. Он был глубже, подробнее. Поэтому семейные архивы интересно рассматривать. И фотографии делали с должным вниманием и любовью. Если человек сидит в темной комнате, он уже не может наотмашь что-то делать. А сейчас масса кадров делается наотмашь. Люди нажимают на «пуск», не вставая с кресла - процесса в этом никакого нет. Мусора больше стало. Вообще, я на все смотрю как на некий продукт, результат усилий массы людей, команды. На концертах люблю отстройку звука и сцены, как работают музыканты, как концерт сведен. Листаешь журнал - смотришь, как работают дизайнеры, фотографы, шрифтовики. Смотришь на здание - пытаешься понять мысль архитектора. Любое явление интересно рассматривать с точки зрения процесса, создания. Поэтому люблю допфильмы - о том, как снималось какое-то кино.
- Сколько весит твой фотоаппарат с оборудованием?
- Понятия не имею. Моя жена Саша иногда берет мой рюкзак: «О-о-о-о!» - настолько он тяжел для нее. Там - фотоаппарат, ноутбук, пара вспышек, объективы.
- Ты ведь закончил лесной институт?
- Получил специальность «инженер-технолог в области лесного и лесопаркового хозяйства». У меня в школе было легко с естественными науками. Еще «дружу» с компьютерами, какое-то время был системным администратором. Но скука жуткая! Это относится к подростковому периоду, когда тебя мотает из стороны в сторону, и ты не знаешь, что тебе надо. Я реально этот путь протопал: поучился там, поработал здесь.
- Слышала, что ты музыкант, играл в каких-то командах?
- В паре групп сам играл. Первый проект - «Фата Моргана» (это начало 2000-х), второй - с Саввой Терентьевым «project a» - с 2005-го по 2007-й. Играл на всем понемногу, занимался обработкой, сведением, эффектами. Брал два-три занятия с репетитором на фортепиано, но чем могут закончиться два-три занятия?
- Что у тебя в плейлисте?
- На коммуникаторе? Всякое разное. Alva Noto, «Аквариум» - новый альбом. Тут в основном новинки, изучаю их, а старинки сидят по папочкам дома. Что-то потом оседает, что-то стирается.
- Как воспринял историю с Саввой Терентьевым?
- Ровно. Произошла и все. Уголовное дело - дурацкая история. А переезд в Эстонию - это история отличная. Думается, что в Европе более зрелое общество в плане быта, социальных и политических институтов. Ели бы я выбирал, где будут жить мои дети, предпочел бы, чтобы они жили в Европе. Там меньше внешних препятствий, чтобы достичь чего-то. Но у меня ощущение, что я сейчас на своем месте.
- Ты уже нашел себя в жизни, понял, чего дальше хочешь?
- Мы же все время меняемся. А ты спрашиваешь про прошлое. Я тогда был совершенно другим человеком, у меня сейчас с ним ничего общего. Только официальная ответственность, что это был как будто бы Юра Кабанцев. Подчас не представляю, что им тогда двигало.
- Ты приверженец буддизма, но в мире же столько религий и философских течений...
- И очень хорошо, что они есть. Были причины. Открыл одну книгу по тематике, открыл вторую и понял: здесь все написано черным по белому. Я мог бы и другой философской школы держаться, но это только удлинит мой путь. Не воспринимаю буддизм как веру, как религию. Скорее как философскую школу, это практика по воспитанию ума.
- Про тебя анекдот ходит: стоит прийти к кому-то из общих знакомых, видишь брошюрку про вегетарианство и понимаешь - тут был Кабанцев.
- Просто мне один издатель прислал партию (50 штук). Кого встретил, тому и раздал. Я, наверное, вообще не вегетарианец. Не строгий, во всяком случае. Например, котлета давно не вызывает аппетита, скорее, даже наоборот. Но если попаду в ситуацию, когда выбора не будет, не заморачиваясь, возьму котлету. Голодным не останусь.
- У тебя взгляд характерный - с прищуром. Это профессиональное?
- Часто приходится смотреть в видоискатель (смеется).
- Твоя профессия повлияла на характер?
- Да. Учусь с ее помощью общаться с людьми. Я был обычным застенчивым юношей, который не мог и рта раскрыть. В общем-то, и остаюсь застенчивым, но уже все проще - могу «включить» режим бессовестности и начать говорить напрямик, подойти к незнакомому человеку и заговорить. Стало меньше преград в общении.
- Что значит «режим бессовестности»? Хулиганишь?
- Смотря как определить границы хулиганства. Я всегда был в рамках воспитания, заложенного в меня. Проблем с законом не было. Стараюсь не доставлять дискомфорта людям, если того не диктует ситуация. Надо - пойду и сделаю. Нет - не буду зря тревожить. Бываю иногда импульсивным. Например, был случай в суде. Одна женщина набросилась на меня, пыталась закрыть камеру: я ее неожиданно сфотографировал, она опешила. Вот это было чистое хулиганство. Тут уже сам полез на рожон. Но вообще стараюсь не провоцировать конфликт. В любом вопросе есть серединный путь, который ведет в обход конфликтов. Поэтому не люблю, когда человек занимает крайнее положение, категоричное, фанатичное, откуда его не сдвинуть. Еще не люблю невежества. Это черта, от которой нам всем нужно избавляться.
- Как часто возникают конфликты по работе?
- У нас работа довольно причесана, мы не провоцируем героев своих съемок. Так что редко. Вот в судах случается время от времени, но там надо учитывать психологическое состояние участников процесса.
- Что тебе нравится снимать?
- Что угодно, даже любое скучное заседание может быть интересным. Главное - удовольствие от процесса, определенный настрой, когда кадр идет хороший, когда интересная задача в техническом плане.
- У тебя есть кадр мечты - что бы ты хотел снять?
- О каком-то конкретном кадре сказать не могу. Хотел бы побывать в массе мест на земном шаре. У меня целый список: Соединенные Штаты Америки, Исландия, Индия, Англия, обязательно Норвегия. В идеале - провести какое-то время в каждой из этих стран, перемещаясь по ней. По России тоже есть определенный интерес, он мало-помалу утоляется, удается ездить и в азиатскую часть. Вот на Байкале были летом. Купались в холодной воде, жили в палатке - походные условия. Не люблю сидеть на месте, хоть сейчас готов сорваться.
- У некоторых твоих коллег уже были персональные выставки. Когда твоя?
- Пока не планирую. Пока не вижу идеи, что вот эта и эта фотка должна висеть. По большому счету, у нас выставка в круглосуточном режиме. Репортажная выставка на ленте «банки» - пожалуйста, в социальных сетях (ВКонтакте, ЖЖ) - кадры для себя. Чем не выставка? Пришел, посмотрел, прокомментировал.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber


Комментарии (45)
приятно читать!
Молодой, перспективный молодой человек. Так держать!
С искренним уважением, Татьяна Козлова.
- отлично )
Собираю все твои фото в отдельный альбом. Храню сам знаешь где.
Красавчик и обаяшка! Поди девки любяяяят... :)
Твои рассуждения светлые и добрые.
ШП (Швой парень)