17:11, 03.10.2013

Актер Борис Плотников: «У России было великое прошлое, и это прошлое – наш багаж»

С 18 по 20 октября в столице Коми состоится Второй музыкальный фестиваль «Шедевры и Премьеры», инициированный Московским камерным оркестром Musica Viva под руководством народного артиста России, виолончелиста и дирижера Александра Рудина. Программа фестиваля охватывает несколько сценических площадок, включает сольный, камерный и три оркестровых концерта, мастер-классы и творческие встречи с молодежью. Кроме того, в рамках фестиваля состоится авторский вечер актера МХТ имени Чехова, народного артиста России Бориса Плотникова. Он представит литературно-музыкальную композицию «Альбом есть памятник души», подготовленную к 210-летию со дня рождения Александра Пушкина.

0_3486c_7e9d5772_XL.jpg

Фото graycell.ru

Борис Плотников родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянске. Окончил Свердловское театральное училище и Уральский государственный университет. С 1970 по 1978 год служил в Свердловском ТЮЗе. В 1978 году переехал в Москву, работал в Театре сатиры, в Театре Советской Армии. С 2002 года — в труппе МХТ имени А.П. Чехова. В кино дебютировал в 1976 году в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», принесшем ему всесоюзную известность. Также известен по роли доктора Борменталя в фильме «Собачье сердце». В 2004 году вышла книга Бориса Плотникова «Моя надежда, мука и награда…», написанная в жанре мемуаров.

Договориться об интервью с народным артистом России Борисом Плотниковым было почти нереально – он принципиально не встречается с журналистами. Исключение было сделано только для пресс-секретаря оркестра Musica Viva, поскольку Борис Григорьевич очень серьезно относится к своей многолетней дружбе с этим музыкальным коллективом и с его художественным руководителем – народным артистом РФ Александром Рудиным. Артист участвует во втором региональном фестивале оркестра «Шедевры и премьеры» и скоро приедет в Сыктывкар.

Мы встретились с Плотниковым в гримерке Московского художественного театра, где он готовился к вечернему спектаклю – гоголевской «Женитьбе». Несмотря на возраст, Плотников удивительно строен, подтянут, полон энергии, а его голос – глубокий, бархатный - по-прежнему завораживает.

- У вас в театре сейчас много ролей?

- В МХТ им. Чехова я занят в двух спектаклях. Кроме «Женитьбы» (роль Жевакина), еще есть замечательный спектакль «Копенгаген», где я играю ученого физика Вернера Гейзенберга, оппонента Нильса Бора, которого в свою очередь играет Олег Табаков. Это замечательный спектакль, но идет редко, к сожалению.

- А в кино?

- Сейчас не снимаюсь, нет интересного материала. В последнее время очень много времени уделяю художественному слову.

- Жанр этот сейчас стал очень востребован. Чтением под музыку занимаются многие известные актеры - Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Марина Александрова… Как к мелодекламации относится Борис Плотников?

- Любой жанр хорош, если им занимаются люди искренние и талантливые. И очень многое зависит здесь от оркестра. Исполнение музыки оркестром Musica Viva всегда очень качественное. А вкус художественного руководителя и его деликатность по отношению к материалу заставляют снять шляпу и глубоко поклониться, потому что во всем искусстве сейчас - время отрицания традиций. И даже в музыке, где в принципе должно звучать как написано, но и там находятся ниспровергатели, переиначивающие всё и вся. Александр Рудин для меня образец высочайшего музыкального интеллигента. Мне повезло, мы несколько раз с ним делали проекты музыки и чтения – драматическое представление «Эгмонт» на стихи Гёте и музыку Бетховена, концертное исполнение оперы «Оберон» Вебера, а также несколько мелодекламаций на стихи в прозе Тургенева, которые в 1903 году композитор Аренский написал для великой актрисы Веры Комиссаржевской

- Мелодекламация – это чередование музыки со словами или это контрапункт?

- Правил нет, бывает по-разному. Фактически это как оперная ария, только вместо пения и нот идет речь актера. Этим жанром пользовались активно в 18-19 веках.

- В Сыктывкаре с оркестром Musicа Viva Вы будете исполнять мелодраму Княжнина «Орфей» на музыку Фомина. Это текст, написанный высокопарным слогом 18-го столетия. Понятен ли он современному слушателю?

- В любое время люди жили истинами. Текст Княжнина еще и рассказывает о вещах, которые были тысячи лет назад, и не просто с людьми – с богами. Орфей и Эвридика испытали на себе великие потрясения, - мне кажется, и речь у них должна быть особенная. Когда у человека и в наше время подходит момент истины – жить или не жить, то внутренне он устремляется к небесам. И в это время он становится Че-ло-ве-ком. Налицо жанр «высокая трагедия» - его и не надо очень приземлять.

- Вам этот материал не кажется каким-то музейным?

- Вы знаете, а я люблю ходить в музей. В нем много чего хранится. И там ты все время вспоминаешь, что не с тебя всё начинается и не тобой закончится. Мне кажется, это полезно знать человеку.

- Вы читали с оркестром современную прозу?

- По амплуа - моему голосу, по манере говорить - я больше подхожу для классической литературы.

- В своих спектаклях, программах вам приходится петь? У вас такой глубокий, обертональный баритон…

- Ну, не знаю (смеется). Когда фониатр смотрит мои голосовые связки, говорит: «Вам еще долго можно ими пользоваться – запас есть». На фестивале в Сыктывкаре я буду петь как раз 19 октября – в день Царскосельского Лицея. Все мы знаем, что первый выпуск лицея так и называется – пушкинским. В то время у каждого юноши или девушки были альбомы. Я буду читать один из альбомов. Без стихов Пушкина, конечно, не обойдусь. Буду говорить немного и про лицей, расскажу о судьбах некоторых друзей Пушкина. В моей программе будет несколько романсов на слова Дельвига и Пушкина. А композитор там – один из лицеистов – Яковлев. Будет звучать его «Элегия» - гимн того времени, как мне кажется. «Когда душа просилась ты погибнуть иль любить»… Великая мелодия – светлый минор, светлая грусть. Еще я нашел несколько романсов Корсакова, выпускника Лицея с серебряной медалью, он очень рано умер - в 1820 году в Италии. Рассказываю судьбу композитора Есаулова, ради которого – редкий случай! – Пушкин переделывал свое стихотворение. Пою под аккомпанемент гитары. Гитарист - лауреат международного конкурса Владимир Маркушевич - любит 19 век и играет на русской семиструнной гитаре, про которую говорят, что это тупиковое развитие гитары и она уж не в чести. А он прекрасно и виртуозно ею владеет. В диалоге с тем временем мы искренни.

- Сами Вы какую музыку любите?

- Только классику. Из музыки 20 века слушаю тех композиторов, которые отражают русскую тему – Свиридов, Гаврилин.

- Вам доводилось прежде бывать в Республике Коми?

- Нет, я ни разу здесь не был. Много лет назад, когда я учился в Свердловском театральном училище, у нас был параллельный коми курс. Ребята были очень хорошие, талантливые, большинство из них пригласили тогда работать в Кудымкарский театр. Я был поражен чистотой и художественным перевоплощением этих людей. Я с большим желанием еду в Сыктывкар и буду рад этой встрече. От души приглашаю жителей Сыктывкара на мои два выступления. Мне хотелось, чтобы они заметили эту работу. Мы делаем это очень сердечно и с большим пиететом к первоисточникам. Дай Бог, чтобы первое наше знакомство было плодотворным – и для меня и для моих слушателей. Своей программой о Лицее я хочу напомнить, что у России было великое прошлое, и это прошлое – наш багаж.

Алла Алешина

2797

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • юрист
    03 окт. 2013 г., 17:38:22
    Ответить
    хороший артист, интеллигент, стоит его послушать, это не попса, а искусство!
    • Плотников
      04 окт. 2013 г., 11:27:50
      Ответить
      человек может и хороший ,да актер замечательный
      а багаж у России сотни миллионов уничтоженных людей и океаны пролитой крови
  • Всё правильно
    03 окт. 2013 г., 18:51:58
    Ответить
    Про богаж. Только сотни лет мы никак не можем решить: отправить его самолётом или нести вручную!?
  • зырянин-язычник
    03 окт. 2013 г., 20:37:20
    Ответить
    РУС_ЛАНд и ЛЮД_МИЛАй А.С.Пушкин
    http://www.vodaspb.ru/russian/files/books/Ruslan_i_Ludmila.html

    У Руси и правда было великое и радостное прошлое до прихода ортодоксов, принесших рабство, нищету и войны.
  • ........
    04 окт. 2013 г., 19:37:58
    Ответить
    не понял, он хочет чтоб мы забыли наше прошлое и стали Иванами не помнящими своего родства! Наше настоящее прошлое и так завуалировано лжеисторией и скрыто за пеленой лжи, а хотелось бы знать истину! Ведь наше прошлое это наш опыт, кто не знает своего прошлого у того не будет будущего!