23:05, 14.10.2013

Лингвист, профессор МГУ Виктория Красных: «Надо менять школьное образование. Людей не учат мыслить»

На прошлой неделе студенты Сыктывкарского госуниверситета слушали лекции одного из ведущих языковедов России, доктора филологических наук, профессора кафедры общей теории словесности МГУ им. М.В. Ломоносова Виктории Красных. В сфере ее научных интересов относительно молодые лингвистические дисциплины: психолингвистика, этнопсихолингвистика и когнитивная лингвистика. Корреспондент БНК пообщался со столичным профессором и узнал, насколько трагично состояние русского языка, почему вредны тесты в системе образования и чем занимаются современные лингвисты.

ANT_8264.jpg

Фото Николая Антоновского

- Расскажите немного о дисциплинах современной лингвистики и курсах, которые прослушали сыктывкарские студенты.

- У меня было два курса «Слово в пространстве культуры» и «Основы когнитивной лингвистики». Когнитивная лингвистика — это блок современных научных дисциплин, которые смотрят на язык как на один из инструментов познания мира человеком. Именно благодаря языку человек может оперировать этими знаниями и выражать себя.

- А что такое этнопсихолингвистика?

- Этнопсихолингвистика основана на теории речевой деятельности, речевой деятельностью считается вся деятельность, связанная с языком. То есть этот процесс происходит не только когда мы говорим, слушаем, пишем, читаем, но и когда мы думаем о чем-то, потому что осмысление требует участия языка и осуществляется на базе языка. Психолингвистика — это теория речевой деятельности, то есть то, как человек осмысляет свой окружающий мир при помощи языка, как этот мир в нем отражается. А этнопсихолингвистика учитывает особенности мировосприятия и коммуникативного поведения носителя русского языка по сравнению с носителями других языков. Ядро языкового сознания составляют те понятия, которые держат наше представление о мире как таковом, они завязаны с другими единицами и как узлы держат паутинку смыслов. Был проведен эксперимент, где объединили всех восточных славян: русских, украинцев, белорусов и представителей южных славян - болгар - и определили ядро языкового сознания у славян в целом. Оказалось, действительно, они очень похожи, потому что в центре у носителей всех языков оказываются такие единицы как человек, жизнь, семья, дети, любовь, дом. Эти результаты были рассмотрены на материале британцев, и выяснилось, что там совершенно иное. Если у русских, да и у всех славян, первая, главная единица — это человек или жизнь, то у носителей английского языка, в данном случае британцев, центральное слово me (я).

ANT_8285.jpg



- То есть британцы большие эгоисты, нежели русские?

- Нет, это просто другой социокультурный тип. Ничего страшного в этом нет. Есть социокультурный тип, ориентирующий человека на окружение, — это славяне, но и не только - в принципе, вся южная Европа. А среди итальянцев представителей этого социокультурного типа еще больше, чем среди русских. Русские замыкают тройку, следуя за итальянцами и украинцами. А есть другой социокультурный тип, ориентированный на себя. Это англо-саксонский и германский тип. Ни то, ни другое ни хорошо, ни плохо - это просто факт.

- Если говорить о процессах в современном языке — сейчас активно идет заимствование слов, использование так называемого олбанского языка, интернет-сленга. Что, по-вашему, ждет русский язык?

- Выживет! Я не принадлежу к алармистам, дело все в том, что существуют разные аспекты этой проблемы. Есть язык как система, как некий конструкт. Почему конструкт? - потому что - где этот язык существует, где мы его видим? - только в грамматиках и словарях, а кто их создает? - люди, то есть они конструируют язык. Здесь мы видим язык как систему. А есть пользование языком. И вот как раз пользование языком вызывает у меня очень большие опасения. То, что язык развивается и меняется, я к этому отношусь абсолютно спокойно. А вот то, что люди разучаются пользоваться языком, — это, конечно, печально. Значит ли это, что русский язык гибнет? - нет. Русский язык как система не гибнет. И уж как ни ломали язык — и в эпоху Петра, и новояз его ломал — выжил, стал только богаче. Но проблема, безусловно, существует.

- И как ее решать?

ANT_8286.jpg

- Менять школьное образование. То, что есть сейчас, — это плохо. Людей не учат мыслить. Многие методисты будут доказывать прямо противоположное, но я вижу, кто сейчас приходит в вузы. Причем в вузы приходят лучшие ребята, у которых есть мозги, которым дано, но которых не научили рассуждать и мыслить. А рассуждать и мыслить человек может при помощи языка. Здесь взаимная связь — человек осмыслять и рассуждать что-то может только с опорой на язык, то есть он должен владеть языком, но, чтобы владеть языком адекватно, он должен уметь мыслить — это речемыслительная деятельность. И, когда мы убиваем что-то одно, мы тем самым убиваем другое. И поэтому получается, к величайшему сожалению, что современные молодые ребята не могут связать двух слов, не могут построить простое предложение. А за этим стоит то, что они не могут мысль сформулировать даже для самих себя! Это значит, что у них проблемы с мышлением, а вот это уже серьезно.

- ЕГЭ по русскому языку — добро или зло?

ANT_8282.jpg

- Я противница. По целому ряду причин. Покажите мне ситуацию, кроме таможенной декларации и других анкет, с которыми мы сталкиваемся не так часто, где человеку нужно выбрать из предложенных вариантов и поставить галочки. В жизни мы, что, галочки ставим? В жизни мы слышим и, желательно, понимаем то, что нам говорят — этому надо учиться, долго учиться, потому что декодирование вербальной информации — это очень сложный процесс. И в жизни мы говорим и пишем, то есть порождаем текст, а не галочки ставим. И не надо говорить, что в ЕГЭ есть третья часть, где надо написать эссе. Там жесткое прокрустово ложе — как это задание надо писать: учат форме, а не содержанию, учат жонглировать словами, ударять по словам, но при этом не учат мыслить, а тем самым не учат языку.

Будем надеяться, что это все пройдет, потому что в других странах уже отказываются от тестирования. Японцы поняли, что они грохнули образование, и очень быстро отказались от системы тестирования. Американцы сейчас очень серьезно задумываются над этим. Известный случай, когда в России только вводили ЕГЭ, — в интернете висело официальное обращение к правительству от компании Boeing - не вводить ЕГЭ. Они были против системы тестирования, потому что их инженеры — это люди, которые учились не по ЕГЭ. Они проводили эксперименты: решать творческие задачи способны только те, кто учился не в рамках тестов. Они хотят готовить специалистов под себя, мыслят при этом абсолютно прагматически. И прагматически мыслящая компания понимала, что им нужно искать и готовить специалистов, которые учились вне рамок тестирования. И это очень показательно.

- Как вы относитесь к использованию сленга, жаргона и переносу языка из интернета в устную речь?

ANT_8278.jpg

- Спокойно. Надо знать, где, когда и что говорить. Знаете, есть такой старый английский анекдот: плохо одет человек, который в ватнике пришел на светский прием, но также плохо одет человек, который во фраке пошел удить рыбу. Плохо использовать слова не к месту — и не важно, будут ли это слова высокого или низкого стиля. Есть, конечно, табуированная лексика, но и это вопрос непростой, потому что табуированная лексика иногда бывает необходима. И в литературе табуированная лексика встречается, и если она используется к месту, то это хорошо. Другое дело, если это используется потому, что человек по-другому выразить себя не может — у него мысль из трех слов, каждое из которых из трех букв. На самом деле, чем богаче языковая личность с точки зрения стилей, жанров, тем богаче получаются его тексты. И тогда что бы человек ни использовал, он будет использовать это к месту — и это будет хорошо и вкусно.

- Есть ли какие-то новые слова, которые вы категорически не принимаете, такие, которые бы можно было назвать «антисловом»?

- Я стараюсь не запоминать то, что мне не нравится. Но помню, что меня страшно раздражало «сникерсни», это, наверное, первое слово, которое очень больно ударило по ушам. А так — слишком много приятного в этом мире, чтобы пытаться запомнить всякие странные вещи.

3066

Комментарии (25)

Добавить комментарий
  • Зырянин-язычник
    15 окт. 2013 г., 1:45:45
    Ответить
    Да интересная тема
    Вербальное мышление несомненно влияет на нашу жизнь, а значит и структура языка и значения слов.

    Ещё бы вернуть истиные смыслы и значения руских слов образованных от финоугорских корней, искаженных ортодоксами, несомненно изменилось бы и отношение к жизни и её смыслов.

    А смыслы финоуграми всегда вкладывались в познание природы, вселенной и миролюбивое развитие, как раз таки самого и самим человеком ЛИЧНО.

    Всё это коллективное развитие ПАСТВОЙ (стадом), не более, чем управление баранами и развитие агрессии, такие и смыслы, значения вкладывались ортодоксами (по-коми ПАДШИХ УЧЕНИЙ КНЯЗЬЯ) в головы СЛОВЕН ( С _душой БОГА ЕНа) и финоугров.
    Словены конечно наибольшее имели в этом процессе воздействие, потому и укоренилось у них коллективное (стадное) мышление.



    • Копаш
      15 окт. 2013 г., 9:59:24
      Ответить
      Зырянину
      Прежде чем писать свои мысли ни о чем, подумайте откуда взялся письменный язык у зырян.
      • .......
        15 окт. 2013 г., 12:51:00
        Ответить
        письменный язык у зарян был еше до прихода стефана пермского.
        письменность носила название = пасы....
    • тупица
      15 окт. 2013 г., 11:11:27
      Ответить
      у финоугров половина слов заимствованы из русского, о чем ты, дружок?
      • нет не так ))
        15 окт. 2013 г., 12:31:15
        Ответить
        сначала русский заимствовал слова из финноугорских,
        а потом уже руссифицированные финноугроские слова вернулись в финноугорские .
        причем из нескольких финноугроских, в том числе из языков мокша и ерзя........
        • *)
          15 окт. 2013 г., 12:32:30
          Ответить
          Например слово шептать русский язык создал из коми слова.
  • usa_001
    15 окт. 2013 г., 1:47:06
    Ответить
    я когда задачки решаю на компьютере для зарабатывания денег
    вообще - МОЛЧУ. и в фоне музыку ставлю, тИхонько так. Чтобы мысли не убегали. И думаю внутри, даже не по русски. А так АБСТРАКЦИЯМИ.

    >от компании Boeing - не вводить ЕГЭ
    было бы хорошо если ЭТА компания + IBM + Microsoft + ....
    свои ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА перенесли из Индии в Россию и прямо НА МЕСТЕ нанимали на работу в US.
    а то это всё БАЗАР про иностранщину.
    в USA от тестов НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ.
    А ещё дают задачки НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. не возможно apply-ятся на работу через такие сайты. 3-4-5-6 уровней экранов с такими задачками. И кодом прохода на следующий экран является решение предыдущего.
    Я в такой конторе до 4-го доходил. Да видимо ПОСЛЕДНИЙ в очереди на работу туда. Без меня ТУПЫХ американцев хватает.
    Там со старта зарплата ==>100$/hour
  • Всего доброго
    15 окт. 2013 г., 7:17:50
    Ответить
    Умница, полностью с ней согласен. Всех благ.
    Отправлено из мобильной версии
    • согласён
      15 окт. 2013 г., 7:40:19
      Ответить
      И умница, и красавица...
      • Зырянин-язычник
        15 окт. 2013 г., 8:54:57
        Ответить
        умница и красавица
        А потому, что говорит, а значит мыслит правильно.
        Душа по философии финоугров в голове, отсюда и слово ГОЛ_ЛОВа - ДУША ГОЛА.
        Вся наша жизнь от правильного мышления и со-знания.
  • .....
    15 окт. 2013 г., 9:28:41
    Ответить
    Полностью согласен. То образование, которое навязано сейчас, не учит детей быть творцами, а направлено на то, чтобы сделать из них быдло. Язык - это очень серьезная вещь, те кто вводит в наш язык моду на исковерканные западные словечки и ЕГЭ прекрасно понимают что делают, это похоже на целенаправленные действия по развращению и одибиливанию молодого поколения!
  • 34
    15 окт. 2013 г., 9:31:55
    Ответить
    Как же достала эта "профессура" с их вечным зудом "все пропало! надо менять!". Нормальное школьное образование у нас. И ЕГЭ - это нормальный способ государственной аттестации, который может и надо улучшать, но отменять уж точно не стоит. Благодаря ЕГЭ у действительно умных ребят появился шанс пробиться в жизни. А вообще, я получил школьное образование в 90-х когда было еще хуже и ничего на мыслительные способности не жалуюсь.
    • .....
      15 окт. 2013 г., 9:46:56
      Ответить
      Нормальное? Вы послушайте как отвечает на школьные вопросы наша молодёж! Они уже не знают, земля ли крутится вокруг солнца или наоборот, гитлера композитором называют, а вопросы о первой и второй мировой войне вообще погружают их в тягостное раздумие! Скажи таким, что земля плоская и стоит на трёх китах они наверно не удивлятся! Тупо делают из детей биомассу, которой проще управлять..
      • dok
        15 окт. 2013 г., 10:54:33
        Ответить
        а у меня недавно студент 10 на 10 на калькуляторе умножал...
      • катрин
        15 окт. 2013 г., 14:16:48
        Ответить
        А у Вас в комментарии тоже немало ошибок.
        • ....
          15 окт. 2013 г., 15:04:01
          Ответить
          я пишу не диссертацию, а оставляю комментарий, ошибки проскакивают.)) А вот гитлера сознательно не пишу с большой буквы.
    • ну да
      15 окт. 2013 г., 11:14:36
      Ответить
      ну да, я получил образование в 80-х, когда все было лучше, поэтому есть с чем сравнивать. А в 90-х учителя думали где бы мыла купить, а не чему детей учить.
  • ПК
    15 окт. 2013 г., 10:08:07
    Ответить
    Или к счастью, или к сожалению жизнь не остановить, никто сегодня не разговаривает на языке России 18-19 веков, на смех подымут.
  • комiнтарий
    15 окт. 2013 г., 12:46:56
    Ответить
    То, что сказано о молодых носителях русского языка - совершенно верно, хотя для этого не надо быть маститым ученым и исследователем. Если раньше на выпускных писали сочинение минимум на три листа (шесть страниц), да еще с требованиями к орфографии на уровне - три пропущенных запятых или две не повторяющиеся грамматические ошибки и ты можешь считать себя счастливым обладателем оценки "удовл." за грамотность, что практически означало "2" и минимальные шансы на поступление в ВУЗ.

    Что же касается ее ответов на вопросы о сфере ее научных интересов - честное слово, какие-то псевдонауки с определениями и разъяснениями построенными на круговой логике.

    А уж как порадовал этот перл: "Если у русских, да и у всех славян, первая, главная единица — это человек или жизнь, то у носителей английского языка, в данном случае британцев, центральное слово me (я)."

    Это у русских-то - главная единица человек и жизнь? )))) Если посмотреть на всю российскую историю, то как раз противоположность будет истиной.
  • Подкорка
    15 окт. 2013 г., 12:48:20
    Ответить
    О чём спор? Достаточно заложить в мозги всего две фразы: "Путин - наш вождь" и "Единая Россия - партия народа", и - до встречи на избирательном участке!
  • на фото
    15 окт. 2013 г., 12:53:21
    Ответить
    мадам, вам кораллы не идут .
  • Предлагаю
    15 окт. 2013 г., 14:54:33
    Ответить
    на такие лекции приглашать учеников 10-11 классов из классво с гуманитарным уклоном. Есть у нас дети, которые пишут пока в стол, сочиняют хорошие стихи, любят литературу и язык. НО, варятся в школьном соку. А им бы побщаться с такими специалистами или хотя бы послушать. Школ и кружков юных журналистов,юных писателей у нас нет...печально.
  • поздно пить боржоми
    15 окт. 2013 г., 15:32:21
    Ответить
    когда почки отвалились. Щас никому не нужны думающие люди, по крайней мере для УНО кучу бумаг с цифрами нужно заполнить, когда учителям думать учить
  • usa_001
    16 окт. 2013 г., 3:12:34
    Ответить
    постоянные стоны ЛИРИКОВ. у банки НЕТ возможности и НЕ ХВАТАЕТ ума чтобы взять
    ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗ интервью у "ФИЗИКА".
    все "физики", которые НАСТОЯЩИЕ - бабло делают и на Всякую Фигню у них времени НЕТ.
    "физики" это:
    1) люди получившие ЕСТЕСТВЕННОнаучное образование.
    2) ПРИМЕНЯЮЩИЕ эти их знания в жизни.
    сюда входят == физики, математики, химики и заканчивают этот список с хвоста - биологи.
    --------------
    список ЭМИГРИРОВАВШИХ из СГУ "физиков" в студию пожалуйста ! ! ! ! !:
    ......
    ГДЕ ОН? их там больше десятока будет.
    --------------
    про ЕГЭ:
    только БЛАГОДАРЯ ЕГЭ ребёнок получил возможность поступить в ОДИН из ПЕРВЫХ ВУЗ-ов МОСКВЫ на БЮДЖЕТ ! ! !
    ничего плебейскому сословию я доказывать не собираюсь (идите ......):
    главное чтобы У МЕНЯ БЫЛО ВСЁ ХОРОШО.
    благодаря ЕГЭ - ОЧЕНЬ БОЛЬШОМУ КОЛИЧЕСТВУ детей из переферии предоставилась РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ поступить в Ведущие 4 Вуза Москвы. С последующим ДОСТОЙНЫМ трудоустройством. и это трудоустройство НЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ совково-россиянский бизнес. А какое тогда если == ДОСТОЙНОЕ ? ? ?
    --------------

    и ПРЕКРАТИТЕ СТОНЫ по "пропавшее" + "самое лучшее в Мире" ==> СОВКОВОЕ образование.
    ХВАТИТ плакаться и стонать.

    Место своё знайте! Если НЕ СПОСОБНЫ СВОИХ детей настроить на Правильный путь в жизни. У самих значит Ума не хватает.
    А хватает только в СТАДО сбиваться. И заниматься садомазохизмом.
    Нам плохо - это всё "они" виноваты, а мы НИЧЕГО сделать не можем. Поэтому будем находиться в "нашем положении".
    -и он вошёл в её положение.
    -и ещё раз вошёл в её положение.
    -и опять вошёл в её положение.
    -и оставил её в её положии (Жванецкий)
    ----------------------------
    Сейчас как НИКОГДА РАНЕЕ в совке появились возможности ПОЛУЧИТЬ НАСТОЯЩЕЕ ВЫСШЕЕ образование. и по получении ХОРОШО трудоустраиваться.
    ----------------------------
    где-ж она Машина Времени? Сколько времени сгорело, никаких возможностей ...
    А сейчас - "Just do It!"
    только делай ЭТО. Даже ТАЛАНТОВ не нужно иметь:
    JUST DO IT !
  • лена
    16 окт. 2013 г., 20:07:01
    Ответить
    Лекции
    были очень интересные! Приезжайте еще!