11:39, 06.06.2014

Артистка театра оперы и балета Елена Серкова: «В районах люди пугаются слова «опера»

30 мая Государственный театр оперы и балета Коми завершил очередной сезон оперой «Куратов». А сегодня, 6 июня, эту постановку увидят жители села Куратово Сысольского района. Именно здесь, в старинном селе, прежде называвшемся Кебра, 175 лет назад родился основоположник коми литературы Иван Куратов. О выступлении столичных артистов на родине поэта корреспонденту БНК рассказала солистка театра Елена Серкова, занимающаяся организацией гастролей театра.

RET_7805.jpg

Фото Андрея Ретанова

- Показ оперы «Куратов» на родине поэта напрямую связан со знаменательной датой?

- Да, в 2014 году отмечается 175-летие со дня рождения Ивана Куратова. В связи с этим Министерство культуры Республики Коми просило показать национальную оперу «Куратов» не только в столице Коми, но и на родине Ивана Куратова в старинном селе Кебра, ныне именуемом Куратово. Композитор Сергей Носков, написавший эту оперу, сейчас живет в Лондоне, но сам он родом из Коми. И он, безусловно, впитывал в себя культуру этого края, и это тоже сказалось на его творчестве. Мы понимаем, что в летний период собрать зрителя непросто. Но нам бы хотелось донести этот материал до внимания каждого жителя, поэтому цены на билеты будут символическими. Это позволит прийти на оперу всем желающим, даже самым социально не защищенным слоям населения.

- Сельские жители увидят спектакль в полном объеме? Без купюр?

- Спектакль будет показан полностью. На гастроли выезжают 80 человек. Это солисты, артисты хора, балета, оркестра, гримеры, осветители, монтировщики, костюмеры – весь состав, необходимый для работы в спектакле.

- Площадка в глубинке готова принять такую постановку?

- Куратово – ничуть не забытое село, оно продвинутое, там кипит жизнь. Дом культуры там огромнейший. Сцена приличная. Конечно, там нет оркестровой ямы. Поэтому музыканты будут сидеть там, где обычно располагаются первые ряды зрительного зала, как это практикуется в сельских клубах. Но мы к этому привыкли.

RET_7819.jpg



- Получается, если Магомед не идет к горе, она сама пойдет ему навстречу?

- И это правильно. Прежде – выезжать в районы было нормой. Потом, в 90-е, как и во многих отраслях культуры, в этом направлении наступило затишье. Сейчас ситуация изменилась. Материальное положение населения наконец достигло того уровня, когда люди могут себе позволить покупать билеты и приходить на концерты. И сейчас у нас районы – не только города, но и сельские муниципалитеты – готовы принимать большие спектакли. Например, в том же Жешарте Дом культуры рассчитан на 550 зрительских мест. Есть, конечно, и совсем небольшие залы и сценические площадки. Но мы тоже мобильны, можем подстраиваться. В этом году театр поставил сказочную оперу «Королевский бутерброд». В ней задействованы артисты хора, солисты, оркестр. Но при этом мы можем играть этот спектакль даже на небольшой сцене, даже в детском санатории «Лозым». С этого сезона выезды театра в сельские районы стали более частыми.

- Мне кажется, в этом вопросе следует учесть и тот факт, что во многих муниципалитетах реставрируются или заново отстраиваются дома культуры.

- Именно в таком Доме культуры, вновь открывшемся в селе Ижма, мы в конце мая дали концерт. Дом культуры был отстроен заново на месте прежнего, он немного видоизменился, его оснастили современным оборудованием. Прежде зал был очень большой – на 550 человек. Нынешний ДК вмещает меньше зрителей, зато оборудован конференц-зал для проведения небольших мероприятий. В новом ижемском ДК очень уютно. Звук, свет – все на высшем уровне. Наш театр стал одним из первых учреждений культуры, отреагировавших на открытие новой площадки. Мы нашли возможность выехать в село с концертной программой. Перед ижемцами выступили народный артист РК Геннадий Муралев, солистки Елена Лодыгина и Эльмира Угольникова, Елена Серкова. Мы дали полуторачасовую программу, в которую вошли отрывки из оперетт и мюзиклов, а также песни советских, российских и зарубежных композиторов.

- Сыктывкарский зритель знает вас как постоянную ведущую многочисленных концертов, которые проходят в театре. Вы задействованы в спектаклях. Теперь вот еще и организация гастролей. Как успеваете совмещать?

- Действительно времени гастроли отнимают немало. Но я не могу иначе. Я работаю в театре почти 20 лет, после окончания Академии музыки имени Гнесиных в Москве. Все началось еще с работы артистки хора, потом я была переведена в цех солистов. Но я человек неуспокоенный, мне все время что-то нужно делать. И, видимо, даны мне эти организаторские способности. Это отметила и директор театра Валентина Судакова, которая предложила мне заниматься организацией гастролей нашего театра. Мне это очень интересно. Я много лет занималась гастролями народного хора «Украина», затем организовывала концерты белорусского хора «Купалинка». Есть опыт, свои наработки. К тому же в качестве солистки театра я бывала почти во всех уголках нашей республики, поэтому есть представление о жизни в самых разных населенных пунктах.

RET_7797.jpg



- Что самое сложное в организации выступлений театра оперы и балета на селе?

- В районах люди пугаются слова «опера». Наш сельский слушатель сегодня не подготовлен к этому жанру. И люди не знают, что опера бывает разной. Не знают, например, о том, что есть опера-буфф с легким и доступным комичным сюжетом. В основе оперного искусства, конечно, сложный материал, опера – это, прежде всего, драма. И пока у нас нет технических возможностей, чтобы вывозить в районы большие оперные постановки, такие, как «Царская невеста», «Пиковая дама». При всех наших стараниях, эти спектакли сегодня вряд ли найдут своего зрителя в сельских районах, а если найдут, то это, к сожалению, будут единицы. Как ни печально, но сегодня большинством сельских жителей утрачен навык слушания классического репертуара.

В феврале-марте 2014 года мы в восьми районах нашей республики показали проект «Театральный десант». В его рамках мы подарили взрослым яркие праздничные концерты, а детскому зрителю представили сказочную оперу «Королевский бутерброд». И вот вам один пример: изначально в наших афишах было указано: сказочная опера. Работники домов культуры отказывались распространять билеты на оперу. Нам пришлось сделать новые афиши и исправить «оперу» на «мюзикл».

- Неужели все так печально?

- У страха глаза велики. В результате все наши концерты в районах прошли с аншлагом. Нас принимали стоя, с аплодисментами. И всегда с цветами. Было очень приятно видеть букеты в тридцатиградусный мороз. Выступления артистов театра имели большой общественный резонанс. Конечно, такие концерты нужны публике, у них тоже должно быть праздничное настроение накануне 23 февраля и 8 марта. И, несмотря на свою боязнь, сельский зритель готов заново учиться слушать пусть пока легкий, но все же классический материал. С особым вниманием жители небольших населенных пунктов слушают сегодня музыку в исполнении живого оркестра. Это очень важно. Хочется надеяться, что благодаря нашим гастролям и поездкам эта связь между населением республики и нашим театром будет только крепнуть.

1694

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • да ладно...
    06 июня 2014 г., 11:45:59
    Ответить
    Пугаются слова - опер!
  • )
    06 июня 2014 г., 12:59:28
    Ответить
    ставьте правильно ударения
    и к вам потянутся люди...
  • 222
    06 июня 2014 г., 13:35:44
    Ответить
    Зрителя воспитывать надо, как яблочники с айфонами =)) Типа крута и так далее. Есть еще и профессионалы, но в нашей дыре их не много =)) Вам лучше начать с корпоративчиков и с саун. Может зритель и потянется.
  • нюня
    06 июня 2014 г., 16:04:14
    Ответить
    Они не ругаются слова "опера" - они его просто не знают. По-любому!!!
    Отправлено из мобильной версии
  • Это точно!
    06 июня 2014 г., 18:16:42
    Ответить
    Край непуганных идиотов!
  • Муся
    06 июня 2014 г., 19:49:35
    Ответить
    А разве Лена Серкова еще работает в театре?Она-,большой начальник в профсоюзах.Или сейчас можно это совмещать?