13:00, 05.08.2014

Директор Дома дружбы народов Елена Савтенко: «Нацвопрос тонок, но в Коми мы грань не переступаем»

В Коми проживают люди 130 национальностей. С 49-ю национально-культурными автономиями, созданными жителями Коми нетитульной народности, тесно работает Дом дружбы народов, который в ближайшее время отпразднует новоселье: из скромного офиса в несколько комнатушек учреждение переедет в «хоромы» площадью почти три тысячи метров, где каждая диаспора будет иметь отдельное помещение, а все вместе – огромный зал для проведения мероприятий. Что изменится в Доме дружбы, строительство которого курирует глава республики, с решением квартирного вопроса и насколько тонок в Коми национальный вопрос – корреспондент БНК побеседовал с его директором Еленой Савтенко.

KIR_2847.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- Как изменится Дом дружбы народов после официального переезда?

- Это будет совершенно новая веха и новая деятельность, новая работа. Он будет другой. Есть концепция, принят устав, но мы пока и тридцати процентов из него не выполняем: нет возможностей ни физических, ни технических. С открытием, с переездом в новое здание начнется совершенно новая жизнь.

- В чем принцип концепции?

- Самое главное и основное – объединительная тенденция. Это объединение всех наших народностей, живущих в республике. Концепция объединения принята и в России – вместе с идеей о создании единой российской нации. Мы и призваны полным ходом выполнять ее. Прежде всего, мы большой народ огромной страны, граждане России, и не важно, к какому народу мы себя относим.

Второе – нельзя забывать, к какому народу принадлежит каждый из нас. Да, идея мультикультурализма провалилась в Европе. Там все по-другому устроено, и каждая народность всегда жила локально. Россия совершенно иная, и тем она и уникальна: она всегда была многонациональна.

- То есть мы не наступим на те же грабли, что и западные «коллеги»?

- Я думаю, что нет. И, в принципе, опыт существования тысячелетней России это подтверждает. Россия всегда была проповедником мирного сосуществования множеств национальностей. Сейчас это еще актуальней в свете того, что происходит в мире. В то время как самостийность каждого народа там культивируется, мы, наоборот, идем к объединению, созданию единой нации. Но каждый должен знать, к какому этносу он принадлежит, к какой крови он относится и кто рядом с ним живет. Одна из важнейших наших задач – просветительская, чтобы не возникало межэтнических разногласий. Не секрет, что, нет-нет, они проявляются, особенно на бытовом уровне.

- Это в общем по России, а у нас как дело с этим обстоит? Есть ли у нас точки напряжения?

- На бытовом уровне так или иначе все с этим сталкиваются, и я в том числе. Взять тех же трудовых мигрантов, которых награждают унизительными прозвищами, возмущаются чужой речи или в открытую заявляют: убирайся обратно. Это говорит о безграмотности людей, которые не понимают тенденции развития, экономического в том числе, социального и так далее. Я понимаю, каждый радеет за свою землю, хочет, чтобы на ней жил только он со своей семьей и народом. Это похвально, но нельзя допускать перегибов. Но вместе с тем серьезных проблем у нас в республике нет. Большее внимание надо уделять тем районам, где присутствует большое количество мигрантов, но, повторюсь, это от непонимания, какую роль выполняют в Коми эти люди.

Когда наше население коренное говорит о том, что нет работы для нас, но находится для тех, кто приезжает из других стран и регионов – тут ведь есть доля лукавства. Во многих городах и районах Коми огромное количество незанятых вакансий, но ведь коренное население не идет на эту работу. Зато с охотой идут приезжие. Потому что им важна любая работа.

- Насколько все-таки тонок нацвопрос?

- На самом деле, очень тонок. Грань тончайшая, сложно ее не переступить, всегда надо понимать, где, с кем и как ты можешь разговаривать, как выстроить сотрудничество с тем или иным лидером диаспоры, могут ли они вообще работать вместе в одном проекте. Отношение к разным вопросам – социальным, культурным – у всех разное, потому что разные традиции и менталитет. Это все нужно учитывать. Одно неосторожное слово может привести к межэтническому конфликту. Да, он тонок, но у нас в Коми эта грань не переступается, мы ее чувствуем, и в Миннаце профессионалы работают, которые понимают, как выстроить работу, на чем сделать акцент, что «отпустить».

KIR_2851.jpg

- Кроме объединяющего начала, перед вами ставится воспитательная задача – мигрантов или коренных жителей?

- Мы воспитываем не напрямую, не назидательно, а показываем через нашу работу, мероприятия. Смысла в напряженности нет никакой. Мы показываем, кто у нас живет, чем они занимаются, что они такие же, как и мы, только говорят на другом языке и имеют иные традиции.

- В Коми насчитывается 49 диаспор. Причем резкий рост произошел в последние два года. С чем это связано?

- Прирост происходит именно в муниципалитетах, новые НКА создаются в городах и районах. Это показатель, причем не количественный, а качественный. Это говорит о том, что у людей настолько высокий уровень самосознания, что они готовы объединиться, чтобы сохранять свою культуру и показывать ее другим.

- Есть более или менее активные?

- Да, как и все в нашей жизни, это и от ментальности зависит. Есть такие, которые ведут большую работу внутри автономии, но не афишируют ее. Например, немцы ведут очень много исследовательской работы об истории народа в РК. Большая работа – по поддержке своих соплеменников пожилого возраста, здорово поддерживают молодежь. Они как субкультура – в себе, но в то же время они всегда с радостью идут и вовне. Правда, не все догадываются сделать это. Вот мы тут и должны призвать, подтолкнуть, привлечь, помочь сделать какой-то проект.

Очень большую работу ведет узбекская автономия. Она считается сыктывкарской, но охватывает всю республику, работает с узбеками, таджиками, лицами, прибывающими из Средней Азии.

- То есть поток мигрантов – это как раз их сфера?

- Да, это их работа, причем сложная и кропотливая. Они молодцы – своих не бросают, ведут их от въезда в республику до выезда.

- Им приходится общаться с правоохранительными органами?

- У каждого народа есть представители, которых в кавычках называют «паршивой овцой». В каждом стаде она есть. Но если бы не диаспора, было бы остро, сложно – и для человека, и для имиджа диаспоры, и в целом для сохранения межнационального мира. Не секрет, что и СМИ может чисто бытовой конфликт подать с другой окраской и сделать межнациональным.

- Силен ли в диаспорах принцип «народного схода», суда общественности?

- Тут даже не столько общественного, сколько суда старейшин. Потому что старейшины – это «наше все» для них, вокруг них строится вся жизнь общины.

- Каким образом попали сюда старейшины и представители диаспор старшего поколения? Не жалеют ли они об «ошибках молодости»?

- Сколько общаюсь с ними, ни разу ни у одного не прозвучало сожаление, что они не уехали из Коми. Им тут комфортно, и они абсолютно лояльны к месту, которое стало для них второй родиной.

- Как украинцы внутри диаспоры переживают конфликт на их родине?

- Очень тяжело. В диаспоре есть представители и западных, и восточных областей, и понятно, что это болезненно. Внутри диаспоры могут возникать недомолвки и разногласия, но они никуда не выливаются. Люди обсуждают и решают это внутри НКА, к расколу это не приводит. Они ведь понимают, что прежде всего граждане России.

- Родные приезжают к ним, спасаясь от военных действий?

- Да, и к членам диаспоры, и к украинцам, которые не входят в ее состав. Обращаются за помощью в диаспору – документы перевести, просто морально поддержать. Кто-то приезжает «пересидеть», есть и такие, кто принял решение поменять гражданство.

- Что вы сделаете первым делом, когда переступите порог своего нового дома?

- Конечно, первым делом будет большой сход. Вот оно, свершилось, и нужно будет свериться, тем ли путем мы идем, обозначить все точки наши и начать активно действовать.

1462

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • Я
    05 авг. 2014 г., 13:08:34
    Ответить
    кому он нужен дом дружбы, чем заниматься будет, очередная контора,
  • Кокованя
    05 авг. 2014 г., 14:16:00
    Ответить
    Пора менять директора Дома дружбы.
  • нг
    05 авг. 2014 г., 14:53:19
    Ответить
    слава Богу, межнациональные проблемы решает эта, как вы говорите, "очередная контора", иначе решали бы вы в подворотнях и ваши дети.
    • я
      05 авг. 2014 г., 16:23:44
      Ответить
      нг
      неужели вы -нг - думаете что этот дом дружбы решит межнациональные проблемы- ха-ха-ха....
      песни и пласки, кухня - это не решение проблем, это для свктывкара - очередные праздники, а в селе что - межнациональных проблем нет?. но! дом дружбы будет запрашивать а муниципальных властей - план работы, отчеты... мама не горюй
      чем будет заниматься мин нац и минкульт?
  • я
    05 авг. 2014 г., 14:56:18
    Ответить
    Согласен, директор слабоват... Срочно менять.
    Отправлено из мобильной версии
  • Земляк
    05 авг. 2014 г., 15:22:14
    Ответить
    Уважаемая Елена! Если не ошибаюсь,вы в Сыктывкар переехали из Троицко-Печорска! Отчего вдруг, у Вас проявилось такое четкое понимание нацвопроса? Это что от природы? А может быть от лукавого? А может это головокружение от такого крутого взлета? Хочу напомнить Вам историю,потому-что заявляя о том,что тысячелетиями Россия была многонациональной страной,Вы обнаруживаете ее фактическое незнание.Россия многонациональной стала как раз-таки после Революции,когда большевики в угоду сложившейся обстановке в мире,где добровольно,где насильно,образовала анклав под названием СССР.Отсюда памятны и басмаческие войны,события на всем Кавказе,события на Украине,Белоруссии.Так что никогда в России не было многонационального государства в чистом виде.После распада СССР,Россия взяла на себя львиную долю долга СССР,определили границы и начали жить.Теперь вопрос,почему не Россиян, так тянет сюда,к нам ,в Россию? Правильно,как Вы выразились,им здесь комфортно,а почему мы создаем для них более комфортные условия чем для своих,коренных приживальцев? Ведь взаимностью они нам не отвечают.Нас не любят нигде,наши автономии никого не волнуют и никто к ним не прислушивается.Взять пример Кавказа.Сколько там Россиян проживает? Да наверное по всему Кавказу столько,сколько Азербайджанцев в одном только Сыктывкаре.Вот Вам и весь ответ.Вы переживаете за экономику России,подчеркиваете долю импортного труда в нашей экономике.Похвально! Но почему стыдливо умалчиваете о том,сколько работодатель наш,готов платить своим рабочим,какие условия труда создавать для наших росссиян,какие суммы налоговых отчислений готов отдать в казну.Мы годами все делали,чтобы население в Коми спивалось,вспомните вольготное положение алкогольной продукции в Коми,купить можно было все и вся.В других Республиках СССР,не было такого изобилия,вот оттуда и результат.Я за мирное соседство,но я за то,чтобы меня уважали как живущего и жившего на своей территории годами,поскольку пришельцы приходят к нам ,а не мы идем к ним.Хочу напомнить старую поговорку,что в чужой монастырь со своим уставом не лезут.Хотят жить у нас ,рядом с нами - пусть живут по нашим законам,пусть уважают наши традиции,а свое пусть не забывают у себя в доме,там им никто не будет мешать.А грань Вы не переступаете потому,что боитесь,боитесь не отработать те авансы,какие Вам выданы,дальше ничего не говорю,не хочу обидеть.Желаю Вам просто пожить какое-то время на Кавказе,в Прибалтике и так далее.Вот тогда у Вас точка зрения поменяется радикально,я в этом уверен.
    • мать
      05 авг. 2014 г., 15:51:04
      Ответить
      всегда умиляли люди, которые личные счеты трусливо (анонимно) сводят на публичных ресурсах. Вы бы письмо ей лично написали. Или позвонили. Слабо?
  • Статистик
    05 авг. 2014 г., 15:22:17
    Ответить
    Танцы танцевать и песни распевать это еще не Дружба народов,а имитация кипучей деятельности. Только общие дела и деньги делают народ народом. В обозримом будущем эдак лет на сто нам это не грозит. Сыктывкар как и вся Республика еще не сложились в единой истории и общности. Столице еще чуть только больше двухсот лет.Да и живут тут временщики и деревенские искатели лучшей жизни. Это птичьи слезы. Это несерьезно.
  • Эвелина Хромченко
    05 авг. 2014 г., 15:43:55
    Ответить
    причесали бы ее..
    • 123
      06 авг. 2014 г., 9:13:38
      Ответить
      она только от
      хачей вышла
  • галя
    05 авг. 2014 г., 15:51:37
    Ответить
    Мочат - значит, не так уж слабоват директор).
  • да
    05 авг. 2014 г., 15:53:00
    Ответить
    а миннац зачем?
  • Отец
    05 авг. 2014 г., 16:56:07
    Ответить
    Матери
    Так чего-то не понятно,мать,кто сводит с ней счеты? Не заметил злых и пустых комментов,поэтому че пылить то?
  • Роч шпана
    05 авг. 2014 г., 19:59:46
    Ответить
    А вот у меня
    Глава республики - немеч
    Глава района - бендеровец
    Глава Села - Бендеровка
    Где вы русские в коми глуши
  • Гога
    05 авг. 2014 г., 23:32:08
    Ответить
    Где ж берут таких красавиц? Кто их ставит на такие посты? Сначала бы их причепурили...Смотреть страшно.
    • 123
      06 авг. 2014 г., 9:14:40
      Ответить
      хачи причепурят
      .
  • Николай
    08 авг. 2014 г., 13:56:16
    Ответить
    Полностью согласен с Земляком (15:22:14). Такое впечатление, что коренного населения в РК не существует. Все ресурсы брошены на обслуживание землячеств мигрантов. А нет коренного населения, следовательно, на первый план выходят проблемы мигрантов. Подскажите, что делается на республиканском уровне для того, чтобы коми народ чувствовал себя хозяином на своей земле? Пляски-песни хорошо, но этого недостаточно для безопасности будущего России.