22:43, 25.10.2010

Михаил Рогачев: «ГУЛАГ – судьба Республики Коми»

30 октября Республика Коми отметит День памяти жертв политических репрессий. В нашем регионе тема сталинских лагерей звучит особенно. Мы живем на земле бывшего архипелага ГУЛАГ, несколько поколений жителей республики выросли, неизбежно при этом оставаясь «детьми ГУЛАГа». В преддверии печальной даты, о том, какой отпечаток на социум Коми оказал ГУЛАГ, Финно-угорскому порталу рассказал кандидат исторических наук, главный редактор Коми республиканского мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние» Михаил Рогачев.

 

Рогачев.jpg

Фото Юрия Кабанцева

 

- Михаил Борисович, правда ли, что противостояние, которое здесь существует между коренным и не коренным населением, между горожанами и жителями сел, зародилось во времена ГУЛАГа?

- Национальный состав здесь начал резко меняться в 1930-е годы, но особенно заметно - уже после Великой Отечественной войны, в 1940-1950-е годы. По переписи 1959 года коми здесь впервые оказались в меньшинстве. Было три источника формирования не коми населения: это так называемые «вербованные», приехавшие на заработки, те, кто сюда попал по распределению и освободившиеся из лагерей. Неизвестно, сколько освободившихся уехало, а сколько осталось. Но оседали они в основном в городах - в Воркуте, Ухте, Инте, Печоре. Там изначально местных жителей было очень мало. Кроме того, были леспромхозовские поселки (многие из них были основаны как спецпоселки), где осело большое количество бывших спецпоселенцев, им некуда было уезжать. И отдельно были коми села.

- Как складывались отношения между жителями таких населенных пунктов?

- Никаких национальных конфликтов не было, потому что никто друг другу не мешал. Были леспромхозы, города и совхозы. Они очень мало пересекались.

А во времена ГУЛАГа местные с лагерниками вообще не общались, у них было резко отрицательное отношение к сидевшим в лагерях. Это понятно: кто за решеткой, тот представляет опасность.

- У жителей Коми есть свой отличительный характер. Не сформирован ли он ГУЛАГом? Огромным количеством заключенных, осевших на территории коми?

- Это очень трудно проверить, и то, что я скажу - не больше, чем предположение, основанное на наблюдениях и разговорах с бывшими заключенными. В Коми оставался приличный контингент. Лагерное население четко делилось на три категории. Это «урки» (профессиональные воры), бытовики и политические. Среди политических было много интеллигенции, бытовики были осуждены за реальные преступления, но нетяжелые. Они не были рецидивистами. Так вот, воровское сообщество уезжало отсюда сразу - им тут делать было нечего. Оседали, в основном, бытовики. Это люди со специальностью, они отбыли свой срок и хотели нормально жить, но им было некуда ехать.

- Тем не менее, смесь судеб и характеров выходит необычная. Получается, мы - продукт этой смеси.

- Да, смесь образовывалась. Поначалу было так: коми жили в своих селах, а городскую среду образовали как раз приехавшие, в том числе отсидевшие в лагерях. Позже коми начали перебираться в города, очень быстро теряя связь со своей культурой и традиционным образом жизни. Не случайно городские коми очень быстро утрачивают язык. Они как бы стеснялись говорить на своем языке: это было признаком «деревенщины». Тогда заслугой считалось отправить детей из деревни в город, жить «чистым» трудом. Тогда и появилось противопоставление города селу. И на него накладывалась национальная черта: городские - не коми, сельские - коми. И, попадая в город, коми стеснялись не национальности, а того, что коми ассоциировались с селом.

- Что из того, что было в ГУЛАГе, нам до сих пор «аукается» экономически?

- Система расселения, когда населенные пункты строили непродуманно, без привязки к историческим условиям, традиционным вехам. Пример - леспромхозовкие поселки, ныне умирающие. Развалилась лесозаготовительная промышленность, а поселки остались, но их трудно переориентировать на что-то другое. Да, они развивались в свое время, но развивались с трудом, потому что поставлены неудачно. Коми традиционно селились на высоких берегах рек, чтобы место было сухое, солнечное, вода была рядом, ведь это Север. Леспромхозовские же поселки расположены как попало. В некоторых из них и воды-то нет, а некоторые, наоборот, стоят на болотах, дома из-за этого быстро разваливаются. Те же самые города, выросшие из ГУЛАГа - они строились как времянки. Панорамы ранних Ухты, Инты, Воркуты - это бараки. Главное было - производство. Все это постепенно пришлось сносить и перестраивать, но с огромными затратами. Города развивались, как бог на душу положит. Или вспомним производство в поселке Водном - там территория до сих пор не безопасна для жизни.

 

Полную версию интервью читайте на Финно-угорском портале.

2318

Комментарии (62)

Добавить комментарий
  • Killer Squirrels
    25 окт. 2010 г., 23:15:27
    Ответить
    День Врагов Народа
    • Б.З
      26 окт. 2010 г., 8:29:55
      Ответить
      Киллеру
      День псов НКВД-шный. В это день вспомним их и предадим АНАФЕМЕ!
      • хлор
        26 окт. 2010 г., 17:11:14
        Ответить
        Ура НКВД!Избавим массы от врагов Родины!
        • Насыпь
          26 окт. 2010 г., 18:27:27
          Ответить
          хлорки
          себе в задницу нквдешную
    • Нарыв
      26 окт. 2010 г., 14:30:34
      Ответить
      Интересно
      А как Лёня Зильберг относиться к данному празднику. Ведь у него папа как раз в НКВД служил, а он вроде как заядлый демократ...
    • Гражданин
      28 окт. 2010 г., 10:11:22
      Ответить
      День врагов народа
      Козлы, не трогайте Сталина, благодаря нему Север вообще развился, РФ только за счет этого сейчас и существует. А этот придурок вообще истории не знает. Засланец ЦРУшный.
  • БНК
    25 окт. 2010 г., 23:29:54
    Ответить
    сегодня 25 октября
    Комиинформа уже дала информацию по процессу Чекалина. Туда аж депутат Госдумы прилетел.
    А вы что ж отстаете?
  • **
    26 окт. 2010 г., 1:12:14
    Ответить
    Все было не так... и понять как это было на самом деле мы еще долго, а может и никогда не сможем.Разбивка сидельцев на уголовников, бытовиков и политических- примитивна и не полна
    -а куда отнести наших солдат попавших в плен в финскую компанию а потом прямым ходом из финских лагерей в советские на строительство жд ? а куда отнести полицаев и власовцев?а опыт практически автономного существования всего Ухтпечлага, в т.ч и по продовольствию? и главное - да не имел Ухтпечлаг никакого отношения ни к республиканским властям коми, ни к республике, причем не только до 53 года, а считай что до конца 80х, ни этнически, ни исторически ни экономически территорию от княжа на север до самой Воркуты имела такое же отношение к Коми как к Кирову, Архангельску или Тюмени ( см.границы нарисованные по линейке)
    Тема жутко интересная, так что наша республика - мини копия развития США. Отсталый аграрный юг - продвинутый промышленный север, авангард первопроходцев- каторжане, смешение всего этого и в результате рассовая терпимость, очень не глупый народ,и вполне приличные перспективы ( может не сразу, но шанс точно есть - гены не дадут загнуться)
  • гАлина
    26 окт. 2010 г., 1:52:20
    Ответить
    взаимоотношения
    Мама вспоминала, что в голодные годы младшую сестру отправляли в лагерь. Она перелезала через колючую проволоку и заключённые подкармливали её хлебом и с собой давали. Заключённым часто отправляли посылки. Некоторые из них не доходили до адресатов. У мамы осталось хорошее впечатление о тех, кто был за колючей проволокой. С уважением относилась к ссыльным, жалели их. У многих коми женщин родились чурки - после перегона конвоированных. Кто оставались - в жёны брали коми женщин. Не любили вербованных - те приехали за большим рублём и не уважали местное население.
  • Сарычев Юрий
    26 окт. 2010 г., 7:27:00
    Ответить
    автору
    Михаил Борисович, с интересом прочитал Ваше интервью. Отметил для себя его сугубую осторожность: поселок Водный "небезопасен" для жизни. Они (коми) "как бы" (!!!) стеснялись говорить на своём языке"...С Вами согласен, 30 октября дата печальная. Но, коли мы все наследуем русскую судьбу, надо бы нам не только печалиться (эмоционировать), но и понимать (размышлять)над своей историей. Мы здесь в Ухте проводили с Вами и с КНЦ и с Госсоветом РК Всероссийскую конференцию "Гулаг на Севере России" - замечательное было меропрятие - особая благодарность (помимо названных организаторов) администрации Ухты и УГТУ. И главный методологический вопрос этой конференции, он так звучал в ряде выступлений докладчиков - неправомерно рассматривать историю региона исключительно с точки зрения истории ГУЛАГ-а, поскольку будем мы, в таком случае, обречены на исследовательский тупик узкой истории пенитенциарных учреждений в РК. Посему, как ни печальна дата 30 октября, она должна быть внимательно ИЗУЧАЕМА. И в этом изучении (которое должно превышать своим статусом эмоцию печали) мы, я надеюсь, увидим (в связке) и трудовой подвиг, и драму внеэкономического принуждения, и отличие сталинской "системы лагерей" от "гитлеровской системы лагерей" и подобные тому вопросы. И здесь, по здравом размышлении, мы можем прийти к заключению, что у Республики Коми, отнюдь не "гулаговская судьба". Судьба нашего края - пионерское освоение северной природы человеком. Да, конечно не без печальных исторических моментов (пользуясь Вашим штилем). С уважением.
    • egor
      27 окт. 2010 г., 11:20:55
      Ответить
      Призабыл, где, м.б. в "Популярной механике", но недавно вычитал, что на речке Ухта нефтепродуктам находили применение уже в XXVII веке, т.е. в правление Алексея Михайловича, отца Петра I. А в 1745 году даже какое-то перерабатывающее производство по императорскому соизволению затеяли, т.е за 200 лет до обретения городского статуса.
  • Kromdas
    26 окт. 2010 г., 10:26:34
    Ответить
    Про гулаги,зоны и т.д есть кому рассказать,а вот про нынешний геноцид нашего народа молчат все,мы теряем по млн в год,какой нахер гулаг,стране п*****!
    • Кромдасу
      26 окт. 2010 г., 11:49:26
      Ответить
      ты в какой стране живешь? В России за последнее время прирост населения.Больше рожать стали(материнский капитал). Больше джамшудов едет. Короче - ТЫ ГОНИШЬ!!!В ГУЛАГе в год уничтожали по несколько миллионов СВОИХ граждан.На оккупированной фашистами территории в концлагерях - были те же цифры,только граждан ДРУГИХ стран. И фашистский геноцид был по времени короче.
      • Нарыв
        26 окт. 2010 г., 14:45:01
        Ответить
        Придурку наслушившемуся Сванидзе
        Почему всего по нескольку миллион?????

        Гони уж по 10 миллионов в год! Лучше жвучит в день памяти жертв.

        К твоему сведению была комиссия в середине 90-х которая точно установила число уничтожанных в лагерях, при чём всех мастей, не только политических Точно на вскидку не помню, но за все 20-30 годы около 400-т тысяч.

        Конечно и это не мало, но не надо бред откровенный нести.

        А рожать сейчас стали немного больше, но убыль населения по прежнему идёт. Рождаемость не перекрывает смертность.


        Политика рассказывать страшилки про Советское время имеет вполне идеологическую основу.
        Сейчас абсолютно нечем власти похвастать Всё в ж.опе, кроме доходов олигархов. Вот и кормят народ страшилками про Советский Союз, с подтекстом в подсознании, мол видите как было плохо, сейчас такого нет, значит как хорошо живём.

        Психологический подход примитивнейший, но как работает эффективно!!! Сколько таких до-баёбов, повторяющих Сванидзовский бред.

        Спасибо хоть Рогачёв не в пример Сванидзе.
        • гоблин
          26 окт. 2010 г., 15:47:51
          Ответить
          +1
          Не забудьте про миллиард расстрелянных лично Сталиным
      • naxputina
        26 окт. 2010 г., 16:49:16
        Ответить
        Какой прирост,ты видимо прихвостень едросни,материнский капитал)))насмешил,а то что джамшуды едут это ваще хреново!
  • Отмодерировано
    26 окт. 2010 г., 15:20:14
    Ответить
    на худой конец, нет сомнения, что все чистенькое
    Отмодерировано
  • Нарыву
    26 окт. 2010 г., 15:29:05
    Ответить
    Был бы у тебя нарыв в попе.Но,увы,он у тебя в голове.
    Твоя завить богатству олигархов помутила рассудок.
    Ну не миллион граждан твоей и моей страны погибало в ГУЛАГе,а "ВСЕГО-ТО" 400тыс в год.И это только в лагерях(сам сказал).А тех кого расстреляли и замучили в подвалах нквдешных ты - НАРЫВ не учитываешь.
    Ну скажи,что гитлер был хуже сталина,за то что не имел права уничтожать др.нации,а сталин - имел это право,т.к была его эпоха.

    Прирост населения происходит от приехавших гасторбайторов.
    От приехавших раньше и получивших гражданство,они не ссат - плодятся и живут в любых условиях,у них от 3х детей - норма.
    У нас это проблема.У нас даже олигархи(ты им завидуешь) не могут себе позволить больше 2х детей. Наши русские семьи погрязли в абортах. Вот эту убыль посчитай. Вот где НАРЫВ...
    • Нарыв
      27 окт. 2010 г., 13:02:59
      Ответить
      олигофрену
      "У нас даже олигархи не могут позволить себе иметь больше 2х детей".

      Ха-ха! Только такие олигофрены и могут верить сванидзе.

      Бедные олигархи! Как тяжко живут! у них даже на третьего ребёнка средств не хватает!

      Ну видал д-лбаёбов на сайте, но таких...

      Не любитель выражаться, но это точно интеллект бабочки капустницы.

      У гастербайтера есть средства на 3х детей, а у олигарха не хватает!

      РЖУНИМАГУ !!!!! Спасибо, повеселил!
      • Нарыву
        27 окт. 2010 г., 13:17:14
        Ответить
        в голове
        Я ж угадал!Нарыв в голове твоей.Абсцесс мозга!Запущенный.
        Олигархи могут себе позволить хоть 10детей и больше.
        Они - не хотят.Так же как и все русские. Джамшудам не нужны особые условия для содержания детей,т.к на их родине и этих - нет.Они плодятся,заполняют пустоту.Природа не терпит пустоты.
        А все русские заняты абортарием,им денег не хватает на детское питание и себе на ПЫВО.Что тебя развеселило? ДЭБЫЛ! Лет через 5-10 в Сыктыке -
        АЛЛАХ АКБАР с утра до ночи... ДОХИХИКАЕШЬСЯ.
  • Давайте вспомним
    26 окт. 2010 г., 16:10:46
    Ответить
    Кого могли зачислить "Врагом Народа"
    1.На селе.Враг народа - крестьянин имеющий лошадь,2-3коровы,коз,овец,кур.В семье - от 5детей.
    2.В городе.Враг народа - рабочий имеющий высокую квалификацию,
    талантливый ученый или инженер,человек имеющий хорошую квартиру или большую комнату в коммуналке,человек талантливый на сцене,человек имеющий красивую жену.

    Все остальные не представляли "угрозу государству",но находились постоянно(круглые сутки) в состоянии страха,которое у некоторых(доживших)сохранилось до сего дня.
    • Давайте
      26 окт. 2010 г., 16:54:55
      Ответить
      Давайте сегодня посмотрим на наших пенсионеров и стариков,как они ужасно живут на нашей рассеи ....Этим все наглядно и сказано,и не надо вспоминать сколько впрошлом у кого что было,помсмотрите как щас живут буржуйские выб***ки от партии власти,которые день изо дня уничтожают нашу страну,наше будущее!
      • У вас псы
        26 окт. 2010 г., 18:29:56
        Ответить
        нет страны.Совка вашего помоешного.Тем более - будущего...
      • даю
        27 окт. 2010 г., 12:16:56
        Ответить
        далась тебе эта власть, климат не она делает, а ты сам - вокруг себя - а я что то власти не замечаю вокруг, мож не завистлив? и старикам помогаю, кто ж им еще поможет? и тебе советую
    • 23
      26 окт. 2010 г., 17:16:38
      Ответить
      Давайте вспомним
      "Кого могли зачислить Врагом народа"-Ты че олух сам эти критерии только что выдумал?
      • 23-му
        26 окт. 2010 г., 18:55:03
        Ответить
        У тебя что,есть из перечисленного...?
        Тогда вэлкам в эпоху гулага.На пайку баланды и норму выработки,чтобы эту мутную жижу получить.И если доживешь до конца срока,то инвалид без содержания.
    • василий
      27 окт. 2010 г., 8:31:29
      Ответить
      давайтеу вспомниму
      тогда уж вспомни фамилии тех , кто рулил в то время НКВД и лагерями. как сказал К.Прутков :"отыщи всему начало - и ты многое поймёшь".
      • василь,
        27 окт. 2010 г., 11:03:20
        Ответить
        вспомнив, оцените позицию России тогда: сначала европа хвост поднимала на Россию (17...), затем америкосовская гонка вооружений (60?)- НО страну то сохранили, для вас же сохранили. сценариев событий возможно было несколько, но все похожие: окупация, порабощение, дойка ресурсов. а рассуждение что коми не такие да не россияне, да с финнами сравнение, экономика которых развивалась без препятствий. вопрос идет о цивилизации - она всегда начинается на севере, гулаг не чебурек ли организовывал, пыхтя ненавистью к русским? а нам пофиг
        • василю
          27 окт. 2010 г., 13:21:50
          Ответить
          если цивилизация начинается на севере,то где она?
          Она на севере - заканчивается.
          • в
            27 окт. 2010 г., 16:06:23
            Ответить
            в северном мозге, вскормленном мясом, а не бананами
            • Ага
              27 окт. 2010 г., 17:18:48
              Ответить
              в северном
              отмороженном мозге зарождается цивилизация.
              Это я уже где-то слышал."С севера возрождение Росии".
              Да уж! оно начнется когда на севере будет еще меньше людей чем сейчас. Построят аэропорты,терминалы,метро,небоскребы.
    • вспомнил
      27 окт. 2010 г., 12:29:11
      Ответить
      эмоции, основанные на пропаганде, мол плохо в прошлом-плохо в настоящем - Россия - отстой, пострадали гении, выжили козлы, значит и теперь генов гениев в России нет? (чья пропаганда - сравни - то ли дело германы, америкосы - добрые рубахи парни, которые только и пекуться об окружающих? хаха 3 раза, и все они гении - хаха 4 раза), и типа лентяи сделали революцию? хаха 5 раз, а как же несвобода крестьянская при царе, войнушки на пользу какойто германии от франции, франции от германии за нашу кровь, от всего этого мы бегали 3 века в Сибирь почто?
  • ололо
    26 окт. 2010 г., 16:15:57
    Ответить
    Отмодерировано
    Отмодерировано
  • Торлопов
    26 окт. 2010 г., 18:14:00
    Ответить
    Больно людям
    Читая Шолохова "Поднятую целину" видно как из простых крестьян Советская власть делала своих врагов. Сколько таких семей было выслано на Север. Неужто у тех, кто защищает Гулаг нет просто человеческой жалости к детям, которых выдернули из своих домов, выслали с родителями на холод и голод.Почему об этом вские козлы, которые боятся даже назвать свою фамилию, пытаются что то вякать. Прав рогачев что такую экономику здравомыслящий человек не построит. Где разум в том, что железная дорога не прошла через сыктывкар, хотя ее начали строить в 1929 году С пИНЮГА НА вИЗИНГУ И сЫКТЫВКАР. ВСЯКИЙ РАЗ ПРИЕЗЖАЯ В МИКУНЬ ВИДИШЬ, ЧТО ДОМА ТАМ ПРОСЕДАЮТ В БОЛОТЕ. ТАМ ЛЮДИ НЕ МОГУТ НОРМАЛЬНО ЖИТЬ ПО ПРИЧИНЕ ЭТИХ БОЛОТ.кТО ПОСТРОИЛ МИКУНЬ, КТО ВЫБРАЛ ЭТИ МЕСТА ДЛЯ ГОРОДА. ТОЛЬКО НРАВСТВЕННЫЕ УРОДЫ МОГЛИ ЗАСТАВИТЬ ЖИТЬ ЛЮДЕЙ В ТАКИХ ГИБЛЫХ МЕСТАХ. РЯДОМ АЙКИНО, ВОТ ГДЕ КРАСОТА РЕКИ, ЗЕМЛИ НАИБОЛЕЕ ВИДНЫ И ПОЭТОМУ ЛЮДИ ТАМ ДОБРОВОЛЬНО И ПОСЕЛИЛИСЬ, НИКТО НЕ ДУМАЛ ИЗ НИХ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ КАК ТО НКВДШНИКИ КОТОРЫЕ ОСНОВАЛИ ЛАГПУНКТЫ ШЕЖАМ МИКУНЬ ЧУБ МУСЬКА И Т.Д ВОДЫ В ШЕЖАМЕ НЕ БЫЛО И В СТРОЙБАТ В ШЕЖАМ ЕЕ ВОЗИЛИ ЗА 10 КМ. В ЧУБЕ ТАКАЯ ЖЕ ИСТОРИЯ.НУ НАХРЕНА НАМ ВСЕМ ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.
    А ЧТО СЕЙЧАС НА МЕСТЕ СТРОЙБАТА В ШЕЖАМЕ? ПОСЕЛКА НЕТ. ЛЮДЕЙ КАК ВЕТРОМ СДУЛО. ОГРОМНЫЕ СРЕДСТВА ВЫБРОШЕНЫ НА ВЕТЕР, РАЗВОРОВАНЫ. пОЧЕМУ тРАНСИБ БЫЛ ПОСТРОЕН НА ВЕКА, А НАШИ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ В ЧАСТНОСТИ АЙКИНО_шЕЖАМ ПРОСЛУЖИЛА ТОЛЬКО 50 ЛЕТ . ТАК КАК РАЗОБРАНА ЗА НЕНАДОБНОСТЬЮ В 1997 ГОДУ. Вот эти комисарские сволочи и лагерные начальнички и их подсиралы поют о благих делах НКВД , Гулага и т.д. Объясните мне зачем добывать уголь в Воркуте, если его нельзя доставить в Киров, Котлас , ленинград?. Только одна задача, одна цель- как можно больше угробить людей и запугать других несогласных с этой властью. Сегодня показали сюжет про село куратово. На этих холмах раньше кипела жизнь, людей БЫЛО КАК В КИТАЕ.А СЕЙЧАС ТАМ ОДНИ СТАРИКИ ЖИТЬ ОСТАЛИСЬ. ТАКАЯ КАРТИНА ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. НЕ СТРАШНО ЧТО ПОСЛЕ НАС И НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РАСЕИ БУДЕТ ЖИТЬ ИНОЕ ПЛЕМЯ? ВАМ, РАБОТНИКИ ПАРТКОМОВ, СМЕРША ,НКВД , ВАШИМ ДЕТЯМ И ВНУКАМ ОТ ТАКОЙ КАРТИНЫ НЕ СТАНОВИТСЯ ЖУТКО НА ДУШЕ?
    Сейчас В ДЕРЕВНЯХ ОКОЛО КУРАТОВА населения практически нет. Поэтому надо хоть вспоминать 30 октября о тех людях безвинно убитых и погибших, что бы как то в будущем не сотворить того зла, которое пришло в Россию с коммунистами и бомбистами в начале 20 века. Проблема затронутая рогачевым очень верная и щепитильная-Отношение коренных коми ко всем пришлым. Мои родичи говорили что никого ИЗ РАСКУЛАЧЕННЫХ ВОЕННОПЛЕНЫХ УГОЛОВНИКОВ ВЕРБОВАННЫХ сюда К СЕБЕ ДОМОЙ из пришлых не звали. Все они пришли по праву сильного, выбора у наших предков не оставалось и поэтому ГулаГ покорил коми народ. Вот теперь и обсуждается вопрос о дорожных знаках с коми названиями с неким Слабиковым. Пример Финляндии весьма поучителен. у них нашелся генерал Манергейм и разогнал с помощью немецких штыков красную гвардию у себя на Родине. СуМели финны построить нормальную демократическую промышленно развитую страну в тех же климатических условиях. Могут сделать это и Эстонцы, хотя конечно нарушения некореных народов там и присутствуют. Знакомый уехал оттуда и умер в сыктывкаре из того что не нашла работы, силы жить в нашем обществе. Поэтому каждый народ должен жить в том месте куда его определил Бог. А смешав все и всех у нас в Коми мы получили некую субстанцию людей, потрявших свои корни и свою землю, а также право самим решать свою судьбу. Мне лично Москва сильно и не нужна, меня в последнее время сложилось убеждение, что россия разваливается и чем скорее произойдет разделение ее именно на саму Россию и присоединенные к ней территории, на которых власть будет управляема самим коренным населением, то и социальных конфликтов будет гораздо меньше. возьмем сыктывкар. управляет им Рома, не коми. Борисов из того же ряда. И так далее . Самый нормальный РАБОТЯЩИЙ МЭР _Ладанов. Потому что он отвечает за себя. Где еще есть руководитель района, коми по духу и национальности. Только на УДОРЕ И ДЕЛА ТАМ ИДУТ ВРОДЕ НЕПЛОХО.
  • Ща начнут
    26 окт. 2010 г., 18:48:01
    Ответить
    отпрыски псов вертухайских
    петь про Войну,что победил в ней сталин,вкпб и нквд.
    Ну а кто еще? Все остальные - "ВРАГИ НАРОДА".
    Жива эта плесень нквдшная и радуется террактам в Москве.
    И воет:"при сталине так не было".Да заткните вы свою шарманку.
    предки ваши бошки свои в истерике разбивали во время похорон людоеда сталина.И выли все:"что нам делать,что с нами будет,сталин умер". ЧЕРВИ! все еще извиваетесь...рабы.Тяжело вам без хозяина. Своего мозга нет,нет таланта и жить привыкли как паразиты за счет гулага.
  • ms.Gulag
    26 окт. 2010 г., 20:06:34
    Ответить
    Ура товарищю Сталину!!!!!Да светится имя твое во мгле беспредела рассейского,да восстанет народ твой на войну с угнетателями и врагами!
  • Все отмороженым
    26 окт. 2010 г., 20:30:02
    Ответить
    сталинистам
    Давайте разберем ситуевину:
    Кто осудил культ сталина и гулаг? КПСС.
    Кто завел СССР в тупик? КПСС.
    Кто объявил перестройку? КПСС.
    Кто развел всех нас на ваучерах и стали помещиками и фабрикантами - олигархами? КПСС или бывшие ВЛКСМ.
    Кто сейчас у власти и олигархствует? ВСЕ ТЕ ЖЕ...
    Они же были при сталине и после сталина.Это для них же "враги народа"(т.е - их враги)все перечисленные в посте "давайте вспомним". Давайте помечтаем: появился нью-сталин,кто начнет репрессии? Все те кто сейчас олигархствует. Забейте на лозунги.
    Все ложь и лицемерие ТОГДА И СЕЙЧАС.Враги бессмертны.ОНО НЕ ТОНЕТ.
    • да уж
      27 окт. 2010 г., 6:07:23
      Ответить
      да не кпсс, а масоны, которые суть - власть и которых следует вешать, называйте уж вещи именами, Россию то раскачивали всё чебуреки: типа отпостившегося "псом":: то джугашвили, то хохол, то вобще незнамо что, за спиной коих стояла эта рать имеющая нацию, но не имеющая страны
      • да УЖУ
        27 окт. 2010 г., 10:50:30
        Ответить
        массоны твои кто? Они не состояли в РСДП(б),в РКПБ,в КПСС ???
        Да они и создали эту партию бесовскую. Вот пускай и вешают друг друга и вешаются сами. Так же как в сталинскую эпоху друг на друга клеветали и доносили в нквд.Это произошло когда нормальных людей,честных и талантливых не осталось.А репрессивной машине - гулагу нужна была пища.Залили кровью Россию,получили всходы ростков злобы,зависти,мерзости и ублюдства.
        • ужу
          27 окт. 2010 г., 12:10:31
          Ответить
          это лирика, родившаяся уже неизвестно когда - что кто на зоне, тот нормальный,честный и талантливый, кто на воле, тот злобный карлик, завистливый , мерзостный и ублюдочный, обьясню откуда это идет: человек обычно свои злобные чувства приписывает другим, и в натуре каков сам - таково твое отношение к жизни, окружающим, и на выходе - таково отношение жизни к тебе. это в тебе говорит пропаганда е-ская, которые приучили тебя считать, что все что РОССИЯ - плохо, все россияне то что ты перечислил - а где хорошо? а какая такая нация пушиста? нерусь ты, верно
          • да УЖУ
            27 окт. 2010 г., 13:28:59
            Ответить
            Этим постом ты подтвердил,что жили в эпоху сталина(включая его),такие вот осыби,которые во всех видели "врагов народа",т.е - своих врагов.Выводы они делали по самим себе.
            Одно то что сталина,как революционера при царе содержали(кормили)в тюрьме,а вот сталин эту ошибку царя исправил всю оппозицию - уничтожил,расстрелял.
  • Radost
    26 окт. 2010 г., 20:46:36
    Ответить
    Вот кпсс какие плохие,ай яй яй!!!Спасибо товарищу,за информацию!Слава путхле!
  • just me
    26 окт. 2010 г., 20:59:36
    Ответить
    кто привел страну к запустению и последующей "великой индустриализации", которая ни чем иным как банальным финишным спуртом безнадежно отстающего в гонке? они же.
    а кто привел к культу? все те же.
    кто не хотел публиковать результаты своей социальной работы с населением, то есть результаты переписи 37-го? даже отвечать не надо...
    а кто не хочет свой же гребаный 7 ноября отмечать? да все те же, - боевой отряд кпсс, ваффен кпСС, тоесть.
    и продолжать можно бесконечно...
    кто, например, тупо смотрит на Китай, эту босяцкую страну, как на некий пример? выкормыши из чекистских школ с вызубренным уставом кпСС.
    • василий
      27 окт. 2010 г., 22:52:54
      Ответить
      иностранцу от (20:59)
      только такой идиот , как ты , опубликует накануне войны результаты переписи , особенно число "лиц муж. пола в возрасте 16-50 лет" , т.е. потенциальную численность вооружённых сил.
  • just me
    26 окт. 2010 г., 21:00:44
    Ответить
    ни чем иным НЕ БЫЛА (имелось в виду)
  • Бесы
    26 окт. 2010 г., 22:31:05
    Ответить
    Оденут любую маску."Любви к народу","патриотизма","и в храмы пойдут". Примут любой лозунг."Смерть врагам народа","пятилетка за 3года","каждому россиянину по квартире","миру мир","миртрудмай",
    "перестройка и гласность". Время масок и лозунгов кончилось.
    Открылись глаза наши. Власти все труднее и труднее влиять на нас.
    Мы изучили повадки бесовские.И чтобы мы опять поверили - дорогого стоит.Любую благую идею С ВЕРХУ эхом подхватит легион и все извратит и превратит в кал.И при этом насытится не только материально,но и разочарованием душ наших.
  • Роман
    27 окт. 2010 г., 9:11:42
    Ответить
    Бесы
    был написан Достоевским за пол века до прихода бесов к власти в России. Не легко избавиться человеку от бесов в душе его.
    Стране,такой как Россия,сделать это - еще труднее.За 70лет бесовщина пустила корни.За 20лет изгнать ее не мыслимо.
    Кто любит свою Родину тот будет стремится к исцелению себя.Из каждого исцеленного мы получим новую Россию. Без зависти,злобы,алчности,жадности. С любовью и патриотизмом.
    • egor
      27 окт. 2010 г., 11:49:16
      Ответить
      Ох, и трудненькое дело Вы предлагаете: от БЕСовства совершить переход к, для начала, осознанию, хотя бы, важности "Без"... зависти, злобы, алчности и жадности. Вот и Фёдор Михайлович за "полвека до прихода" пишет (гл.I, ч.IX): "...Россия есть слишком великое недоразумение, чтобы нам одним его разрешить, без немцев и без труда". В противном случае, там же и у него же: "...у нас была одна самая невинная, милая, вполне русская весёленькая либеральная болтовня". Ну, неведомы были писателю нынешние возможности интерент-ресурсов, куды ж деваться. У Вас - Сверхзадача, прям как по Станиславскому: тяжело, а надоть.
    • роме
      27 окт. 2010 г., 12:13:29
      Ответить
      беда ваша, что мыслите "обществом" и за общество - стань сам хорошим, и Россия с тобой такой же станет
      • не роме
        27 окт. 2010 г., 14:04:04
        Ответить
        а Роман "Бесы"
        дочитать надо было до конца фразу.
        С Вами согласен. Спаси себя сам,исцелись.И вокруг тебя спасутся тысячи.Чем в данный время(мне отпущенное)и занимаюсь.О тысячах не мечтаю-не стремлюсь.Но хотя бы ближний круг...
        А тысячи - аки хищные звери:хлеба и зрелищ! За 70лет безбожия мы отскочили к Др.Риму. По понятиям,инстинктам и рефлексам.
        В этом нам помогает сегодня Запад. Там это - еще раньше нас...
    • Нарыв
      27 окт. 2010 г., 13:10:07
      Ответить
      Ромашке
      В, И, Ленин: "Достоевский - архи вредный писатель".

      Прав был вождь. О как его произведения мозги сдвигают в сторону всетерпения и непротивления.

      Удобная теория. Всё сопротивление режиму - это бесовское, за 20 лет что то исправить не возможно, нужно безропотно потерпеть лет 50-70, и тогда все будет в шоколоде.

      Ещё один оболваненый Сванидзе!
      • Нарыву
        27 окт. 2010 г., 13:56:44
        Ответить
        Точно такой же абсцесс был в мозге у ильича.
        Почему "айхи въедный писатилишко"? Так за роман "Бесы" ильич и невзлюбил Достоевского.Себя увидел = гл.героем романа.
        Не понял...ты что призываешь терпеть те же 70 лет,что беспредельничал совок бесовский??? Вот уж фуюшки вам.Совок уплыл в коллектор.Ну еще немного и все забудут.И скрежет зубовный и пена у рта прекратится.Потому как человек не вечен.
        В новой России уже не будет этого.
      • :<(
        28 окт. 2010 г., 12:49:04
        Ответить
        О непротивлении, вроде как, Толстой писал?
        • Непротивление
          28 окт. 2010 г., 13:26:55
          Ответить
          от Толстого и его секты разнеслось по России.
          Ильин разгромил их учение.Сказав,что непротивление злу насилием - тоже грех.
  • Тень
    27 окт. 2010 г., 13:17:49
    Ответить
    не все расстрелянные были невинными.
    В деревне моих предков во время окупации одна с*** выдала двух коммунистов и одного лётчика немцам.
    Когда пришли наши, ей дали 10 лет. Смилостивились, что у неё трое детей.
    Сидела в Воркуте. Так сейчас она жертва репрессий и значиться в книге памяти у Рогачёва как невинно репрессированная.
  • Тени
    27 окт. 2010 г., 14:19:57
    Ответить
    ни кто это не утверждал
    Еще был Власов,кстати до окружения и сдачи армии был обласкан
    сталиным.
    Речь шла о "врагах народа"(см.выше список у "давайте вспомним" в мирное время и после войны.
    В подтверждение того списка: сегодня день памяти певицы той эпохи Руслановой.
    Она тоже оказалась в гулаге после войны,как "враг народа".
  • на худой конец
    27 окт. 2010 г., 15:03:25
    Ответить
    и все отмодерировано
    .
    вы
    че лядьб, совсем ухуели, что ли.
    укис.
    • худому концу
      27 окт. 2010 г., 16:02:00
      Ответить
      тебе не повезло
      у тебя худой конец и не стоит.И виагра не помогает.
      И М П О Т Э Н Т. сочувствую.
  • олол
    27 окт. 2010 г., 16:52:25
    Ответить
    Рогачеву
    повесься на столбе, у******
    • ололу
      27 окт. 2010 г., 17:26:23
      Ответить
      Разбей башку свою об асфальт.Как это делали твои предки.Когда вожжь ушел НА ВСЕГДА. Надо было им провести акт суицида в знак протеста смерти вожжя. Как в Др.Египте умирали слуги и фанаты фараона вслед за ним. Чтобы не отстать от кумира и быть рядом в мире ином. Разбей башку свою отмороженую в знак протеста развития России.
  • 90-е
    27 окт. 2010 г., 22:26:06
    Ответить
    Как здорово,что был Гулаг,репрессии,всегда рад почитать комменты либерастов и посмотреть на умное лицо Рогачева,который по ходу живет той славной эпохой!))))
  • 90-му
    27 окт. 2010 г., 22:46:30
    Ответить
    Завидуешь зека ГУЛАГа??? Так свари себе баланду на костре,сожри и ложись спать в мороз в сарае.
    Только не обкакайся от радости,а то заставят съесть тебя твой жидкий стул. У Д А Ч И!!!