Константин Лазарев: «Размер тарифа зависит от объема реализации коммунальных услуг»
БНК продолжает цикл интервью с зампредом правительства – министром энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми Константином Лазаревым. Сегодня темой разговора стали тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
- В Коми тарифы на «коммуналку» традиционно выше в сельских районах. Чем это обусловлено?
- Действительно, экономически обоснованные тарифы в сельских районах по объективным причинам достаточно большие. Высокий размер тарифов в сельских районах, в первую очередь, обусловлен тем, что объем полезного отпуска потребителям (объем ресурсов, фактически полученный потребителем, то есть без учета потерь при передаче и распределении - БНК) на таких территориях значительно меньше объема полезного отпуска в городах. Размеры тарифа зависят от объема реализации коммунальных услуг: чем больше этот объем по конкретной ресурсоснабжающей организации, тем меньше размер тарифа. Также сельские коммунальные активы характеризуются высокой энергоёмкостью и низкой энергоэффективностью оборудования, высокой степенью изношенности сетей и котельных установок.
- У нас в республике экономически обоснованные тарифы отличаются от тарифов, по которым ЖКУ оплачивает население?
- Утвержденные тарифы отражают экономически обоснованные затраты организаций. Но для населения установлены льготные тарифы, которые значительно ниже экономически обоснованных. В результате у ресурсоснабжающих организаций формируются выпадающие доходы (разница между полной стоимостью коммунальной услуги и тарифом на эту услугу, который установлен для населения - БНК). Возмещение выпадающих доходов организаций, возникающих в результате реализации тепловой энергии, услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям по льготным тарифам, компенсируется за счет средств республиканского бюджета. Такой подход позволяет населению оплачивать ресурсы по более низким тарифам, сохраняя при этом финансовую устойчивость соответствующих организаций. Например, в 2018 году в бюджете республики запланировано выделение субсидии на возмещение выпадающих доходов предприятиям в размере 1,5 млрд рублей. Эта сумма почти на 200 млн рублей выше, чем в 2017 году.
- Что предпринимается для того, чтобы сделать услуги ЖКХ доступнее? Есть какая-то положительная динамика?
- Нужно отметить, что на протяжении последних лет при регулировании тарифов учитываются затраты на реализацию инвестпрограмм по повышению надежности снабжения коммунальными ресурсами, повышения качества питьевой воды, снижения себестоимости производства этих ресурсов. Это касается перевода котельных на газ и на возобновляемые источники – щепу, топливные брикеты и пеллеты, которые обычно производятся на местах, что дополнительно приводит к появлению новых рабочих мест.
Общая сумма финансирования инвестпрограмм в сфере за счёт инвестиционной составляющей в тарифах составила в 2017 году 597,7 млн рублей. На 2018 год в инвестиционных программах предусмотрено 906,9 млн рублей.
- Допустим, ремонт сетей, ввод нового технологического оборудования, позволяет снижать тариф. Где конкретно это удалось сделать?
- Реализация инвестиционных программ позволила снизить экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию в отдельных муниципальных образованиях. Например, для Усть-Куломского филиала АО «КТК» экономически обоснованный тариф на 2014 год составлял 7467,74 руб./Гкал, а в 2017 году снизился до 6083,02 руб./Гкал. Но, к сожалению, даже с учетом проведения в течение последних лет указанных мероприятий, уровень экономически обоснованных тарифов значительно выше уровня применяемых льготных тарифов для населения. Так, уровень льготных тарифов на тепловую энергию для населения Усть-Куломского района с января по июнь прошлого года составил 3354,42 руб./Гкал, а с июля 2017 года - 3488,60 руб./Гкал.
- Каждый год тарифы ЖКХ в Коми растут на 4%. Регионам по законодательству дано право повышать тарифы в определенной «вилке», какова позиция республики в этом вопросе? Почему, например, у нас именно 4%, а не 3%?
- Правительство Коми держит на постоянном контроле уровень тарифов и уровень платежей населения за коммунальные услуги. В то же время возможности республиканского бюджета ограничены, и дополнительное снижение размеров уже принятых тарифов в настоящее время невозможно.
Несмотря на то, что мы проводим работы по замене оборудования, ремонту, строительству, это не решает задачу в целом. Дело в том, что источником выработки тепла для большого количества котельных «Коми тепловой компании» является уголь. Цена на уголь растет значительно быстрее, чем 4% в год. Мы покупаем уголь, значит все эти затраты должны быть включены в тарифы. Цена на мазут в течение года выросла в два раза. У нас был дешёвый уголь на интинской шахте, теперь его нет, покупаем уголь в два раза дороже на других месторождениях. Его тратится чуть меньше, но расходы практически не сокращаются. Мы должны учитывать и вопрос своевременной платы потребителей. А у нас только задолженность населения за ЖКУ составляет почти 5 млрд рублей. Президентом Российской Федерации принято абсолютно правильное решение о повышение МРОТ. Соответственно, необходимо учитывать повышающиеся расходы на заработную плату работников предприятий. То есть, если сложить все вместе, то расходы предприятий растут значительно быстрее, чем 4% в год.
В течение последних лет наблюдается планомерное снижение индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги. Так, если максимальный рост платы граждан в 2015 году составил 14,82%, в 2016 году – 6,81%, то по результатам мониторинга за 2017 год данный показатель снизился до 4,03%.
Мы ограничиваем рост тарифов четырьмя процентами, чтобы граждане его не чувствовали.
- Планируется ли изменение или расширение категорий населения, для которых министерство устанавливает льготные тарифы на ЖКХ?
- Нет, не планируется. Считаем существующий перечень льготников исчерпывающим. Но в данном случае мы ведем только расчёты. Установление льготных категорий - это сфера Министерства труда, занятости и соцзащиты региона. Пока от них никаких предложений не поступало.
- На слуху уголовные дела бывших главы Коми Вячеслава Гайзера, зампредседа правительства региона Константина Ромаданова, руководителя республиканской службы по тарифам Ильи Первакова. Следствие и суд говорят о том, что в службе по тарифам обеспечивали общее покровительство подконтрольным коммерческим организациям и принимали решения об установлении им максимально возможных цен (тарифов). Читатели БНК в комментариях постоянно спрашивают о том, когда будут пересматривать тарифы для населения и кто, на каких условиях будет возвращать потребителям деньги.
- Здесь сложно комментировать. На сегодня, хотя уголовное расследование закончено, материалы дела еще рассматриваются в суде. Поэтому комментировать эти вопросы я бы не стал. Единственное, отмечу, что сегодня самое пристальное внимание уделяется вопросам тарифообразования. Поэтому, говорить о том, что для кого-то завышались тарифы, для кого-то снижались, наверное, неправильно. На сегодня нам необходимо сбалансировать в тарифных решениях интересы, прежде всего, потребителя и источника тепловой и электрической энергии. Это самая главная задача для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить нормальное качество поставляемых услуг, их своевременность и такую плату, которая позволила бы и гражданам ее оплачивать, и существовать организациям.
Предыдущие интервью:
Константин Лазарев: «Городская среда» - один из важнейших проектов последнего времени»
Комментарии (32)
Все шито крыто. Путин вперёд, не всю Россию ещё продал китайцам за копейки!!!!!!
Или это делается специально что бы люди власть ругали и на выборы не пошли?
Подумайте - вопрос политический,и для людей очень важный...Люди просто устали от обмана и некомпетентности чиновников.
Можете конкретно дать ответ по Усть - Вымской тепловой компании.Нам никто ничего не объясняет - просто посылают...
Ушли от них. И жизнь изменилась. Оказывается, не во всех обслуживающих организациях такой бардак, как в РЭКе+. Натерпелись!!!Сегодня платим по показаниям квартирных счётчиков. Жильцы иногда спрашивают: не ошибка ли в счетах в сторону такого уменьшения оплаты за тепло?Что потреб**ем, за то и платим.Так что дерзайте.Главная задача-поставить счётчики всеми жильцами! Удачи!
Вот и Лазарев говорит, что тариф (для нас) зависит от реализации (продажи) услуг ЖКХ. А когда же тариф станет зависить от нашего потребления в соответствии с домовыми и внутриквартирными приборами учета?