content/news/images/109184/BOB_5852_mainPhoto.jpg
13:38, 28.03.2020 / ТАК И ЖИВЕМ

Как авиадиспетчер из Коми посадил пять самолетов на маленьком пятачке

Сообщение о посадке в гражданском аэропорту Усинска четырех сверхзвуковых перехватчиков МиГ-31 вызвало интерес у читателей БНК. И только спустя год стало известно, что военные самолеты, у которых заканчивалось горючее, удалось посадить на полосу, занятую гражданским бортом. Что произошло в конце 2018 года в Усинске, кому и как там удалось разрешить сложную ситуацию, рассказал диспетчер Алексей Плитин.

Как авиадиспетчер из Коми посадил пять самолетов на маленьком пятачке
Фото Виктора Бобыря и Сергея Лойко

Представитель династии

Один из героев усинской истории – молодой диспетчер Алексей Плитин. Он представитель трудовой династии. Родился и вырос в Сыктывкаре, где много лет работал авиационным техником его дед. Там же уже 38 лет трудится авиационным диспетчером его отец Сергей Федорович. Выбрали эту профессию и два его сына: Сергей и Алексей.

BOB_5798.jpg

В 2015 году Алексей окончил Авиационно-транспортный колледж гражданской авиации в Санкт-Петербурге. Для трудоустройства выбрал аэропорт Усинска, где к этому времени уже работал диспетчером его брат. Жили братья Плитины в городе. В аэропорт, в 15 километрах от него, их доставлял служебный автобус. Каждое дежурство длилось по восемь часов, чтобы успеть пройти медконтроль и инструктаж, на работу прибывали на 20-30 минут раньше начала смены.

BOB_5802.jpg

Зона ответственности

Небо над Коми пересекают международные трассы из Японии, Китая и Кореи в Европу и из Индии в Северную Америку. Интенсивное движение на внутрироссийских линиях. Для связи с буровыми, облета трубопроводов и лесов активно используется малая авиация. Координируют движение на воздушных путях над республикой авиадиспетчеры филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

BOB_5829.jpg

Обстановку в небе авиационный диспетчер видит в проекции сверху на экранах радаров. Рядом с основным – резервный, который также используют, чтобы отобразить отдельные участки неба в увеличенном масштабе, чтобы лучше контролировать ситуацию. Примечательно, что вся техника – отечественная, производства концерна «Алмаз-Антей».

BOB_5864.jpg

Зона полетов под контролем у диспетчера напоминает усеченный перевернутый конус. Например, в районе международного аэропорта Сыктывкара в его основании круг радиусом 40 километров. На высоте более шести километров радиус увеличивается до 400 км. Далее – еще шире. Поэтому для работы диспетчеру необходимо обладать пространственным мышлением и цепкой памятью.

Тренировки и еще раз тренировки

Как рассказал Алексей Плитин, каждому борту в небе присваивается код, который отображается на экране радара. К этому символу можно прикрепить «план полета» с расчетным временем движения по маршруту. Вычисления помогает делать компьютер, но контролирует процесс и дает необходимые команды воздушным судам человек.

BOB_5901.jpg

Возможные внештатные ситуации диспетчер вместе с инструктором отрабатывают на специальном тренажере. Туда можно ввести любые параметры: температуру воздуха, ветер, коэффициент сцепления с полосой, тип воздушного судна, скорость и многое другое.

BOB_5929.jpg

– Диспетчер должен чувствовать себя и действовать уверено, так как его эмоциональное состояние передается экипажам воздушных судов. Поэтому мы регулярно работаем на тренажере. Если есть что подтянуть, приходится заниматься во внеурочные часы. В Усинске мне в этом помогает Владимир Иванович Кузьпелев. Я многому у него научился, за что ему очень благодарен! – отметил Алексей.

BOB_5896.jpg

Момент истины

Полученный опыт Алексею Плитину пригодился 15 ноября 2018 года. В этот день около полудня к Усинску летел пассажирский Boeing. Самолет был над Ухтой, когда диспетчеру сообщили, что со стороны Воркуты к городу направляются две пары МиГов. На пути у военных была Инта, но там полоса слишком короткая, поэтому руководитель полетов Игорь Александрович Рогожин разрешил МиГам продолжить полет к Усинску.

Диспетчер рассчитал, что пассажирский самолет подлетит на несколько минут раньше. Форс-мажора никто не ожидал. Поэтому первым решили сажать Boeing. Его экипаж попросили по возможности осуществить касание в начале взлетно-посадочной полосы, чтобы самолет остановился и отрулил с полосы в районе вышки командно-диспетчерского пункта (КДП). Из-за состояния полосы у летчиков с этой задачей справиться не получилось. Boeing затормозил, когда уже проскочил рулежную дорожку у вышки. Чтобы отрулить назад к КДП и съехать с полосы, самолету требовалось 5-7 минут. В обычной ситуации это время МиГи могли «повисеть» в воздухе. Но в этот момент военные неожиданно сообщили, что идут на последних каплях керосина. До аэропорта первой паре военных самолетов оставалось 16 километров или полторы-две минуты.

BOB_5944.jpg

Руководитель полетов и диспетчер Алексей Плитин в критической ситуации молниеносно приняли решение, которое позже их руководители признают единственно правильным. Несмотря на риски, связанные с минимальным остатком топлива, первому МиГу дали команду идти на малый круг. Экипажу пассажирского самолета велели продолжить руление в конец полосы, чтобы уйти в имеющееся там небольшое расширение – «карман». Boeing успел зарулить в «карман», когда с другой стороны один за другим на полосу поочередно уже садились два первых МиГа. Они промчались по полосе, выбросив тормозные парашюты, зарулив в итоге в «карман» к уже стоявшему там «Боингу». В интернете позже разместили видео, снятое в этот момент пассажирами через иллюминаторы. Поскольку у обоих МиГов закончилось горючее, они даже не смогли потом самостоятельно отрулить с полосы.

Новый форс-мажор

Спустя семь минут на посадку зашла вторая пара МиГов. Ведущий хотел сначала посадить своего ведомого. Но тот ошибся при развороте. В итоге оба самолета в одно время вышли на посадку с противоположных сторон лоб в лоб.

– В этот момент у меня и вырвалось нехорошее слово, что слышно на записи, – признался Алексей Плитин.

BOB_5962.jpg

Из новой трудной ситуации он также вышел с честью: четко отдавал команды, обеспечив безаварийную посадку, но все еще испытывает неловкость, за сказанное в сердцах.

Когда Boeing и МиГи приближались к аэропорту, Алесей дал команду «повисеть» в воздухе чуть в стороне вертолету Ми-8. Когда самолеты уже замерли на полосе, диспетчер скомандовал его экипажу идти на посадку. Ставший позже знаменитым снимок, был сделан именно с борта этого вертолета.

Znamenityi-snimok-s-vertoleta-Foto-Sergeya-Loiko.jpg

Разбор полетов

– Напряжение было колоссальное. Поэтому в конце смены мне дали отдохнуть, заменив подменным диспетчером. Потом начались звонки. Разбирательства. Но главное уже было сделано. Самолеты благополучно приземлились. Все люди были живы и целы, – отметил Алексей.

По его словам, необычная ситуация была детально проанализирована. На ее основе для диспетчеров разработали тренировочную программу. Теперь схожие ситуации они заранее отрабатывают на тренажере.

BOB_5906.jpg

Сейчас Алексей Плитин проходит курсы повышения квалификации в Сыктывкаре. В самое ближайшее время он вновь вернется к любимой им работе диспетчера.

BOB_5984.jpg

*** Благодарим пресс-службу ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и филиала «СевУралаэронавигация» за содействие в подготовке материала.

34695

Материалы по теме:

Комментарии (48)

Добавить комментарий
  • Ну однако
    28 марта 2020 г., 13:47:06
    Ответить
    молодец
    профессионал!
    1
    • 123
      28 марта 2020 г., 14:20:02
      Ответить
      А как вояк наказали? Кто знает?
      4
      • Миг-31
        28 марта 2020 г., 14:41:19
        Ответить
        кто их накажет? они садились бы в любом случае
        1
        • 123
          28 марта 2020 г., 16:46:52
          Ответить
          Наплевав на гражданских в Боинге? Офицеры, чё...
          9
          • Миг тридцатьпервый
            28 марта 2020 г., 17:33:53
            Ответить
            а куда им деваться, они уже пришли. топлива уже нет, еще и с БК
            1
      • Александр Александров
        29 марта 2020 г., 17:56:19
        Ответить
        Усинск
        [id335661238|Татьяна], Миноборона и ГА не дают оценку,потому -что виноваты и те и другие..! Военные не рассчитали АНЗ,а диспетчер и РП не угнали Боинг на запасной (нарушили приоритет захода на посадку) ...! Вот по этому и нет наград. А если начнут разбираться,как вы настаивайте, то накажут и тех и других....!
        2
  • Местный житель
    28 марта 2020 г., 14:07:13
    Ответить
    Вы бнк, лучше сделайте репортаж как пилот Дубровскии посадил самолёт под Визингой, прямо в лес. Вот это Лётчик, с большой буквы!
    • Тогда
      04 нояб. 2020 г., 16:46:40
      Ответить
      погибло
      много пассажиров
  • владимир
    28 марта 2020 г., 14:07:17
    Ответить
    хорошие кадры в аэронавигации есть приемственнность так же сажали и в сыктывкаре раньше
  • Молодчина
    28 марта 2020 г., 15:13:54
    Ответить
    что еще скажешь,
    потомственный авиадиспетчер!Статья не окончена. В конце требуется сообщить о награждении Алексея Плитина правительственной наградой и ведомственным знаком отличия.Вот тогда порядок будет, даже с припиской, что через два года награда нашла своего Героя!
    • .
      28 марта 2020 г., 16:48:06
      Ответить
      Филиал даже премию не дал, «это его работа»
      1
    • Штурман боевого наведения
      28 марта 2020 г., 17:34:39
      Ответить
      откуда инфа о награждении?!
  • Аля
    28 марта 2020 г., 15:29:37
    Ответить
    Можно побольше таких новостей? Парень молодец, приятно что в республике такие кадры
    • Вдумайся
      28 марта 2020 г., 16:48:43
      Ответить
      Нет. Поменьше бы таких новостей
      2
  • Елена
    28 марта 2020 г., 15:53:36
    Ответить
    УМНИЧКА!
  • Октябрьский 26
    28 марта 2020 г., 16:06:33
    Ответить
    Молодец! Вот что значит, династия!
  • местный
    28 марта 2020 г., 16:16:36
    Ответить
    Побольше таких новостей.
  • alien
    28 марта 2020 г., 16:23:25
    Ответить
    Позитивные новости, побольше бы таких - директор а.порта в Ижме, диспетчер в Усинске и т.п.. Есть же люди нормальные и полезные, а то эти Сечины, Миллеры, Грефы да Чубайсы осточертели донельзя! Антигерои...
    Страна стоит на таких как этот диспетчер
    2
    • Вася
      29 марта 2020 г., 6:50:02
      Ответить
      На тебя
      кажется Чубайс обиделся.
  • Пенс
    28 марта 2020 г., 16:24:46
    Ответить
    Больше похоже на разгильдяйство. У всех самолетов топливо на нуле? Даже лишний круг над аэродромом проблема. И диспетчер об этом ни сном, ни духом. Иначе бы просто дали команду гражданскому подождать, пока разберутся с военными. И как диспетер мог допустить посадку на встречных курсах? Это же немыслимо!
    10
    • Туман в Воркуте
      28 марта 2020 г., 16:50:30
      Ответить
      В том то и дело, что вояки внаглую вывались «мы садимся, всем подвинуться».
      Дисп молодец - офигел, но разрулил
      2
      • Получается,
        29 марта 2020 г., 0:43:36
        Ответить
        гражданский тоже на последних каплях шел, если его не тормознули?
        2
    • ТЗшка
      28 марта 2020 г., 17:35:44
      Ответить
      косяк военных, докрутились до малого остатка в Воркуте
      4
      • Вася
        29 марта 2020 г., 6:52:02
        Ответить
        Аэпопорт
        Где они должны были садиться не принимал из-за погодных условий. И ближайшие тоже.
  • Житель
    28 марта 2020 г., 16:30:14
    Ответить
    В интернете есть запись этого экшена. Как в фильме! Красавчик
  • Серж
    28 марта 2020 г., 16:40:43
    Ответить
    Кравчик
  • Ирина Владимировна
    28 марта 2020 г., 17:10:40
    Ответить
    Смелость и талант
    Прочитала статью...Леша,Вы МОЛОДЕЦ...А какая гордость за сына родителей....Я живу в Сыктывкаре.....Еще раз-МОЛОДЕЦ и СПАСИБО11111
    1
  • Жизнь россиянина ничто
    28 марта 2020 г., 18:24:00
    Ответить
    Неоправданный риск жизнями пассажиров Боинга.
    Вояки могли катапультироваться, а пассажиры Боинга сгорели бы все.
    7
    • Вася
      28 марта 2020 г., 21:35:09
      Ответить
      Так там ассы ВКС, пять человек. Что эти смерды в боинге? Стадо, новых нарожают
      12
      • При катапультировании гибнет только железо.
        29 марта 2020 г., 13:01:23
        Ответить
        "Спустя семь минут на посадку зашла вторая пара МиГов. Ведущий хотел сначала посадить своего ведомого. Но тот ошибся при развороте. В итоге оба самолета в одно время вышли на посадку с противоположных сторон лоб в лоб."
        Да уж, асы...
        2
        • В военной авиации мало летают
          04 нояб. 2020 г., 16:49:47
          Ответить
          20-40 час. в месяц
          Поэтому и навыки слабые
  • Мария
    28 марта 2020 г., 18:31:53
    Ответить
    Гордимся
    Молодец! Молодежь то какова......!!!!
  • 321
    28 марта 2020 г., 19:23:28
    Ответить
    ++++
    !!!!
  • браво
    28 марта 2020 г., 19:33:55
    Ответить
    Молодец Алексей, настоящий авиатор! Успехов тебе в работе!!!
  • Леня
    28 марта 2020 г., 20:34:22
    Ответить
    Вот это фантазия у автора, про чудо диспетчера. В Усинске пару раз в день садятся. А как же в крупнейших аэророртах мира, где взлет/посадка каждую минуту)
    7
  • не понял
    28 марта 2020 г., 21:56:05
    Ответить
    а что бы этой героической каши в воздухе и на земле
    не получилось - Боинг не мог повисеть в воздухе лишних 15-20 минут и пропустить военные самолеты вырабтавшие горючее?
    Зачем было его пускать вперед?
    2
  • открываем
    28 марта 2020 г., 22:00:12
    Ответить
    форумавиа
    и читаем про этот случай мнение пилотов.
  • Усталый
    28 марта 2020 г., 23:00:15
    Ответить
    Так
    становятся героями! Пишите книгу, Алексей! Пусть мальчишки стремятся стать похожими на Вас!!!
  • житель коми
    29 марта 2020 г., 6:17:19
    Ответить
    Да вот по этому можно судить человек на своем месте. Нашел свое призвание специалист. Молодец Браво!
  • Людмила
    29 марта 2020 г., 8:14:24
    Ответить
    Наши люди, гордимся!
  • Людмила
    29 марта 2020 г., 12:43:51
    Ответить
    Вот так яйца становятся стальными! Молодец!
  • юрий
    29 марта 2020 г., 13:29:24
    Ответить
    диспетчер
    молодца парень ввс это не бардак ажесткая дисциплина
  • Александр
    29 марта 2020 г., 14:52:39
    Ответить
    А....
    Тут похоже все виноваты.! Военные-не рассчитали АНЗ , диспетчер (РП)-нарушили приоритет захода на посадку(Гос.авиация,в составе группы...с пассажирами в последнюю очередь.) Боинг надо было угонять на зап.аэродром.! Вот поэтому и не дали даже грамоту..!!!
    5
  • 333
    29 марта 2020 г., 17:45:40
    Ответить
    Что сказать, просто молодец!
  • Валерий
    30 марта 2020 г., 12:20:42
    Ответить
    профессиональный молодец и летчики ВВС поступили как в боевой обстановке
  • Евгений
    30 марта 2020 г., 13:36:56
    Ответить
    Посадка самолетов
    Молодец диспетчер
  • Александр
    16 мая 2021 г., 14:41:27
    Ответить
    а кто герой?У нас не 4 а по 6-10 садятся одновременно и так не тупят РЗП как этот "герой"
    3