content/news/images/125179/IMG_5701_mainPhoto.jpg
09:00, 08.03.2021 / РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК

Машинист крана Светлана Короткова: «Мы, как хирурги, оперируем тонким инструментом»

Прямо – железный крюк для подъема грузов массой в несколько десятков тонн. Снизу, на расстоянии 20 метров, – огромные турбогенераторы. Под руками – четыре рычага. Так выглядит рабочее место машиниста крана Сосногорской ТЭЦ филиала Коми ПАО «Т Плюс» Светланы Коротковой. Мы провели с ней один день, чтобы понять, как живет крановщица на электростанции.

Машинист крана Светлана Короткова: «Мы, как хирурги, оперируем тонким инструментом»
Фото филиала Коми ПАО «Т Плюс»

6.00

День начинается рано. Сперва необходимо собраться и отвести ребенка в школу. Около 7.30 подъезжает служебный автобус, который везет Светлану на ТЭЦ. Обычно график 5/2, но во время капитальных ремонтов приходится работать и ночью, и в выходные, и в праздники. Иначе оборудование невозможно подготовить к зиме.

IMG_5724.JPG

7.45

После контрольно-пропускного пункта Светлана идет в служебное помещение, где переодевается, получает задание на день и обсуждает новости с коллегами-крановщицами.

«По моему опыту, машинистами крана чаще становятся женщины. Я встречала только одного коллегу-мужчину», – говорит машинистка. Ее словам можно верить, ведь за плечами почти 30 лет стажа.

Мама Светланы работала лаборантом на бетонном заводе, папа занимался лесозаготовками. Да и сама будущая крановщица мечтала о другой профессии. В 1987 году, после 8-го класса она хотела поступить в швейное училище. Однако мест в ссузе не хватило, и Светлана выбрала профессию машиниста крана.

«Мы поступили с подругой и вместе учились три года. Она тоже работает крановщицей, но на другом предприятии, – рассказывает Светлана. – В училище помимо школьной программы мы проходили устройство крана и механизмов, технику безопасности. Дважды в году выходили на производственную практику. Я проходила ее на бетонном заводе и заводе металлоконструкций».

За время учебы Светлана освоила все основные виды кранов: башенные, мостовые и козловые. Однако в карьере большую часть времени пришлось провести только на мостовых. Она 26 лет отработала в депо, занимаясь ремонтом вагонов. Лишь последние три года машинист управляет кранами на ТЭЦ.

IMG_5692.JPG

8.00

Рабочий день начинается с заполнения документации и осмотра каждого из шести мостовых кранов на безопасность. В это время Светлана рассказывает, какие требования предъявляются к крановщикам.

«В нашей профессии необходимы острые зрение и слух. Зрение нужно, чтобы управлять крюками на огромной высоте. Расстояние от кабины, где находится машинист, до самой низкой отметки в цеху доходит до 35 метров. Это высота десятиэтажного дома. Слух необходим, чтобы вовремя услышать сигнал стропальщика или посторонний шум», – объясняет Светлана.

8.30

Светлана отправляется в котлотурбинный цех. Сегодня ей необходимо переместить двигатель насосов, бойлер, подогреватель высокого давления и ряд других единиц оборудования. Устройство способно поднимать от 5 до 80 тонн за раз. Даже самые крупные роторы, генераторы и бойлеры весят меньше.

«Бывают затишья на день-два в месяц, – говорит Светлана. – Мы в это время приводим в порядок рабочие места и повышаем квалификацию».

IMG_5718.JPG

10.00

Светлана управляет мостовым краном, который находится под потолком здания ТЭЦ на высоте около 25 метров. Для передвижения оборудования необходимы всего четыре рычага. Один отвечает за ход крана, один – за ход тележки. Еще два нужны для спуска-подъема крюков. Их два: большой и малый, который можно назвать страховочным.

Когда Светлана устроилась на ТЭЦ, у нее возникли сложности с одним из кранов. В нем рычаги располагались как на башенном кране – по бокам от машиниста, хотя обычно их место на панели перед. Но несколько дней практики, и «вредный» кран поддался.

Проехавшись на тележке, понимаешь, что Светлана забыла упомянуть еще одно медицинское требование к машинистам – надежный вестибулярный аппарат, необходимый при работе на высоте.

12.00

Во время ремонтных кампаний у крановщиц не бывает перерывов, кроме обеденного. На него отводится час. За это время можно обсудить с подругами-коллегами жизнь, планы на будущее и просто немного размяться.

На ТЭЦ работают три машиниста, и все трое – женщины. Иногда они выходят в одну смену на разных кранах. Хотя коллектив энергетиков, по большей части, мужской, Светлана говорит, что ей очень комфортно: «Здесь люди всегда вежливы, корректны и дружелюбны. Коллектив очень спокойный, и поэтому работа в радость».

IMG_5748.JPG

13.00

После обеда необходимо вернуться за рычаги управления. Светлана рассказывает, что к вечеру руки устают. Работа тяжела физически, необходимо аккуратно двигать рычаги буквально по миллиметру. Еще большее напряжение получают шея и голова. «Мы, как хирурги, оперируем тонким инструментом, – подчеркивает машинист. – Самое важное в нашем деле – быть внимательным».

Помимо работы в цехах ТЭЦ, крановщика могут вызвать на береговую насосную станцию. Там установлен идентичный мостовой кран, но действующий на меньшей высоте – около 15 метров. Он больше похож на оборудование, с которым приходилось иметь в дело в вагонном депо.

IMG_5749.JPG

17.00

Окончание смены. Поскольку на ТЭЦ сейчас нет больших ремонтов, машинисты могут спокойно отправляться по домам. И каждая готова вернуться в кабинку крана, если понадобится неотложный ремонт.

Светлана улыбается – она понимает, что занимается важным делом, помогая обеспечивать квартиры сосногорцев теплом и светом. «Сперва мне было страшновато, потому что никогда не работала на столь больших высотах, – завершает наш разговор Светлана. – Но к этому быстро привыкаешь. И сегодня я ни капли не жалею ни о том, что выбрала ремесло крановщика, ни о том, что пришла на Сосногорскую ТЭЦ».

IMG_5710.JPG

502