Импульс для развития или пропагандистский трюк: что говорили в Госсовете Коми про закон об арктическом гектаре
С 1 августа жителям четырех муниципалитетов республики начнут бесплатно предоставлять земельные участки в Арктической зоне. Перед тем как принять закон, депутаты Государственного совета Коми в течение почти часа выясняли, для чего это все делается и будет ли успешен этот проект.
В Коми к Арктической зоне отнесены Воркута, Инта, Усинск и Усть-Цилемский район. С 1 августа там будут предоставлять людям в безвозмездное пользование земельные участки площадью не более одного гектара на одного члена семьи. Через пять лет при надлежащем использовании арктический гектар можно будет оформить в собственность или в долгосрочную аренду. Представлял законопроект председатель комитета земельных и имущественных отношений Александр Сажин, затем он отвечал на вопросы депутатов. Редакция БНК приводит выдержки из этой дискуссии.
Депутат Олег Михайлов: Когда мы обсуждаем проект, мы должны исходить из целей, из того, к чему все это должно привести. Если посмотрим на северные территории, они достаточно депрессивные: оттуда уезжает население, сворачивается многие направления, в том числе здравоохранение, медицина не очень хорошая, система образования сложные времена переживает, цены растут. Как вы считаете, эти инициативы приведут к какому-то принципиальному сдвигу в положении этих районов?
Александр Сажин: Действие программ как по дальневосточному гектару, так и по арктическому, направлено на привлечение граждан на эти территории, на развитие этих территорий, на вовлечение земельных участков, которые не используются, в экономический оборот. Я считаю, что, конечно, все эти меры должны привести к тому, что территории должны получить импульс для дополнительного развития. Цель именно в этом. Поэтому мы надеемся, что эти земельные участки, территории будут интересны местным жителям и жителям в целом Арктической зоны.
Олег Михайлов: У нас много людей, в том числе Воркуте, стоят в очереди на переселение. Не целесообразнее бы было в данной ситуации рассматривать вопрос о предоставлении земельных участков в южных районах Коми исходя из целей — строительство дома, ведения хозяйства, огородничество? Сложно представить, что в Воркуте можно получив гектар и начать активно развивать садоводство. Это в принципе невозможно исходя из климатических параметров. Мы могли бы убить двух зайцев — и люди бы остались в республике, и выполнили программу.
Александр Сажин: Здесь немного разные цели и задачи двух данных проектов. Программа переселения, понятно, для чего нужна, но это не предмет сегодняшнего проекта закона. Он направлен на предоставление возможности тем гражданам, которые хотят жить и работать на севере. Здесь рассматриваются прежде всего неиспользуемые и не вовлеченные в экономический оборот земли. Все-таки разные цели и задачи. Мне кажется, некорректно замещать одно другим. Сейчас Земельный кодекс предусматривает предоставление на конкурсной платной основе, а арктический гектар — без конкурса и бесплатно.
Олег Михайлов: Допустим, что решение будет принято, оно будет позитивно воспринято гражданами, и туда устремятся потоки переселенцев. Вдруг исчерпается лимит, какие дальнейшие действия будут предприняты, чтобы территории могли вместить все желающее население?
Александр Сажин: Фактически это первый этап определения территорий. И после применения данного законов будет проведен анализ. Если необходимо, то в перечень этих территорий совместно с муниципальными образованиями, потому что по их инициативе вносят массивы, перечень может быть расширен в любой момент путем внесения изменений в закон.
Депутат Александр Попов: На самом деле мы не можем не признавать, что парадигма освоения севера, сформированная в 30-е годы прошлого века, себя исчерпала. Надо давать другие альтернативы. То, что было, оно было хорошо, но себя отработало. Поэтому это движение направлено на то, чтобы найти новые подходы к тому, чтобы север не обезлюдел. Чтобы север обезлюдел, мы не можем себе позволить.
Депутат Андрей Мельник: Объясните, чем Воркута может привлечь. Оглянитесь вокруг — сколько у нас заброшенных, неосвоенных земель в районах республики. Надо дать какое-то развитие и нашим южным районам. Селяне, крестьяне просят: «Дайте нам эту землю, сначала без оплаты, поработать на ней, а потом уже, через пять лет, можно и что-то от нас потребовать». Я считаю, если готовим вопрос, надо параллельно подтянуть и эти земли.
Александр Сажин: Абсолютно согласен, что проблема заброшенных, неиспользуемых земельных участков и объектов недвижимости характерна для всех районов республики. Действительно, ее надо решать — по вовлечению имущества в оборот. Но на данный момент в Арктическую зону включены четыре муниципалитета республики, и именно на их территорию распространяется действие федерального закона об арктическом гектаре. Что касается распространить на территорию других муниципальных образований, правительство и Госсовет, наверное, могут выйти с такой инициативой. Давайте проработаем этот вопрос дополнительно.
Депутат Николай Братенков: Положа руку на сердце, вы верите, что хотя бы десятая часть этих гектаров будет в руках приезжих или местных людей? Потому что, мне кажется, что это просто пропагандистский трюк, и никто туда не поедет. Об этом говорит и статистика — как уменьшается население у нас во всех районах. Добавим, что межевание будет стоить где-то 50 тысяч рублей. Я думаю, что муниципалитеты дали участки, лишь бы отмазаться, потому что их просили. А на деле это будет просто фикция.
Александр Сажин: Если брать результаты реализации дальневосточного гектара, то там за пять лет примерно 80 тысяч участков, гектаров, людей воспользовались такой возможностью. Много это или мало — сложно сказать. Я думаю, что желающие будут. А оценивать, сколько будет — десятая ли часть, — я на данный момент не возьмусь. Но звонки поступают уже. И муниципалитеты работают на своих территориях. Как будет реализовываться на практике, время покажет. Возможность мы такую дадим.
Николай Братенков: Было бы правильнее, чтобы хотя бы государство возместило затраты на межевание. Но чтобы самому платить за гектар вечной мерзлоты — спасибо, не верю.
Александр Сажин: Вопрос межевания и то что, это ложится на заявителя, предусмотрено федеральным законодательством. Тут мы не вправе какие-то другие решения принимать. Нужно только один раз участок получить, его отмежевать, а дальше он бесплатно поступает в собственность. Этот ресурс — земля — будет переходить из поколения в поколение.
Депутат Елена Иванова: Насколько готовы муниципальные образования к развитию инфраструктуры? Как бы не получилось так, как с многодетными семьями: участки выделяются, а дорог нет, социальных объектов нет. Насколько муниципалитеты готовы содействовать развитию федеральной инициативы?
Александр Сажин: Мы долго спорили, обсуждали с муниципальными образованиями, как будет все развиваться. Тут два вопроса. Первое — развитие инфраструктуры. Второе — возможные меры поддержки для тех, кто будет пользоваться этой программой. Была информация, что возможные меры поддержки разрабатываются на федеральном уровне, в том числе по инфраструктуре. Но пока решений нет. На данный момент каких-то источников по дополнительному обустройству не предусмотрено. Поэтому участки выбраны вблизи населенных пунктов, то есть как минимум там есть дорога и электричество. Там дополнительных затрат у получателей в этой части не возникнет.
Вице-спикер Сергей Артеев: Понятно сомнение в качестве этих угодий, расположении угодий. Чтобы это имело действенный эффект, надо донастроить муниципальную поддержку, региональные программы разработать — чтобы поддержать тех, кто изъявил желание воспользоваться этими мерами. У нас есть и вопросы туризма, и народных промыслов, и освоение неких недр по ряду позиций. Важно, чтобы они работали, а дальше — смотреть, какие меры поддержки выстроить. А пока принимаем этот фундамент.
Вице-спикер Валентина Жиделева: Те опасения, которые высказали наши депутаты, они имеют под собой почву. По межеванию, может быть, нам для молодежи, чтобы эту категорию закрепить, подумаем и пойдем с инициативой? Хотя бы эти средства возместить этой категории — тем, кому до 35 лет и кто взял этот гектар. Это было бы актуально. Они готовы прийти, но никаких средств у них нет.
Депутат Геннадий Мошегов: Этот гектар дается бесплатно только на первые пять лет, потом начинается налогообложение. Предложение — 50 тысяч на межевание включить в эти дальнейшие арендные платежи. Если будет ИЖС, то сделать упрощенный доступ к лесу и упрощенной ипотеке. В Арктическую зону кроме Коми входят вся Мурманская область, Карелия — вообще золотое место. А в Коми депрессивные районы. Нужно выходить с предложением, чтобы Арктическая зона была по всей республике.
Александр Попов: Мурманская область вся находится за Полярным кругом. Есть географический критерий, которым нельзя пренебрегать.
Александр Сажин: Я предлагаю обобщить все предложения и возможные меры, посмотреть, что будет предлагать федеральный центр, и выработать что-то на нашем уровне.
Депутат Татьяна Саладина: Вы сказали, что на выбранных территориях есть электричество и дороги. Не соглашусь. То же Трусово. Надо две реки преодолеть, чтобы добраться до населенных пунктов, где в неудовлетворительном состоянии больница, где в школе, в классах стоят подпорки. Местный житель, который массово оттуда уезжает. Соглашусь, что популистское решение — эти законы. Посмотрим, сколько участков возьмут. Вы говорите, что, может, федералы посмотрят по инфраструктуре. По многодетным семьям мы пинали с общественниками каждую неделю, каждый день, и только три-четыре года назад малыми кусками начали делать что-то. В этой части надо взять на особый контроль. Без параллельного развития инфраструктуры… а мы опять предлагаем: берите и оставайтесь сами по себе. Вот вам дорога и столб с электричеством, и интернета там еще нет.
Депутат Екатерина Дьячкова: Были ли проведены в республике какие-то предварительные работы по опросу, анкетированию — насколько все востребовано и стоит ли все это начинать? Может, это никому не надо.
Александр Сажин: Я думаю, что с учетом того, что принято федеральное законодательство, начинать программу нужно. Что касается опросов — проводились рассмотрения данных территорий, обсуждение с депутатами районного и городских советов, с главами поселений. На данный момент в федеральном законодательстве не предусмотрено проведение прямых опросов населения. Но подготовительная работа проводилась на уровне муниципальных образований. Граждане обращаются.
Кирилл Наумов
Комментарии (16)
Нам он никому не нужен.А кто захочет получит кусочек болота.
Ну а дальше разрешат продавать кому угодно и сколько хочешь.И совершенно случайно это будут месторождения.
Да те же олигархи выкупят земли за копейки.И это будет уже частная собственность в которой рулит князь.Захочет свалку построит,захочет ядерные отходы закопает.И в леса местные жители уже не попадут никогда.Всё будет чьё-то.
Отменить ЭТО пока не стало поздно!
Акикперов-князь Усинский
Выгодоприобретатели по позже подтянуться.