Житель Коми обвинил гимназию искусств в Сыктывкаре в дискриминации инвалидов
Мужчина считает, что его ребенка с ДЦП не приняли на обучение в гимназию искусств из-за отсутствия условий для инвалидов. По его обращению начата прокурорская проверка, дело взял на контроль детский омбудсмен. В министерстве образования считают, что правила приема соблюдены, но не отвергают то, что в гимназии не создана доступная среда в полной мере.
В редакцию БНК обратился отец ребенка-инвалида второй группы Виталий Ключанцев с жалобой на дискриминацию при приеме на обучение в гимназию искусств при главе Коми. У его сына 2010 года рождения — ДЦП, он с трудом передвигается. С 1-го по 4-й класс мальчик получал образование в республиканском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями имени И.П. Морозова в местечке Лемью. Ребенок закончил начальную школу только с «четверками» и «пятерками», родители решили, что он должен попробовать поступить в гимназию искусств по направлению «Дизайн». По их мнению, у мальчика есть способности, он неплохо рисует. Специально для этого наняли репетитора — выпускника этой же гимназии, но в целом юноша не получал дополнительного художественного образования.
В день конкурсного испытания сыну Виталия Ключанцева предстояло представить три рисунка и мини-сочинение, а также пройти осмотр у медицинского работника. В гимназии, со слов мужчины, заявили, что «у них никогда таких детей не было». Заведующий интернатом, где проживают учащиеся гимназии, при знакомстве с родителями отметил, что условий для ребенка с ДЦП нет.
— А где доступная среда для детей? Почему она отсутствует? Мы предложили, как выход, из положения нанять соцработника за свой счет, чтобы он помогал ребенку передвигаться. Он категорически ответил «нет». Я сразу подумал, что ребенка забьют на нижнюю планку в таблице по баллам и решат этим способом вопрос, — комментирует Виталий Ключанцев.
По итогам творческого испытания из 23 поступающих в конкурсном списке мальчик оказался на последнем месте. Подать апелляцию на результаты можно было, но на это давались только сутки. Семья этого сделать не успела.
После опубликования результатов семья Ключанцевых пошла на встречу к детскому омбудсмену Коми Татьяне Козловой, в которой принимала участие и прокуратура. Виталий Ключанцев написал заявление в органы, чтобы в гимназии создали доступную среду для детей с ограниченными возможностями. Он намерен добиться обучения для своего ребенка в школе.
В прокуратуре Сыктывкара в ответ на запрос БНК сообщили, что пока проводится проверка доводов обращения об отсутствии условий для обучения в гимназии ребенка-инвалида. Затребованы документы, установлено, что в полном объеме требования по обеспечению доступной среды не соблюдены. Если нарушение будет установлено, то будут применены меры прокурорского реагирования.
За разъяснением БНК также обратилось в министерство образования Коми, которому подчинена гимназия. В ответе на запрос сказано, что минимальное количество баллов, необходимых для зачисления в гимназию — 62. Согласно протоколу заседания комиссии по отбору поступающих по программе «Дизайн» юноша получил итоговый балл 44,3.
— Поступление на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Дизайн» проходило строго в соответствии с правилами приема, и осуществлялось на принципах равных условий приема для всех поступающих, на принципе конкурсного отбора, официальных оценок результатов творческих способностей поступающих. Иных требований, не предусмотренных правилами приема, к поступающим не предъявлялось, — подчеркнули в министерстве. Дополнительный набор на направление для будущего учебного года проводиться не будет, так как вакантных мест нет.
При этом в министерстве не отрицают, что в гимназии есть проблемы с доступной средой, для инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках. «Дорожными картами» предусмотрено поэтапное создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и предоставляемым в них услугам в срок до 2025 года. Пока что может оказываться ситуативная помощь сотрудниками гимназии.
Сейчас в гимназии нет обучающихся с инвалидностью, однако в 2020-2021 учебном году в учреждении получали образование до выпуска три человека с инвалидностью, в том числе один с инвалидностью по причине нарушения опорно-двигательного аппарата.
— Случаев дискриминации обучающихся с инвалидностью в гимназии не зафиксировано, — подчеркнули в ведомстве.
Как прокомментировала БНК детский омбудсмен Татьяна Козлова, после личного приема с участием прокуратуры и представителя комиссии по делам несовершеннолетних ситуацию взяли на контроль. Благодаря обращению выяснилось, что в гимназии нет доступной среды — и это надо исправить. Сейчас уполномоченный по правам ребенка ожидает окончания прокурорской проверки. Стоит задача отработать ситуацию в интересах ребенка.
Отец мальчика Виталий Ключанцев в беседе с БНК отметил, что не согласен с мнением об отсутствии дискриминации по приему обучающихся. Пока вопрос, где будет обучаться его сын в будущем учебном году, не решен. Обучение на дому в Корткеросском районе исключено, отец хочет, чтобы его сын получал знания в школе. Виталий Ключанцев планирует обратиться в федеральные министерство образования и труда.
БНК
Комментарии (19)
А все остальные просто "обычные".
Это вам нужны какие то особенные условия.
Напряжём кучу народу чтоб ребёнок, который не может даже отбор пройти без прокуратуры, мог удовлетворить папкины амбиции.