Комиссия по туризму решила: Коми пока нечего показать, кроме природы
Республика пока не готова предложить туристам конкретный продукт, все, что до сих пор демонстрировалось — это природа края и его возможности. К такому выводу пришли сегодня участники первого в этом году заседания межведомственной комиссии по туризму при экономическом совете республики. Они обсудили проблемы продвижения туристского продукта региона и туристических фирм, а также высказали критические замечания по проекту центра зимних видов спорта и отдыха «Занулье» в Прилузском районе.
Александр Буров раскритиковал работу по развитию туризма, поручив поактивнее "толкаться локтями", причем с конкретными турпродуктами. Фото Юрия Кабанцева
Большие расстояния, отсутствие должной инфраструктуры и информационного обеспечения — эти проблемы, свойственные для страны в целом, в Коми обостряются. Большие расстояния увеличивают расходы на дорогу, достойно принять туристов могут только Сыктывкар, Ухта и Воркута, где есть гостиницы. Казалось бы, республике есть, что показать, например, ту же «Усть-Цилемскую горку», но размещать гостей негде.
О том, какими способами распространяется информация о республике, рассказала замминистра экономического развития республики Ольга Конакова. Один из способов заявить о туристическом потенциале региона — это участие в разного рода специализированных выставках. Помимо этого, организуются специальные пресс-туры, снимаются фильмы. Например, два фильма «Нетронутое сердце Урала» и «Староверы Усть-Цильмы» вызвали большой интерес, и телеканал Russian travel guide решил выпустить их в эфир еще раз, уже без оплаты со стороны республики. Как заявила Ольга Конакова, съемки фильмов о туристическом потенциале будут продолжены. Также она рассказала о трудностях, связанных с продвижением.
- Одна из проблем — это отсутствие качественного стенда. На сегодня мы просто заполняем площадь, которую предоставляют организаторы выставок, растяжками, у нас есть фильмы, сувениры и продукция предприятий. Но у некоторых, более опытных регионов, к каждой выставке есть специальный стенд, - начала перечислять «слабые стороны» республики замминистра. - Есть у нас трудности и с транспортировкой презентационных материалов, не хватает специалистов, которые могли бы работать у стендов. Эта работа требует компетенции, выносливости, знания иностранных языков. И самая большая, на мой взгляд, проблема, - это отсутствие концепции позиционирования республики на международных туристических рынках. За год участия в выставках мы накопили опыт, понимаем, что и как теперь делать. Но когда будет сформирована концепция, можно будет вести себя на выставках достаточно агрессивно.
Замглавы республики Александр Буров в оценке работы по продвижению оказался неожиданно резок.
- Пока я слышу, что наше участие в выставках ограничилось тем, что мы больше смотрели на других — как они представляют продукт. А с созданием собственного продукта дела у нас обстоят весьма плохо. Я считаю, что главная проблема не стенды, а то, что нам нечего на них предложить. С этапом учебы и ознакомления на выставках пора заканчивать. Главное — готовить продукты и грамотно их рекламировать туристам: можете заплатить столько-то, будете размещены там-то и там-то, увидите то-то и то-то, транспортная схема такая-то. Толкаться локтями надо с чем-то. Пока мы показываем только природу, - заключил вице-губернатор.
О работе туроператоров в сфере внутреннего и въездного туризма было предложено рассказать директору ООО «Вэртас Тур» Людмиле Кожевиной. По ее словам, как только развитием туризма стало заниматься министерство экономического развития, дело пошло активнее, информация о республике начала распространяться, но быстрый эффект это не даст: на приток туристов влияет множество факторов, начиная от имиджа страны и заканчивая экономическим кризисом. Помимо этого, достаточно и трудностей организационного плана: люди на местах часто не понимают, что такое туризм, и относятся к запросам туристов скептически. Специалист подчеркнула, что необходимы маркетинговые исследования «целевой аудитории» - потенциальных клиентов.
- Мы не можем организовать поток туристов по маршрутам, группы формируются нерегулярно, а значит у нас нет постоянной цены, приходится цену рассчитывать по запросу. Не хватает прямых контактов с туроператорами. Еще проблема — транспортная инфраструктура и нехватка гидов, - перечислила уже не раз звучавшие примеры Людмила Кожевина.
По просьбе Александра Бурова представительница турфирмы назвала такие цифры: в 2010 году республику через «Вэртас Тур» посетили 44 иностранца, в прошлом году всего двое, в этом году 20. Сколько иностранных туристов возят остальные фирмы, Людмила Кожевина сказать не смогла даже приблизительно. Ольга Конакова тоже такими данными не располагала.
Во время заседания неоднократно звучали слова о необходимости создания концепции развития туризма в республике. Этот документ, как ожидается, будет готов к осени. Реализацией концепции, аккумулированием и созданием конкретных туристических продуктов, как предполагается, займется некая госкорпорация. Информирование жителей республики и гостей будет возложено на туристический центр при минэкономразвития. Центр планируется «двухуровневым»: с казенным учреждением при министерстве и с филиалами в муниципалитетах.
Замруководителя администрации Прилузского района Александр Бойко презентовал инвестиционный туристический проект «Алая лента Прилузья» - «Центр зимних видов спорта и отдыха «Занулье». Этот центр будет состоять из оздоровительного центра, рыболовной и охотничьей баз, базы экстремальных видов спорта, базы спасателей и пожарных, клюквенного болота, лыжной базы и пруда с мельницей. По словам муниципала, проект ориентировочно обойдется в 98 миллионов рублей, в год центр сможет принимать до двух-трех тысяч гостей. Из главных достоинств будущего центра он отметил красивый природный ландшафт и транспортную доступность как для жителей республики, так и для гостей из-за ее пределов, например, из Кировской области. Доклад спровоцировал несколько критических вопросов. Участники заседания поинтересовались, проведены ли маркетинговые исследования, на какую аудиторию рассчитан центр «Занулье», будет ли он востребован. Александр Бойко ответил, что исследования не проводились. Александр Буров, в свою очередь, рекомендовал, пока еще не началось строительство, проанализировать проект и при необходимости его откорректировать.
Комментарии (69)
чем они занимаются?
и чем они думают?
Надо сделать хорошую рекламу и народ со всего света повалит в Сыктывкар смотреть на диковинную Доску почёта. Туристический бум вызовет небывалый рост строительства жилья и новых гостиниц в Сыктывкаре, а старые гостиницы "Югор" и "Сыктывкар" будут снова приватизированы - и опять Александром Зарубиным. Валюта потечёт в казну РК. Республика получит мощный импульс для развития и станет привлекательной для проживания. Убыль населения прекратится и начнётся интенсивный рост популяции. И всё это - благодаря Вячеславу Михайловичу Гайзеру!!!
12 июня в 12.00 состоится открытие детской площадки в посёлке Югыдъяг, предоставленной муниципальному району «Усть-Куломский» членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Коми Е.А.Самойловым в рамках республиканского проекта «Детская дворовая площадка».
В новом деле (развитие туризма) нужны лидеры которые направят госмашину (крайне неповоротливую) в нужном направлении. Сейчас эту роль лидера крайне непрофессионально исполняет минэкономики (Конакова). Статистика Вэртаса подтверждает, что туризм в тупике. Чем быстрее будут сделаны оргвыводы тем лучше.
А чего это Вы резким стали? Ни фига сами не делали и ваши замы такие же. А теперь , что-то подперло? Вам на даче кулубнику, выращенную честными руками выращивать, а не замом главы республики быть! Идите на покой, нянчите внуков, и этим поможете развитию Республики Коми!
наше коми приключение - дикость, когда будет описанны бывшим земелей сервисный рай, не будет рек, одни легенды останутся, посему - не пускайте гос-во в туризм, он не то что вы думаете
Возникает вопрос: почему?
Строится, к примеру, спортивный комплекс за 300 млн.руб. ("халява" от инвестора), а уже имеющиеся спортивные площадки находятся в убогом состоянии, т.к. нет у МО денег на их содержание, да и доступ к ним проблематичен из-за разноведомственности, да и спортивность, что уж греха таить, у людей не в фаворе, если только это не спортбар с пивом и рыбой.
Во что и для кого тогда вбухивают деньжищи богатого "дяди"?
Десятой части денег хватило бы на ремонты и оборудование существующих спортзалов, включая школьные - только занимайся! Но и остальным деньгам можно найти разумное применение. Сколько слов наговорено вокруг "Ыбицы", но соорудить туда вместе с РЖД чрезвычайно популярную у европейцев узкоколейную железную дорогу почему-то в голову не приходит: или "Белкомур", или - ничего! Вот и Александр Буров считает, что "Толкаться локтями надо с чем-то". Лучше, конечно, с кем-то, например, с его коллегой Владимиром Тукмаковым, который утверждает, что малому и среднему бизнесу в регионе уже созданы "тепличные" условия. Коли так, то могли бы простимулировать развитие очень популярного у европейцев эко-туризма, пока нет дорог и "нотэлей" приличного уровня, а Ольга Конакова стенды делать не научились.
Но ещё важнее, на мой взгляд, пригласить в Коми людей, коли своих нет, которые профессионально смогут разглядеть и оценить действительно перспективный проект, а также продвинуть его в зону инвестиционной привлекательности.