content/news/images/138285/IMG_1737_mainPhoto.jpg
09:00, 25.12.2021 / КУЛЬТУРА

Коми станет площадкой для кинофестиваля Arctic open в 2022 году

Организаторы считают, что в Коми сформировалось свое киносообщество и зрительский запрос на показ фестивальных фильмов о жизни человека в Арктике. Кроме того, есть определенная перспектива для создания своей кинокомиссии в республике, которая могла бы «приводить» в Коми проекты и съемочные группы. В непосредственно связанном с этим развитием киноиндустрии эксперты уже находят потенциальные возможности для развития региональной экономики.

Коми станет площадкой для кинофестиваля Arctic open в 2022 году
Фото БНК

В мероприятиях Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic open ежегодно участвуют представители Коми - кинематографисты, режиссёры, журналисты. В этом году директор кинофестиваля Тамара Статикова на фестивале визуальных искусств финно-угорских народов «Туйвеж» в Сыктывкаре пригласила творческих людей из Коми приехать в Архангельск для участия в образовательной программе для организаторов киноклубов. Делегации, в которую вошли представители единственной в регионе кинопрокатной организации «Комикино», стала интересна и «изнанка» организации кинофестиваля, чтобы сделать первый шаг к собственной площадке Arctic open в республике.

IMG_1744.jpg

В 2021 году в конкурсную программу фестиваля вошли 50 фильмов — восемь полнометражных и 12 короткометражных игровых картин, 22 документальные работы из России, Канады, Дании, Исландии, Финляндии, Норвегии, Швеции, США. Всего же отборщики Arctic open получили более 1500 работ из 98 стран мира.

zakrytie.JPG

Как рассказала БНК Тамара Статикова, отобраны лучшие ленты, но какие именно увидит зритель в Сыктывкаре, предстоит еще решить:

- Нужно от потребности идти, от жителей. Это авторское кино, кому-то это может быть непривычно. Мне бы хотелось, чтобы в Сыктывкаре увидели якутское кино, чтобы жители Коми оценили, что это за новый феномен. Но есть еще и много технических моментов – кто из продюсеров, режиссеров и авторов фильмов сможет приехать в Сыктывкар. Мы покажем и художественные полнометражные фильмы, и документальное кино. Возможно, что и подборку короткометражных фильмов. В качестве модератора мы планируем привезти кинокритика Егора Москвитина. Он расскажет о тенденциях современного кино и эпохе стриминговых платформ, о том, в какую сторону движется кинематограф. Это будет интересно тем, кто серьезно увлекается, любителям и ценителям.

Директор «Комикино» Мария Вахнина в беседе с корреспондентом БНК подчеркнула, что самым оптимальным вариантом было бы соединить кинофестиваль с уже запланированным в Сыктывкаре в 2022 году Северным культурным форумом. Тогда это будет большая полноценная площадка высокого уровня.

- Наша генеральная миссия – завести фестиваль к нам. Свое киносообщество в республике уже сформировалось, и мы посчитали, что готовы стать площадкой для фестиваля в Коми. Нам нужно развиваться и при этом мы хотели бы сохранить свою особенность. В следующем году в республике планируется четвертый Северный культурный форум, на котором будем говорить о креативных индустриях, о кино, о развитии различных сообществ. Нам интересно сделать это с архангельским фестивалем Arctic open, потому что Север все-таки аутентичный и не похож на другие регионы. Опыт Архангельска и тот огромный путь, который они прошли, а также формат для нас очень интересны. Мы можем использовать это и вложить сюда свое, национальное, - считает Мария Вахнина.

По ее словам, после участия в дискуссии о том, как кинофестиваль может стать драйвером развития региона, появились идеи как Коми может пригодится опыт Калининградской области. Сегодня это один из самых успешных примеров того, как территорию можно рассматривать в качестве съемочной площадки, как ею распоряжаться и что креативная индустрия дает региону.

7414.jpg

В рамках дискуссии министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак рассказал о работе региональной кинокомиссии, которая полностью сопровождает процесс съемок в области, обеспечивает информационную поддержку кинематографистам, выбирающим площадкой для съемок территорию региона:

- В отличие от Якутии, Татарстана и Башкирии, где власти напрямую поддерживают идею создания национального контента, мы создаем условия для того, чтобы к нам приезжали кинопроизводители из других регионов, и реализовывали проекты. Таким образом мы пытаемся вырастить и своих специалистов в кинематографии, которые работают с опытными и квалифицированными мастерами, создать среду для «киношников», творческих людей.

Он рассказал, что это позволяет развивать туризм, поскольку снятые в области фильмы - это еще и нативная реклама. Локации, которыми располагает область, — это и реки, и пустыня, и море, и порт, и старые строения, здания немецкого периода. Когда область постоянно снимается в кино, это прямым образом отражается на её популярности.

- Власть в 2016 году приняла решение, что поддержка производства кино в регионе – это выгодно. Деньги, которые мы выплачиваем в качестве рибейта, это базовые 20% от понесенных производственных затрат при съёмках фильмов на территории области. В этом году мы заплатили кинокомпаниям по 11 проектам (хотя всего снималось 20) 66 миллионов рублей из бюджета. Это 20% от потраченных в области денег. Это выгодно малому бизнесу, который вовлечен в сопровождение съемок на территории, транспортным компаниям, ресторанам, всем, кто занимается арендой, изготовлением декораций и всего, что необходимо в кинопроизводстве. Все участники зарабатывают и неплохо.

Об экономической составляющей для развития региона на круглом столе в рамках кинофестиваля говорил и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он заметил, что вообще северные территории в последнее время вызывают все больше интереса у людей, туристов. При этом, по его словам, если говорить о Русском Севере, то Архангельская область – это территория со своим культурным кодом, место, где есть уникальное природное и историческое наследие. Такие условия дают региону преимущества и возможности для развития «экономики впечатлений», киноиндустрии, которая помогает предпринимательству, туристической отрасли, создает новые компетенции и профессии для молодежи, которая сможет не уезжать в большие города, а реализовывать себя в регионе. Кинематограф может помочь и позитивному позиционированию области.

Как уточнил Андрей Ермак, все эти задачи в Калининградской области успешно решают развитием киноиндустрии. Организационной поддержкой всего этого процесса и выступает региональная кинокомиссия, которая сопровождает съемки по различным кинопроектам, привлеченным в область, в том числе согласовывает определенные локации, если у кинопроизводителя возникают с этим трудности.

- О кинокомиссии в Коми мы разговариваем уже полгода, мы активно стремимся к этому, - отметила директор «Комикино» Мария Вахнина. - Часть из этого для нас уже рабочая история, какие-то моменты мы уже проработали, разговаривали на уровне профильного министерства и правительства республики Коми. Мы говорили о том, что это может дать новый виток развития культуры и киноиндустрии в нашем регионе. Тем более, что кино сейчас перестало быть линейным, а стало мультизадачным. Мы уже говорим не только о профессиональном кино, но и о всех вариантах видеозарисовок, всевозможных видеоформатов, которые в принципе может выдать техника. Мы проанализируем Коми, выделить сегменты в сообществе, понять перспективу для лабораторий в школах. Будем экспериментировать. Мы на старте и нам очень интересно, как они у себя все сделали. Конечно, у нас будет по-другому, с национальным колоритом.

Напомним, Фильмы V Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic open будут показаны в Сыктывкаре в марте 2022 года. Это совместный проект с «КомиКино». А в апреле 2022 года киномарафон Arctic open пройдёт в рамках культурной программы VI Международного Арктического форума «Арктика - территория диалога» на студии «Ленфильм» и на Expoforum.

***

В декабре 2021 года гран-при кинофестиваля получила работа «Второе солнце» Рината Ташимова.

Rinat-Taschimov.JPG

Режиссёр получил высокую оценку фильма, сильной стороной которого была отмечена самобытность и искренность в создании собственной живой реальности.

Лучшей короткометражной работой стал фильм «Виктор на Луне», режиссёр Кристиан Архофф из Дании.

Приз за лучший документальный фильм достался датскому режиссёру Вибеке Брилд за киноработу «В другом месте». Специальный приз жюри - «Катя и Вася идут в школу» Юлии Вишневецкой.

Лучшим фильмом для детей и юношества стала киноработа Антона Богданова «Нормальный только я».

Специальный приз медиажюри за сочетание профессионального мастерства кинематографиста и раскрытия проблемы сосуществования природы и человека достался документальному фильму «Назойливый медведь», Канада, 2021, режиссёр Джек Уайзман.

В каждой номинации были определены лучшие режиссёры и операторы, а также специальные дипломы и номинации от членов жюри:

Лучший игровой полнометражный фильм - «Второе солнце», режиссёр Ринат Ташимов.

Лучший режиссёр полнометражного игрового фильма - Вальдемар Йоханссон, фильм «Агнец».

Лучший оператор полнометражного игрового фильма - Александр Ильховский, фильм «Медея».

Лучший сценарий полнометражного игрового фильма - Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашев «Ыт».

Лучший короткометражный фильм - «Виктор на Луне», режиссёр Кристиан Архофф, Дания.

Лучший режиссёр короткометражного фильма - «Ку-ку», Светлана Белоруссова.

Лучший сценарий короткометражного фильма - «Накипь», режиссер Сергей Малкин.

Лучший оператор короткометражного фильма - «Пипо и любовь вслепую», режиссёр Хьюго ле Гуррьерек, Франция.

Лучший документальный фильм - «В другом месте», режиссёр Вибеке Брилд.

Лучшая режиссёрская работа в документальном кино - «По тонкому льду», режиссёр Генри Марио Микс.

Лучший сценарий документального фильма - «Земля кереков», режиссёр Иван Головнев.

Лучшая операторская работа - «Чермет», режиссёр Николай Викторов.

Специальный приз в документальном кино - «Катя и Вася идут в школу», режиссёр Юлия Вишневецкая.

Выбор жюри «Arctic open – детям»:

Лучший фильм и лучший режиссёр – обе награды достались фильму «Нормальный только я», режиссёр Антон Богданов.

Специальный диплом от Надежды Михалковой за отражение вечных ценностей — «Привет, Африка», режиссёр Хасан Серин

Специальный диплом от Анара Аббасова за выразительность киноязыка — «Африка», режиссёр Дарья Биневская.

Специальный диплом от Марины Мельницкой за точность напоминания о том, что истоки всех детских проблем – семья — «Мой брат Артём», режиссёр Роман Трофимов.

Выбор медиажюри:

Специальный приз за сочетание профессионального мастерства кинематографиста и раскрытия проблемы сосуществования природы и человека - документальный фильм «Назойливый медведь», Канада, 2021, режиссёр Джек Уайзман.

Диплом за остроту поднятых социальных проблем - документальный фильм «Были-небыли», Россия, 2020, Инга Шаршова.

Диплом за популяризацию истории и современности Русской Арктики - документальный фильм «Голоса бухты Тихой», Россия, 2021, режиссёр Игорь Жданов, автор сценария Анастасия Ломакина.

Проект Поморского культурного фонда «Берегиня» «V Международный кинофестиваль стран Арктики ARCTIC OPEN» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра Поморья, Министерства культуры Архангельской области. Соорганизатор проекта – Северный (Арктический) федеральный университет.

338

Материалы по теме:

Комментарии (4)

Добавить комментарий
  • Спилберг
    25 дек. 2021 г., 9:19:36
    Ответить
    Коми сформировалось свое киносообщество
    Что, что????
    Ну, ребята..... Да у вас фантазии конечно..... Гора.))))
  • оккупанты
    25 дек. 2021 г., 11:04:55
    Ответить
    рулят
    забыли русский
  • Отличная новость!
    25 дек. 2021 г., 14:39:01
    Ответить
    Остается тока включить Сыктывкар в Арктическую зону.
  • ага
    27 дек. 2021 г., 9:33:02
    Ответить
    чемпионат по хоккею уже провели.