В Коми обсудили векторы развития мегапроекта по созданию национального горно-металлургического комплекса ГК «РУСТИТАН»
В столице республики встретились руководители Коми и НАО, а также представители ГК «РУСТИТАН», промышленники и общественники. Темой разговора стало создание национального горно-металлургического кластера на территории региона, а также строительство железной дороги «Сосногорск — Индига», роль мегапроекта в мировой экономике и геополитике.
Открыл мероприятие глава Коми Владимир Уйба, подчеркнувший важность и значимость реализуемого мегапроекта.
— Горнопромышленный кластер имеет долгую историю. За 15 лет группа компаний «РУСТИТАН» проделала огромную работу и для Коми обсуждаемый сегодня проект имеет важное значение и поддержан на самом высоком федеральном уровне. Это новые рабочие места, инвестиции, налоги, производство, поддержка арктических наших территорий, — подчеркнул глава региона, выступивший параллельно и в роли модератора совещания.
Далее слово взял президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
— Безусловно, речь сегодня идет не только о работе национального горно-рудного кластера, но и об его ориентации на проекты в целом ряде отраслей — военно-космической, судостроительной, лакокрасочной и других. В этой связи запрос на продукцию НГПК будет только возрастать.
Вторая часть проекта — железная дорога «Сосногорск — Индига». Мы много говорим об ориентации грузопотока на Восток, но и без таких путей, дополнительных, широтных, не обойтись. Нужны дополнительные вертикальные транспортные коридоры. Эта ветка позволит замкнуть на себе целый ряд грузов на Северный морской путь. Сама Индига — это порт больших возможностей, где нет больших льдов. Он является важным на Северном морском пути и позволяет комплексно подойти к развитию НАО.
С этим утверждением согласился и губернатор НАО Юрий Бездудный, отметивший, что в Сыктывкаре он впервые, да еще и в составе такой по-настоящему дипломатической миссии.
— Сегодня любой проект может быть реализован только в партнерстве регионов, крупных компаний и инвесторов. Этот проект — тому доказательство. Президент поставил перед руководителями субъектов задачу — поднимать качество жизни наших людей. Чтобы ее реализовать, мы должны создавать новые рабочие места. Появление железной дороги, порта Индига нам жизненно необходимы. Почему? Это уникальная точка на карте побережья Баренцева моря. Глубины, которые позволяют заводить туда суда самого большого тоннажа. Там не нужны ледоколы. И прежде всего новый путь на рынки сбыта, а мы сейчас переориентируемся на Восток, укорачивается в два раза. А значит, все те ресурсы, что мы добываем в Арктической зоне, смогут достигать своих потребителей быстрее и дешевле, — подчеркнул Бездудный.
После него слово взял президент группы компаний «РУСТИТАН» Анатолий Ткачук, объяснивший необходимость консолидированной работы над мегапроектом:
— Мы взаимодействуем с депутатами в Коми, НАО, в Госдуме России. Мы координируем усилия всех участников проекта, чтобы четко довести до каждого человека — чем мы занимаемся, как это делаем и для чего. Чтобы ни у кого не оставалось вопросов.
Генеральный директор группы компаний «РУСТИТАН» Алексей Новиков вкратце рассказал о значимости мегапроекта:
— Группа компаний «РУСТИТАН» с 2006 года участвует в изучении и освоении минерально-сырьевой базы на территории Республики Коми, за это время было детально изучено и подготовлено к опытно-промышленной разработке уникальное Пижемское месторождение титана в Усть-Цилемском районе, ресурсный потенциал которого составляет более 8 млрд. тонн титановой руды, при этом только на лицензионном участке содержится более 2 млрд тонн титановой руды и 1 млрд тонн стекольных песчаников, что относит его к крупнейшему месторождению как в России, так и во всём мире по титановому и кварцевому сырью.
Мегапроект предусматривает создание транспортной, энергетической инфраструктуры, освоение полезных ископаемых, развитие горнорудных проектов на территории Коми и НАО, обеспечение выхода железнодорожного сообщения на Северный морской путь. Создание национального НГПК предусмотрено соглашением о сотрудничестве между группой компании «РУСТИТАН» и правительством Коми. Базовой целью НГПК — является создание индустриальной платформы для реализации крупных промышленно-сырьевых проектов в интересах развития Арктики, Северного морского пути и Северного широтного хода, развитие Республики Коми и НАО. Пижемское месторождение - крупнейшее в мире месторождение титанового и кварцевого сырья. Сейчас у нас создан фундамент для устойчивого развития горно-промышленного производства на территории не только Коми, но и России, — заметил Новиков.
Отдельные слова благодарности Алексей Новиков высказал тем людям, кто участвовал в работе над мегапроектом еще с далеких 2000-х. К таким, в частности, относится и первый глава Коми Юрий Спиридонов.
— Первое напутствие нам дал Юрий Алексеевич Спиридонов — он же первым поддержал выбранное нами направление — Пижемское месторождение и не раз там лично присутствовал. В последующем на разных этапах развития проекта это были Сегаль Александр Зямович, Чистов Леонид Борисович, Самарова Генриетта Симоновна, Тигунов Леонид Петрович, Боровинских Александр Павлович, Герасимов Николай Николаевич, Таскаев Анатолий Иванович, Лисин Юрий Владимирович, Попов Михаил Яковлевич, Тарбаев Михаил Борисович, Трофимов Евгений Никитович, Хвостов Александр Яковлевич. К сожалению, некоторых из наших друзей уже нет, но они навсегда останутся в истории «РУСТИТАНА», — заключил Алексей Новиков.
Исполнительный директор ГК «РУСТИТАН» Александр Андреев поддержал тезис о роли Пижемского месторождения. По его словам, освоение Пижемского месторождения меняет баланс спроса и предложения, кардинально меняет условия на рынке ряда индустрий, может стать важнейшим элементом в сырьевой безопасности России.
Заместитель генерального директора ООО «Дирекция «Морской порт Индига» Сергей Клявин, в свою очередь, рассказал о том, почему именно Индига стала местом для будущих работ.
— Наша дирекция с 2019 выполняет проектные работы по созданию глубоководного морского порта. Мы нашли точку создания, соответствующую двум критериям — глубоководности и незамерзаемости. Глубина здесь даже у берега порядка 20-25 метров, спокойный рельеф для акватории и береговой части, что позволит создавать всю необходимую инфраструктуру, перерабатывающие предприятия. Индига — вторая точка доступа в Арктической зоне России. Есть пока лишь один такой схожий порт — Мурманск. Индига тоже позволит в незамерзающем режиме обслуживать большегрузы. Благодаря теплому течению здесь не появляются большие ледовые поля. Они есть, но небольшие — не больше 30 сантиметров в январе-марте, — добавил он.
Перед речью руководителя проектного офиса «Сосногорск — Индига» Тимура Шевцова Владимир Уйба заметил, что дорога пройдет, в том числе, и через экологичные территории, в том числе, через пастбища, что уже вызывает вопросы у местных жителей.
— В этой связи нам необходимо грамотное информационное сопровождение, нужно общаться с населением, объяснять лидерам общественных мнений, как все на самом деле устроено, показывать открыто всю проделанную работу. Есть вторая сторона, которая заинтересована не в развитии региона, а в создании проблемных зон и вопросов, — предупредил глава Коми.
— Мы проведем все мероприятия, чтобы исключить любое негативное воздействие на окружающую среду, — заверил Тимур Шевцов.
Также он рассказал, что будущая железная дорога сможет транспортировать в год порядка 67 млн. тонн грузов. Основная доля — продукция переработки Пижемского месторождения — 33%. Дальше — уголь Кузбасса, Коми, нефть, газовый конденсат и прочее. В настоящее время речь идет о 47 парах поездов в сутки, но максимальная пропускная способность составит 122 пары. Общая протяженность дороги — 559 км, из них в Коми — 375 км. В необходимых местах проведутся работы по усилению конструкцию земляного полотна с применением вспомогательных материалов для минимализации воздействия на окружающую среду.
— Почему выбрали Сосногорск? Потому что это город с имеющейся развитой железнодорожной инфраструктурой, которую усилят для нужд новой линии. Требуется разместить 18 новых промежуточных станций (одну участковую, одну грузовую), а значит, будет необходимость в персонале не менее 1500 человек, занятых в работе новой линии. В перспективе — строительство притрассовой автодороги, — заключил Шевцов.
Председатель экспертного совета группы компаний «РУСТИТАН» Владимир Бавлов, в свою очередь, рассказал о геополитическом значении мегапроекта.
— Россия — мировой лидер на титановом рынке, но титановое сырье у нас не добывается, а импортируется из Украины — это вряд ли, надежный поставщик в текущей ситуации. Исходя из этого, проектирование и освоение Пижемского месторождения приобретает особую государственную важность и должно рассматриваться и реализовываться государственным предприятием, хотя тут есть интерес у китайских и арабских компаний. Но мы нацелены на российских партнеров — тот же «РОСАТОМ», — объяснил Бавлов.
БНК