Ученый из Коми рассказал, как отличить псевдознахаря от настоящего
Истории о колдовстве и народной магии узнали участники встречи в Центре народного творчества на встрече с этнографом, фольклористом, ведущим научным сотрудником Института языка, литературы и истории Коми Олегом Уляшевым.
Мероприятие организовали в рамках цикла открытых интерактивных лекций «Первый вагон».
По словам ученого, для мифологии народа коми типично, что в сказках герой-богатырь обладает не столько физической, сколько духовной силой и прибегает к магии. Это типично для фольклора уральских народов, к которым и относятся коми.
Говоря о народной медицине коми и о магии, Олег Уляшев сообщил о знахарях, целителях и костоправах.
— Нет двух одинаковых знахарей, чтобы у них были одни и те же приемы. Даже костоправы используют совершено разные приемы, — считает ученый. — Вещие сны, предсказания, общение с духами — все это есть. Но, я думаю, что эти вещи необъяснимы только потому, что у нас не хватает знаний.
По словам Олега Уляшева, серьезного знахаря от псевдознахаря отличить просто: знахарь денег не берет и не извлекает из своего занятия выгоду. После того как знахарь взял деньги за свою работу, его действия перестают помогать. При этом, говоря о знахарстве Олег Уляшев отметил, что там нет никакой метафизики, а есть отличное знание человеческого организма.
Ученый рассказал, что в Усть-Куломском районе была очень известная знахарка. Она жаловалась близким, что устает от большого количества людей, которые обращаются к ней за помощью. Дочка предложила ей зарабатывать на этом. Кончилось все скандалом, дочь и мать перестали поддерживать отношения.
По словам ученого, среди знахарей наблюдается абсолютное разное отношение к церкви. Есть среди них ярые язычники. Олег Уляшев встречал даже знахаря, который для лечебного воздействия на человека прибегал к матерщине, использовал нецензурную брань.
— Приходит к нему человек за помощью. Тот обкладывает его матом, мол, иди от сюда, ничего у тебя нет. Человек уходит, через несколько дней у него все проходит.
Отвечая на вопрос, почему сейчас меньше становится знахарей, Олег Уляшев отметил, что востребованность знахарей повышается в период социальной нестабильности, когда люди чувствуют себя незащищенным. Так было во время Великой Отечественной войны, так было и в 1990-е годы.
— В такие периоды логика не срабатывает и поднимается эмоциональная составляющая. И тогда люди часто обращаются к знахарям.
Одна из участниц встречи спросила про то, как знахари передают свои способности, попутно рассказав про свою бабушку.
— Я сама из Усть-Куломского района, у меня была бабушка Просковья в селе Усть-Нем. Она была тэдiсь (в переводе с коми: знахарь, колдун, человек с магическими способностями— БНК), была чернокнижницей. Я даже помню старинную книгу, которую она заворачивала в тряпочку, прятала. Она знала заговоры, умела лечить, править (кости). Она была самодостаточной сильной женщиной. Она сама в одиночку построила дом. Маленького роста, очень много знала. Когда она умирала, — она умирала очень тяжело в течение трех дней, — бабушка предложила моей маме передавать ей или мне свои способности. Мама отказалась. Она хотела нас уберечь. Бабушка умирала долгих три дня. Она говорила: это надо отдать. Чтобы облегчить ей страдания, открывали юшку у печки.
По словам Олега Уляшева, если есть у человека какие-то данные к знахарству с детства, то они могут развиться, могут — не развиться. Если их не развивать, они начинают портить человека. Он постоянно попадает в нехорошие ситуации.
Бывают случаи, когда знахарь начинает обучать кого-то из младших, внука или еще кого. Они делятся энергетической силой. Происходит энергетический выброс. Знахарь пока не передал силу, не может умереть.
— Вроде все готово, ничего уже не работает, организм уже отказывает. Это проблема очень большая. И юшку открывают, и выносят елку с корнями, через сито воду проливают, чтобы душа быстрее душа ушла. Могу рассказать историю из личной жизни. Дядька у меня помер. И у меня начала включаться электроплитка. Три конфорки по очереди. Одна плита раскаляется до красна, потом другая, третья. По кругу. Потом то в одной комнате все лампочки лопнут, то в другой. Обратился к знающему человеку. Он говорит: «В следующий раз покреститесь, тогда больше смогу объяснить. Потом говорит: «У вас кто-нибудь помер сейчас?». Да, говорю. «Сорок дней прошло?». Нет, говорю, где-то с девятого дня все это началось. Он говорит, до сорока дней просто поставь потрет, свечку, как у вас принято приглашать к столу, поговори, поблагодари за все, что он тебе дал, чему научил, что хорошего сделал. У меня к тому времени из духовки электроплиты дым пошел. Смотрю: все в целостности и сохранности. И розетка, и провода. Все цело, все нормально, единственное — сами плитки расплавились. Это говорит, душа уйти не может, просто силы нет. Не отдал, не выбросил никуда силы.
Прозвучал вопрос: в каких районах республики было наибольшее количество колдунов, магов, знахарей?
— Мне кажется, везде хватало. Сильно славились верхневычегодцы и удорские. Мажговские коновалы.
На Удоре, как мне рассказали, собирались в какой-то определенный день со всей Мезени, то есть с Коми и Архангельской области. Собирались до 400 знахарей. Совещались, обсуждали и кидали жребий кому куда отправляться. И отправлялись на заработки вплоть до Дальнего Востока, по Сибири, Дальнему Востоку, по России. Потом через год возвращались и собирались вновь. Причем деньгами им не платили. Если коновал поселялся в селе, хозяева должны были его кормить-поить, всем снабжать. Останавливались в деревнях, лечили кто обратится. Им платили каким-то товаром.
Одна из участниц встречи рассказала, что ее бабушка была тэдiсь. В деревне у нее была конкурентка, обладавшая такими же способностями. По ночам конкурентка превращалась в черную собаку. Как-то ночью бабушка бросила в эту собаку палку и повредила ей лапу. Утром бабушка увидела эту женщину с перевязанной рукой, когда та пришла в сельпо за хлебом.
Алексей Смирнов
Комментарии (31)