11:29, 31.08.2012 / ОБЩЕСТВО

Сыктывкарские учебные заведения переходят на программу «Школа 2100»

Накануне 1 сентября родители обычно беспокоятся, во что нарядить первоклассника, какие тетради ему купить, с какими цветами отправить на первую встречу с учителем. О содержательной части учебного процесса задумываются немногие. Те же, кто самостоятельно пытается ознакомиться с образовательными программами, иногда испытывают легкий шок. В одной из них, самой распространенной, попыталась разобраться газета «Молодежь Севера».

шк.JPG

Фото Андрея Ретанова

О «Школе 2100» корреспондент МС впервые узнала из рассказов родителей учеников. Интонации их при этом были весьма эмоциональными. Образовательную программу описывали как невероятно сложную: уже во второй четверти первоклассникам нужно писать диктанты, слишком много времени уделяется таким не простым для детского понимания предметам, как химия и физика. Но самым страшным, по мнению родителей, было то, что с прошлого года эта программа введена как обязательная во всех школах города, и, следовательно, альтернативы нет.

Но, как оказалось, ситуация несколько иная. 40 средних школ Сыктывкара в младших классах используют несколько систем: «Школа России», системе Л.В. Занкова, по программам «Начальная школа 21 века», «Перспектива» и «Школа 2100». Последняя - самая распространенная и применяется учителями 27 школ. Вполне закономерно, что она же и самая обсуждаемая, причем, отзывы встречаются весьма противоречивые.

- Как экспериментальная программа «Школа 2100» существовала уже с начала 90-х годов. Длительное время она апробировалась, «обкатывалась». Авторы смотрели за результатами, вносили правки. И нужно отметить, что до сентября прошлого года по этой системе уже преподавали в 22 школах города. Поэтому сказать, что это нечто новое и совершенно непонятное для нас, будет неверно, - пояснила в беседе с МС Лариса Коренева, директор Информационного методического центра Сыктывкара.

Неверно и то, что с сентября 2011 года программа введена как обязательная. Действительно, прошлой осенью система образования пережила одно очень большое нововведение, однако программы оно не касается. Речь идет о массовом введении нового образовательного стандарта, который строится на идеях развивающего обучения.

- Этот стандарт предъявляет новые требования к результатам: наряду со знаниями по предмету у детей должны быть сформированы так называемые метапредметные результаты. В начальной школе они строятся вокруг умения учиться (например, уметь планировать свои действия, оценивать их, работать с информацией, проявлять познавательный интерес и т.д.), - рассказала Лариса Коренева.

Одна из претензий родителей к программе «Школа 2100» касается, как уже говорилось, ее сложности.

- Детей с начальных классов пичкают уравнениями и другими сложными вещами. Основной упор делается на домашнюю работу, то есть родителям приходится самим заниматься с детьми, а в школу ходить только за домашним заданием, - поделилась своим впечатлением одна из мам.

Однако учителя, которые работают по системе уже не первый год, считают, что такие претензии не совсем обоснованны.

- Родители, конечно, тревожатся, когда видят огромный объем материала в учебнике, - признает Ирина Ульянова, методист и учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №36 Сыктывкара. - Их первая реакция - страх. Им кажется, что это все нужно понять, выучить, запомнить. Но это не так. Большое количество материала дается как раз для того, чтобы у ребенка была возможность выбрать, что ему интересно, а что нет, что он хочет учить, а что не хочет. Эта программа базируется на принципе психологической комфортности. В ней есть базовый уровень знаний и навыков, а есть более высокий. Ребенок осваивает программу на том уровне, на котором он может ее освоить.

Но это, по словам учителя, не значит, что кто-то из детей непременно будет отличником, а кто-то - двоечником. Здесь другой подход - он основан на индивидуальной работе с каждым ребенком в зависимости от его возможностей:

- Возьмем математику. Кто-то не понимает, как решать уравнения, кто-то - как решаются задачи. На дом, для повторения и закрепления материала, одному ребенку учитель может задать решение уравнений, а другому - задач. И это будет более эффективно. Другая проблема в том, что иногда принципы и технологии этой программы не понимают не только родители, но и учителя, которые по привычке традиционной школы хотят дать ребенку весь объем. В итоге задаются и задачи, и уравнения. И ребенку становится тяжело.

Многих родителей, по словам Ирины Ульяновой, пугает большое количество уроков, посвященных окружающему миру. Они не понимают, зачем их детям нужны знания по физике, химии, анатомии.

- Но мы ведь в этом случае не нагружаем детей сложными знаниями химических соединений, формулами и терминами, - утверждает она. - Многие дети, например, уверены, что ветер дует потому, что качаются деревья. Ветки колышутся, поэтому поднимается ветер. Наша задача - объяснить им, как происходит на самом деле. На примитивном, возможно, уровне. Но главное, чтобы причинно-следственные связи в голове у ребенка выстраивались правильно. А родители иногда открывают учебник, видят формулировку «правило рычага» и впадают в ступор, недоумевая, зачем эти знания вообще нужны. Самое удивительное, что потом, когда ребенок приходит домой и начинает им доступно объяснять явления окружающего мира, некоторые родители сами просят провести для них такой же урок.

школьник.JPG

А что же диктанты? Они действительно есть.

- Обычно, когда взрослые слышат слово «диктант», они представляют какой-то сложный многостраничный текст, который надо записать под диктовку. Но здесь речь идет совсем о другом. Мы проверяем, слышит ли нас ученик, как он усваивает информацию на слух. Диктант может состоять и из последовательности фигур, которую должен воспроизвести ребенок. Ничего страшного в этом нет, - считает Ирина Ульянова.

Еще один важный момент: первокласник сам ставит себе оценки.

- Он может подчеркнуть красоту написанной им буквы или, увидев, что она получилась не очень хорошо, сделать вывод, что нужно еще поработать над правописанием. Ставя каждый раз себе оценки, дети формируют дневник своего успеха. И диаграммы, показывающие динамику их достижений, впечатляют их не меньше, чем взрослых, - отмечает учитель.

При таком подходе дети испытывают куда меньше стресса. В 36-й школе провели эксперимент. По результатам медосмотра, ухудшения здоровья учеников не зафиксировано, а психологи отметили, что с переходом на новую систему они стали чувствовать себя комфортнее и спокойнее.

Что же до участия родителей, то им действительно придется общаться на тему уроков со своим чадом, возможно, куда чаще, чем им хотелось бы. Но в идеале, общение не должно сводиться к выполнению самими заданий.

- Ребенку, который пропустил знания через себя, очень важно поделиться ими, проявить себя, показать родителям, как он усвоил материал. И родителям в этом случае не надо отмахиваться. Важно выслушать, посмотреть, оценить, уделить внимание, поддержать инициативу ребенка продолжить исследование тех или иных явлений. А это, действительно, не простое дело, требующее немало времени и усилий в нашей жизни, - отмечают педагоги.

1233

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • 098
    31 авг. 2012 г., 13:28:20
    Ответить
    Стратегия проста сделать из детей дубов
  • 2100
    31 авг. 2012 г., 14:11:49
    Ответить
    Программа сложная и детям и родителям, а все что написано в статье - сказки от Минобразования. В наших школах индивидуальный подход к ребенку - заоблачные мечты.
    • 654321
      31 авг. 2012 г., 17:25:52
      Ответить
      2100
      Нормальная программа, у меня два ребенка по ней обучались и ни каких проблем не возникало.
  • глеб
    31 авг. 2012 г., 14:21:35
    Ответить
    Научить детей учиться.
    Конечно это надо делать с раннего возраста. В современном, изменчивом мире пожалуй это главное умение.
    Плохо то , что родители ничего не знают о такой цели и воспринимают обучение как очередное выпендривание от министерства образования.
  • 2100
    31 авг. 2012 г., 14:40:59
    Ответить
    горе-горькое
    Программа хорошая, только окружающий мир - это вынос мозга, никакой логики. Учителя сами не знают как его преподавать....
  • Quasi
    31 авг. 2012 г., 14:55:08
    Ответить
    hysteresis
    Споры об образовании и школе бесконечны. Особенно велики они нынче, когда стало ясно, что образование у нас за последние двадцать лет почему-то сильно "просело", причём нередко измеряют это тем, что вот, дескать, там умеют делать "айфоны", а у нас как-то всё получается... автомат Калашникова (и ведь ничем не плох). То, что десятки тысяч умов с т.н. советским образованим утекли туда, где горазды делать разного рода 'гаджеты', стараются не озвучивать в полный голос, хотя явно виден в этом обоснованный укор убогой экономике "политической воли", которая совершенно не способна просто-напросто не только привлечь, но даже удержать имеющийся капитал во всех его проявлениях, особенно интеллектуальный. Спрашивается: причём тогда образование?
    Недавно, к юбилею Маргариты Тереховой, показали давний советский фильм "Расписание на послезавтра", снятый в 1978 году по сценарию Нины Фоменко. Там по ходу фильма возникает спор между героем Олега Даля (директора школы) и Евгения Стеблова (профессора и 'завлаба') о школе и образовании. И школьный директор говорил (35 лет назад), что время бежит вперёд и система передачи готовеньких знаний изжила себя, что систему образования нужно переводить на рельсы исследовательского метода, в основании которого должны быть умения и навыки постановки проблемы, формирования гипотезы, отстаивание истины и защита своего решения, притом что, если кто помнит, времечко-то было застойное и тоталитарное для таких прогрессивных мыслей. Но мысли, видимо, возникали и витали не только сценарные. И хорошо витали, если в начале 80-х годов прошлого века в США, при Рейгане, затеяли реформу образования, вновь, как и в конце 50-х, обеспокоившись успехами в этой области СССР.
    Мы сейчас, судя по всему, идём путём заимствований. Но то ли мы заимствуем? Те ли стали нашими маяками?
  • чем раньше и большему научат - тем лучше
    31 авг. 2012 г., 18:18:00
    Ответить
    хотя тем, кто хочет чтобы их дети шли дворниками или уборщиками наверно пофигу
  • Сказочки всё это.
    31 авг. 2012 г., 20:22:28
    Ответить
    Программа рассчитана на умного учителя и умного ребёнка
    Куда деваться остальным?
    Потом, программа должна сопровождаться условиями для её реализации. В наших школах таких условий нет и долго ещё не будет.