Уролог Константин Сауткин: «Я вижу для себя задачу проводить до пяти высокотехнологичных операций в день»
В Эжвинской больнице уже два месяца трудится врач из Мурманска Константин Сауткин, который работает в здравоохранении уже 34 года. Он приехал в регион и поставил перед собой задачу улучшить оказание урологической помощи: кратно увеличить количество малоинвазивных высокотехнологичных операций, внедрить раннюю диагностику. С какими проблемами к урологу приходят мужчины, какими методами может поделиться врач с коллегами и что это даст в перспективе, доктор рассказал БНК.
Константин Сауткин — уроженец Архангельска. После интернатуры в родном городе он перебрался в Мурманск, где работал в Многопрофильном центре имени Н.И. Пирогова ФМБА, в котором занимаются оказанием высокотехнологичной помощи.
— Урологию я выбрал еще в интернатуре. Это одна из самых интересных специальностей медицины. Врач-уролог — и эндоскопист, и рентгенолог, и врач ультразвуковой диагностики. Большая часть урологов владеет всеми методами исследований и многими техниками современной медицинской помощи, как лапароскопические операции [через проколы] на почках, мочеточниках, мочевом пузыре и простате, так и эндопросветные, выполняемые через мочеиспускательный канал мужчинам, женщинам.
— Почему решили переехать из Мурманска в Сыктывкар?
— Я оказался тут по семейным обстоятельствам. Супруга отсюда, двое детей учатся в местном медицинском институте, но они еще не определились со специальностью, еще один школьник. На семейном совете решили, что надо переехать.
— В Эжвинской больнице вы работаете уже два месяца. Здесь, на ваш взгляд, урология как развита?
— Эжвинская больница — лечебное учреждение, где оказывается медицинская помощь на современном уровне. Очень хороший коллектив: грамотный и заботливый средний и младший персонал, высокопрофессиональные врачи и перспективная талантливая молодежь. Учитывая тот факт, что больница в основном оказывает экстренную медицинскую помощь, зачастую встречаются пациенты в тяжелом состоянии с запущенными стадиями заболевания. В такой ситуации вопрос об оказании высокотехнологичной помощи не стоит. Речь идет о спасении жизни. Важно понять, что своевременное выполнение малоинвазивных вмешательств позволит в какой-то степени снизить процент таких тяжелых пациентов. Наряду с этим следует уделять большое внимание оказанию амбулаторной помощи урологическим больным. К примеру, возрастное заболевание у мужчин — аденома предстательной железы. После 50 лет она встречается у каждого второго, к 80 годам — у всех. По данным клинических рекомендаций Российского общества урологов, каждый третий мужчина с аденомой простаты рискует оказаться на операционном столе. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда единственная возможная помощь ограничивается установкой цистостомы [трубка в мочевом пузыре]. И часть пожилых мужчин обречена на существование с ней. Эту ситуацию можно и нужно изменить на амбулаторном этапе, путем своевременного направления таких пациентов на операцию, внедряя и кратно увеличивая количество малоинвазивных операций на предстательной железе.
— Какие новые методы лечения привезли из Мурманска?
— Мы будем внедрять методы с использованием лазерных и плазменных аблативных технологий. Это лечение доброкачественной гиперплазии, мочекаменной болезни. И не только дробление камней в мочеточниках, но и в почках. Малоинвазивное вмешательство проводится с проколом почечной ткани и через него — дробление камня лазером. Операция длится недолго, пациент госпитализируется на 2-4 дня, период реабилитации также короткий. Также планируется применять пластику уретры с использованием слизистой щеки: есть сужение мочеиспускательного канала, пациент не может мочиться, жидкость не проходит. Если раньше иссекалась эта структура, удалялась, укорачивая половой член, то сейчас она просто рассекается вдоль и расширяется за счет перемещения туда слизистой щеки. Также малоинвазивное лечение посткоитального цистита у женщин и коррекция недержания мочи, имплантация протезов для лечения эрректильной дисфункции у мужчин и в целом большой спектр лапароскопических операций.
— По мужскому бесплодию планируете привносить новые методы?
— Уже. Прошли три операции — микрохирургическая варикоцелэктомия или операция Мармара. Она делается с использованием микрохирургической техники — очки с 3,5-кратным увеличением, через маленький разрез 1,5-2 сантиметра, сопровождается перевязкой вен и излечивает мужчин от бесплодия. 60-70 процентов бесплодных мужчин страдают варикоцеле [варикозное расширение вен семенного канатика], мы можем им помочь.
— Вы работаете с командой урологов. Коллеги при вашей поддержке готовы решать поставленную задачу?
— Они, безусловно, готовы и поддерживают меня в этом начинании, руководство также приветствует нововведения. За два месяца мы с коллегами уже сделали десять трансуретральных резекций мочевого пузыря и простаты, это операция делается через мочеиспускательный канал. И это хороший старт. Мы планируем сделать так, чтобы их было три и более в день. Эти операции бесплатны для пациентов. Так было в Мурманске, это делается в других городах России, почему не здесь? Мы уже начали эту работу.
— А оборудование нужно новое или больница укомплектована?
— Есть оборудование для лапароскопических операций, эндоскопическая техника и инструменты. А нужно больнице оборудование для операций с лазером и для лечения камней в почках.
— Если вы хотите оперировать три-пять человек в день, то уже есть сформированный пул потенциальных пациентов или надо будет увеличивать охват обследования мужчин, то есть приглашать их проверить свое здоровье?
— Проводилась серьезная работа по изучению статистики. Взглянув на цифры, стало понятно, что все эндоскопические, высокотехнологичные методы лечения в урологии сконцентрированы в Сыктывкаре. Отрадно, что большое количество эндоскопических вмешательств на мочеточнике выполнена в Эжвинской больнице. Как вносить изменения? Нужен центр оказания амбулаторной помощи урологическим пациентам, который работал бы с потоком, а их много. Возьмем мочекаменную болезнь. Коми по ней эндемичный регион, и более 30 процентов урологических пациентов в отделении приходят именно с ней. Важна диспансеризация: рубль, вложенный в профилактику, окупится тысячами. Если пациент поступает с запущенным заболеванием, вы не представляете, какие ресурсы нужны, чтобы нормализовать и стабилизировать его состояние. Планируем организовать амбулаторный кабинет в больнице и наладить сотрудничество с урологами отдаленных городов республики.
— По онкологии удалось ли изучить статистику, насколько распространена она в урологии в Коми?
— Объективной информацией пока не владею. Пациенты с осложнениями онкологических заболевании Опухоли органов мочевыделительной системы, конечно, встречаются. К примеру, наша команда за два месяца сделала шесть эндоскопических операций при опухоли мочевого пузыря, пациентам после них требуется наблюдение, комбинированная терапия. И опять идем в организацию здравоохранения, то есть раннюю диагностику. Вся онкология на первой-второй стадии не дает симптомов, а это как раз вариант, когда можно вылечить. А пациент приходит к нам по скорой помощи, когда уже выражена симптоматика. И это не только здравоохранение, но и мотивированность самих пациентов своевременно заниматься своим здоровьем. В ряде городов России в рамках диспансеризации делают бесплатный анализ крови на раковые клетки в предстательной железе у мужчин. Так больше мужчины с подозрением на рак простаты будут направлены к специалисту. Главное понимать, что наша цель — здоровье пациента, удовлетворенность оказанием помощи, чтобы он вышел из больницы, ощущая себя здоровым человеком, способным полноценно жить и трудиться.
БНК
Комментарии (15)
Система должна работать как часы у всех докторов. Это вопрос жизни и смерти больного.
А как у нас с проктологами?..
клиниках Москвы и Питера, всё заточено на деньги без гарантии результата, считаю вся тупость управления страной передается и на медицину.