Продавец из Выльгорта: «Покупатели разбирали раньше все влет, особенно дефицитные тушенку и сгущенку»
Газета «Наша жизнь» в преддверии Дня работника торговли пообщалась с продавцом из Выльгорта Любовью Хоружевой и развенчала мифы о ее профессии.
«Работа простая: «Сиди да чеки пробивай»
— Моя мама всю жизнь была заведующей магазином и очень не хотела, чтобы я пошла по её стопам – работа, мол, тяжелая, — рассказывает Любовь Леонидовна. – Я отучилась на бухгалтера, но всё равно пошла в торговлю. И вот уже больше 40 лет в ней работаю. Вначале трудилась в городских «Спорттоварах», а когда моя семья переехала в Выльгорт, устроилась в местный продуктовый магазин.
Шли девяностые годы. Помню, в мой первый рабочий день к нам в торговую точку завезли десять фляг молока, три фляги сметаны, четыре-пять лотков хлеба. Молоко и сметану покупателям мы разливали по бидонам и банкам. Масло же, оно было в огромном брикете, разрезали специальной струной и упаковывали в пергамент. Устала так, что к концу дня руки, казалось, отваливались. Мои коллеги даже отпустили меня передохнуть.
Покупатели разбирали тогда все «влет», особенно когда привозили дефицитные тушенку и сгущенку. Торговля кипела. Поначалу пользовалась счетами при обслуживании покупателей, потом – калькулятором и, наконец, — современной оргтехникой. Со временем появилось много конкурентов, и торговые обороты стали скромнее. Однако работы и сейчас хватает. Принимаем товар, проверяем, выкладываем его на полки, оформляем ценники, общаемся с покупателями. А еще смотрим остатки и подаем заявки на поставку товара. Не успеешь оглянуться, как день пролетел!
«В торговых точках обвешивают и обсчитывают»
— Иногда бывает очень обидно, когда покупатели говорят: «Знаем мы вас, лишь бы обмануть!». Пытаемся объяснить им по-простому, что мы совсем не заинтересованы в обмане. Да и как можем сделать, ведь мы в райцентре почти все друг друга знаем! А если вдруг после продажи останется лишний товар, у руководства появятся вопросы: откуда он взялся? Наоборот, это нас пытаются обмануть. К примеру, в девяностые годы был такой случай. Тогда у нас была система самообслуживания. Пришла в магазин женщина, набрала буханок десять хлеба, в «челночную» сумку их упаковала, поставила ее на пол и ногой протолкнула в сторону выхода. Мы это заметили, но милицию вызывать не стали. Отпустили покупательницу с обещанием больше так не поступать. В настоящее время тоже бывает, как кто-нибудь что-либо с прилавка прихватит. А случается, что, напротив, у нас свои вещи оставляют: ключи, документы, кошельки. Мы все возвращаем забывчивым хозяевам. Иногда даже люди просят передать какие-то документы или банковские карты другим односельчанам. Настолько нам доверяют.
«За прилавком — хамоватые и равнодушные»
— Конечно, ситуации бывают разные. Подходит, например, несовершеннолетний и просит продать ему спиртное. Мы, естественно, отказываем ему, а тот от злости ругается матом. Коллеги и я стараемся «не накручивать ситуацию», а решать проблемы мирно. Лучше отойти от скандалиста, чем провоцировать его. Я по натуре спокойная, да и девочки наши – тоже. Наше руководство периодически беседует с нами на эту тему, всякий раз напоминая, что общаться с покупателем надо вежливо.
А действительно ли мы такие вежливые, вы можете судить об этом по наличию у нас постоянных покупателей. Когда вокруг стали открываться сетевые магазины, люди поначалу уходили от нас, но потом возвращались. «У вас — товар свежее, а что-то даже дешевле, и общаться с вами приятно», — так они объясняли свое решение. Мы же стараемся заказывать продукцию небольшими партиями, чтобы на прилавках она всегда была свежая. Приобретаем и товары по акции, выгодные покупателям. Если видим, что покупатель грустный, стараемся «задобрить» его как-то, помочь.
Одна покупательница периодически приходит, пожилая женщина, почти ничего не видит. Девочки-коллеги всегда такси ей вызывают, помогают в машину сесть вместе с покупками.
«В магазинах продают «просрочку»
— У нас строго следят, чтобы такого не было. Большая часть товара продается по куар-кодам (маркировка). Если я в Выльгорте продам просрочку, об этом узнают соответствующие органы и нас накажут. Просроченный товар мы возвращаем поставщику, а он уже утилизирует его.
Если покупатель возвращает товар, все оформляется документально. Законы сейчас — строгие, огромные штрафы за провинности, за что-то даже предусмотрена уголовная ответственность. Станут ли продавцы так рисковать ради сомнительной выгоды?
«Продавцы получают «бешеные» деньги»
— Зарплаты у нас совершенно обычные. Средние, можно сказать. Никто ведь особо не рвется работать продавцами. Что касается магазина, у нас царит теплая атмосфера. Люди к нам тянутся. Коллектив у нас проверенный, текучки практически нет. Дружим мы и вне рабочего времени, например, за грибами вместе ездим.
Напоследок, хочу поздравить своих коллег, а молодежи пожелаю: не бойтесь идти в торговлю. И не забывайте о своих покупателях! Когда им хорошо, и нам, продавцам, – хорошо тоже!
Беседовала Диана Скалацкая
Комментарии (8)