В Сыктывкаре вспоминают первый финно-угорский конгресс
В Госсовете РК сегодня стартовал международный форум, посвященный 20-летию I Всемирного конгресса финно-угорских народов, состоявшегося в декабре 1992 года в Сыктывкаре. В столицу Коми прибыли представители Венгрии, Финляндии, Эстонии и российских регионов.
Фото Кирилла Затрутина
Первый вице-спикер Госсовета Валерий Марков – председатель Консультативного комитета финно-угорских народов и один из инициаторов первого конгресса – сразу же извинился перед собравшимися, что форум проводится на менее высоком уровне, чем памятное событие 20-летней давности.
Он сообщил, что в зале собрались представители Венгрии (самая многочисленная делегация на форуме), Эстонии, Финляндии, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Пермского края и Карелии. Тверские карелы, по его словам, не смогли вовремя добраться до Сыктывкара и еще находятся в пути.
Глава Коми Вячеслав Гайзер отметил, что с тех пор, как финно-угры в первый раз собрались вместе в Сыктывкаре, конгрессы стали «событиями мирового масштаба», способствующими сохранению культур, языков и решению других проблем.
Руководитель региона упомянул в своем спиче талантливую финно-угорскую молодежь, мультифестиваль «Ыбица», проводившийся в этнопарке, и сам парк, который, по его мнению, должен стать одним из центров международного сотрудничества.
Председатель Госсовета Игорь Ковзель отметил заслуги Валерия Маркова в сплочении финно-угорского сообщества. Сам же Марков выступил с продолжительной ностальгической речью, вспоминая первый конгресс. Его организаторы, заметил он, вряд ли предполагали тогда, в какое интенсивное движение финно-угров это выльется в итоге (об этом, как и о молодом поколении финно-угорских активистов, говорили практически все выступающие на пленарном заседании).
Валерий Марков с радостью сообщил, что видит в зале многих из тех, кто приезжал в Сыктывкар 20 лет назад. Их, позже добавил он, можно опознать по специальным значкам, которые участники первого конгресса «иногда достают и надевают».
Выступили на заседании бывший венгерский посол и координатор комитета финно-угорских народов от Венгрии Дьердь Нановски, зампред Государственного собрания Венгрии Янош Латорцаи, координатор комитета от Финляндии Мерья Ханнус.
Пожалуй, наиболее оптимистичным выступлением отметился член того же комитета от Эстонии Андрес Хейнапу. Он предположил, что если сотрудничество народов будет продолжаться в том же духе, то отмечать доведется и 40-летие, и 50-летие, и 1000-летие первого финно-угорского конгресса.
Международный форум продлится два дня. В программе – дискуссия о результатах деятельности финно-угорского движения, заседание консультативного совета и выезд в этнопарк.
Комментарии (56)
Вспомнил, точно ученые. Пару фамилий до сих пор помню...
В случае успеха такой комплексный подход позволил бы одним приемом решить несколько геополитических задач: дестабилизировать обстановку в российском Поволжье (Татарстан, Башкирия, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия) с приданием проблеме международного формата и привлечением внешних игроков в лице финно-угорских и тюркских стран. Каждая из них примется за свой сегмент вопроса: США, Великобритания, Финляндия, Венгрия, Эстония – за финно-угров, в то время как Турция, арабские страны и снова-таки США и Великобритания – за тюрок. Тогда возникнет прямая угроза превращения России как государства из субъекта геополитики в ее объект, поскольку она будет расколота на две неравные части по линии от берегов Ледовитого океана через Поволжье до Казахстана, что приведет к образованию «урало-волжской зоны перманентной нестабильности». Возгорание очередного сепаратистского очага не где-нибудь на окраине, а в непосредственной близости от управленческого центра России – Москвы – может очень быстро привести к нарушению функционирования государственного аппарата в масштабах всей страны.
Среди западных политиков наиболее активно финно-угорскую карту разыгрывают председатель Ассоциации финно-угорских литератур и бывший член эстонского парламента Арво Валтон, бывший премьер Эстонии Март Лаар, главный редактор журнала Keel ja Kirjandus Март Мери, член Европейского парламента, бывший председатель парламента Эстонии Тоомас Сави, финский профессор Калеви Вийк, бывший министр культуры Финляндии Тютти Исхоокана-Асунмаа, бывший министр иностранных дел Финляндии Пертти Паасио, бывший председатель парламента Финляндии Кюсти Юлку, американский политолог и эксперт по странам Балтии Пол Гоубл, а также ряд других политических и научных деятелей из Великобритании, Швеции, Венгрии, Германии и Литвы.
Главную скрипку играют, конечно же, США. По их настоянию к процессу разжигания финно-угорского национализма подключились Таллин и Хельсинки. Менее активен в этом направлении Будапешт.
Вынашиваемый американцами глобальный проект подразумевает создание на базе «угро-финских» субъектов РФ федеративного образования «Великая Финно-Угория», который получил одобрение еще при президенте Буше. Ставка делается на этнический реваншизм и этносепаратизм. В книге доцента Т.Грачевой «Война против России» дается следующая характеристика проекту: «Планируется, что реализация проекта пойдет в двух направлениях. Во-первых, через культивирование русофобии и антирусских настроений среди угро-финских народов севера России (карелов, коми, хантов, манси, марийцев, мордовцев, удмуртов), внушения им мысли о том, что они могут добиться процветания, только освободившись от «русского гнета». А во-вторых, путем разжигания в сознании этих народов настроений радикального национализма и шовинизма. Деятельность по разжиганию национального экстремизма имеет свою региональную специализацию. В Карелии ее проводят финские националисты, а в Марий Эл – эстонские реваншисты. Главный лозунг проекта – «освобождение Финно-Угории от русского засилья», что подразумевает «восстановление справедливости» за счет отторжения территорий».
Автором и «отцом» проекта принято считать канадского эстонца и ярого русофоба Рейна Таагаперу, политолога и специалиста-советолога, почетного профессора Тартуского университета. Р.Таагапера знаком с высокопоставленными особами из Госдепа США, пользуется их поддержкой и покровительством. Для Эстонии финно-угорский проект по развалу России не является чем-то новым. Первая такая попытка была предпринята еще в 1927 г. с образованием учреждения «Фенно-Угрия» для координации взаимоотношений с финно-угорскими народами России. В 1940 г. (уже в Советской Эстонии) деятельность «Фенно-Угрии» была признана незаконной, а сама организация запрещена. «Финно-угорское» дело возродилось уже в суверенной Эстонии в виде фонда «Фенно-Угрия» и ряда смежных комитетов и организаций (Фонд Леннарта Мери, Центр коренных финно-угорских народов им. Пауля Аристэ, Институт Яана Тыниссона, Группа поддержки финно-угорских народов в Рийгикогу и др.). Сейчас «Фенно-Угрия» объединяет более 50 общественных организаций и учреждений финно-угорской направленности, многие из которых так или иначе задействованы в реализации антироссийского проекта «Великой Финно-Угории».
Председатель Киевского общества культуры народов финно-пермской группы Надежда Ефимищ (по национальности – коми) также периодически высказывает идеи о необходимости отделения от России территорий народа коми и поддерживает откровенно сепаратистскую деятельность Г.Мусалева, редактора газеты «Эрзянь Мастор» («Страна эрзян»), издаваемой в Республике Мордовия. Материалы данной газеты периодически служат фабулой для антироссийских передач на Радио «Свобода».
Не стоит забывать, что финно-угорские республики входят в т. н. список Шойнеманна – перечень национальных республик, которые необходимо отколоть от России в отместку за признание ею независимости Абхазии и Южной Осетии. Предлагается приютить на территории США «правительства в изгнании» этих республик, которые будут финансироваться мультимиллиардером Джорджем Соросом, уже согласившемся поучаствовать в этом проекте. Поэтому выходка эстонского президента Ильвеса, призвавшего финно-угров России с высокой трибуны во время Всемирного конгресса финно-угорских народов (Ханты-Мансийск) в 2005 г. добыть свою независимость от России по примеру эстонцев, и дипломатические инициативы Хельсинки, Осло и Вашингтона объединены в один большой информационный проект, направленный на развал России. И проблемы финно-угорских народов, равно как и их культура, беспокоят Запад в этой игре меньше всего.
.
Москва - тоже красивое название ! И тоже Финно-угорское .
Не стоит забывать о своих корнях ).
Берём карту мира, и находим кучу "коми" названий)))).
Финно-угорская семья малочисленная – численность носителей к концу 20-го века составляла всего 25 млн. человек, а в 1-ой половине 1-го тысячелетия н.э. этих носителей было всего около 200 тысяч человек, расселённых преимущественно за Уралом и в районах Алтая. Основной вид существования – кочевой образ жизни. Финно-угры нигде надолго не задерживались, поэтому, очевидно, значительного влияния на формирование каких-либо терминов эта языковая семья в прошлом оказывать не могла.
Приверженцами «финно-угорской» теории, как правило, являются выходцы из чужих по отношению к России стран. Так, сын пастора, немецкий юрист Г. Бюргер, обычно называемый лингвистом, в 18-м веке выводил русский термин «Москва» из финно-угорских языков. По его мнению, корень МОСК происходит от финского musta – «чёрный, мутный». При этом происхождение форманта-ВО тот же Бюргер производит уже из другого языка – из коми-зырянского, в котором -ВО означает «вода, река». И тут же Бюргер предлагает на выбор и другой вариант: тот же формант, по его мнению, может происходить и от удмуртского ВУ «река», т.е. «чёрная» или «мутная» река.
Финский язык принадлежит к прибалтийско-финской группе уральской языковой семьи, а коми-зырянский и удмуртский языки – к пермской группе финно-угорских языков уральской языковой семьи. Между тем, финно-угорские племена на московских землях никогда не жили. Археологам и антропологам не известны такие племена и соответствующие им археологические культуры. ФИННЫ – (суомалайсет) сейчас живут в Финляндии, на Кольском полуострове и на севере Русской равнины. При этом восточная группировка племён корела только в 12 в. вошла в состав Новгородской республики, а в 12 – 13 вв. финны были под властью Швеции [Народы, 1965; Sirelius, 1921; Talve, 1972]. КОМИ (зыряне) сейчас живут в Коми, за Уралом и на Кольском полуострове. Предки коми обитали в бассейнах средних и верхних течений реки Кама, и только со 2-ой половины 1-ого тысячелетия н.э. часть из них переселилась из верхнего Прикамья в бассейн реки Вычегда (пермь вычегодская) [Белицер, 1958; Латук, 1961; Народы, 1964].
УДМУРТЫ – в русских письменных памятниках 14 – 16 вв. упоминаются под названием «ары», «аряне», «отяки»; в царской России – «вотяки». Сейчас более 70 процентов удмуртов живут в Удмуртии, небольшие группы – в Башкирии, Татарии, Марий Эл, Пермской, Свердловской и Кировской областях. По данным археологии, этнографии и палеоантропологии, происхождение удмуртов связано с древними племенами Вятско-Камского района – носителями ананьинской (8 – 3 вв. до н.э.), пьяноборской (конец 1-го тыс. до н. э. – начало 1-го тыс. н.э.), поломской (2-я половина 1-го тыс. н.э.) и чепецкой (9 – 13 вв. н.э.) археологических культур. Только с 11 – 13 вв. прослеживаются связи удмуртов с русскими, и только с 1489 года северные удмурты вошли в состав Великого княжества Московского, и только с 1558 г. начался процесс складывания единой народности удмуртов [Народы, 1964; Генинг, 1958; Козлова, 1964].
Таким образом, ни одна из названных народностей – ни финны, ни коми, ни удмурты – физически и исторически никакого отношения к Московскому региону не имели, а находились за тысячи километров и от реки Москва, и от города Москва. В связи с этим не могли эти финно-угорские племена, причём находящиеся в то время на крайне низкой ступени развития, дать название русской реке, берега которой были густо населены русским же народом.
Г. Бюргер был немцем и, кроме того, христианином, в связи с этим тенденция к отрицанию исторической русской самобытности и ошибки в толковании им русских слов вполне ожидаемы: автохтонные русы сами, по версии Бюргера, видимо, не могли назвать русскую реку одним из русских же слов. Для чего за первой половиной термина обратились к языку, распространённому на Кольском полуострове (за несколько тысяч километров на северо-запад от Москвы), а за второй – к языку, распространённому в Приуралье (за несколько тысяч километров на восток от Москвы).
В связи со сказанным, видим, что теория Г. Бюргера не имеет под собой научного основания.
Писатель Ф. Булгарин в 19-м веке также выводил термин «Москва» из финно-угорской языковой группы. По его мнению, слово «Москва» происходит от основы МОЕК, но, в отличие от предположений Бюргера, от эстонского mask – «мыть», а формант -АУ означает «приятный», «приятное место», т.е. «приятная» (для мытья) река. Очевидно, что в этой теории ошибки в этимологии те же, что и в случае с Г. Бюргером. В том числе и то, что эстонцы никогда не проживали на Московских землях, а исторически всегда располагались за тысячу километров на запад. Вдобавок к этому биографы Ф. Булгарина, по происхождению польского еврея, в один голос утверждают, что он «плохо знал русский язык». Из сказанного следует, что трактовка происхождения русского термина «Москва», предложенная Ф. Булгариным, также ничего общего с истиной не имеет.
Краевед М. Савицкий (1983 г.) произвёл слово «Москва» из финского языка – от слова «щавель» и форманта -ВО. В результате онполучил «щавелевая» река. Комментарии по финскому языку даны выше. И выводы из его «этимологии» аналогичны приведённым выше.
Географ А.П. Афанасьев (1985 г.) также выводил термин «Москва» из финно-угорской языковой группы – от семантических основ пермского языка МОС(К), МОКС, МОКШ «родник, ключ, источник» с формантом -SO, т.е. «река с притоком», «приток реки». Для этимологических целей изучения русского топонима, как было показано выше, Афанасьев необоснованно привлёк язык народа, расселённого в другом, географически чрезвычайно удалённом регионе. Народа, не родственного русам ни по языку, ни по антропологическим признакам. Повторим, находящегося в те времена на крайне низкой ступени развития. Кроме того, Афанасьев по неизвестной причине проигнорировал русские слова того же корня и того же значения – проМОКШий, МОКнуть и т.д. В связи с чем, этимологию А.П. Афанасьева нельзя считать правильной.
Историк В.О. Ключевский в 19-м веке также сделал свою попытку вывести слово «Москва» из финно-угорской языковой группы. Основа – МОСК (из коми и удмуртских языков МОСК «корова», МОСКА «тёлка») и форманта -ВО, т.е. «коровья» река или река «кормилица». Между тем, МАШКА – это обозначение коровы и в русском языке, а также и в ряде других индоевропейских языков, например, в итальянском mucca «корова». Нет никаких оснований считать, что все индоевропейские определения коровы (МОСКА) произведены от какой-то крайне малочисленной, крайне географически удалённой и глубоко неродственной языковой семьи – финно-угорской.
Автор гипотезы географ С.К. Кузнецов совместно с поддержавшими его филологами Ф.И. Буслаевым и А.Г. Преображенским в 1910 году вывели термин «Москва» также из финно-угорской языковой группы. Этими исследователями была выбрана основа МОЕК, которая ими интерпретирована, как мерянское МАСКА «медведь». А формант ВА – как ава «мать», «жена». В результате получилось – «медвежья» река или река «медведица». По-прежнему странным выглядит то, что Кузнецов с соавторами почему-то проигнорировал русское название медведицы – МЕЧКА, МАШКА. Если эти филологи не знали таких русских слов, то во время их изысканий уже был выпущен словарь В. Даля, в котором эти слова были приведены. Исследователи могли бы воспользоваться этим словарём.
Таким образом, из анализа возможной этимологической привязки топонима Москва к финно-угорским языкам следует сделать вывод, что приверженцы финно-угорского направления этимологии к производству названий, находящихся в самом историческом центре Руси реки и города, привлекают языки народов, исторически неродственных русскому и проживавших за несколько тысяч километров от Москвы. Причины этого некоторым могут показаться «необъяснимыми». А многие согласятся с мнением автора, что приведённые «исследования» являлись не более чем пропагандой финно-угорского влияния на язык и культуру русского народа. В связи с чем, финно-угорский вариант этимологии нельзя признать правильным.
Седов В.В. Избранные труды. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005.
Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. К истории славяно-финских этнокультурных связей. Историко-археологические связи. СПб, 1997
Матвеев А.К. Субстратная топонимия Русского Севера. Екатеринбург, 2001-2004. и т.д. и т.д
27 июня 1941 г. Венгрия объявила войну СССР. На Восточный фронт была выставлена так называемая «Карпатская группа»:
– первая горнострелковая бригада;
– восьмая пограничная бригада;
– механизированный корпус (без второй конной бригады)...
Весной 1942 г. потребность Германии в большем количестве солдат на советско-германском фронте вынудила венгров мобилизовать свою вторую армию численностью в 200 тысяч человек. В ее состав входили:
3-й корпус: 6-я бригада (22-й, 52-й пехотные полки), 7-я бригада (4-й, 35-й пехотные полки), 9-я бригада (17-й, 47-й пехотные полки);
4-й корпус: 10-я бригада (6-й, 36-й пехотные полки), 12-я бригада (18-й, 48-й пехотные полки), 13-я бригада (7-й, 37-й пехотные полки); 7-й корпус: 19-я бригада (13-й, 43-й пехотные полки), 20-я бригада (14-й, 23-й пехотные полки), 23-я бригада (21-й, 51-й пехотные полки).
Кроме того, в подчинении штаба армии находились: 1-я бронетанковая бригада (30-й танковый и 1-й мотопехотный полки, 1-й разведывательный и 51-й противотанковый батальоны), 101-й дивизион тяжелой артиллерии, 150-й моторизованный артиллерийский дивизион, 101-й моторизованный зенитный дивизион и 151-й инженерный батальон.
Вот такие "друзья"...
Но до большей части общества это как то не доходит :(
Научный факт.
О сохранении коми языка говорили по русски. Замы Шатохина рожденные и проживающие в Устькуломском районе не владеют коми языком на на бытовом уровне.
На этом форуме среди представителей РК кроме Маркова не знают даже как поздороваться по коми.
позорище. Только бабки "осваивают".
Аутентично произносится как "бабар" "barbaros" ;)))
Так что ничего общего с ВА не имеет ;)
Почитай предков своих.