В школах Коми отказываются изучать «Основы православной культуры» - выводы эксперта КРИРО
Специалисты КРИРО бьют тревогу по поводу выбора родителями учеников 3-4 классов школ Республики Коми курса «Основы религиозных культур и светской этики». Со статистикой и тревогами на тему духовно-нравственного образования в коми школах с Финно-угорским порталом поделилась директор Центра патриотического и духовно-нравственного воспитания КРИРО Нина Мищенко. По ее словам, вызывает сомнение, что во всех муниципалитетах соблюдён принцип добровольности, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного на территории Коми.
Специалистов огорчает тот факт, что выбор для изучения «Основ православной культуры» проживающих в республике очень мал. При этом в регионах с плотным проживанием исламских народов (Дагестан, Чечня, Татарстан, Ингушетия) - выбор «Основ исламской культуры» составляет 100%.
Показатель выбора «Основ православной культуры» по сравнению с 2011-2012 учебным годом снизился на 20,8% и составил 11,1%. В этом году падение показателей продолжилось: изучение «Основ православной культуры» выбрали лишь 7,7% от общего числа родителей.
- Если показатель выбора будет снижаться такими темпами, то через два года в школах республики «основы православный культуры» не будут изучаться совсем, - заметила Нина Мищенко.
По мнению эксперта, причин этому явлению несколько. Главные из них - включение «административного ресурса», отсутствие добровольности выбора и преимущественный заказ учебников только по модулю «Основы светской этики». Большую роль играет и опасение родителей, что в школе «научат не тому».
Подавляющее большинство школьников Коми - 83,3% - с подачи администраций школ и педагогов изучают курс «Основы светской этики». Для сравнения: по России этот курс выбрало вдвое меньше учащихся и их родителей (42%), «Основы мировых религиозных культур» - 18%, «Основы православной культуры» - 31,7%.
При этом выбор модуля «Основы православной культуры» полностью отсутствует в Воркуте, Усинске, Княжпогостском, Корткеросском, Усть-Цилемском, Троицко-Печорском районах. В резиденции святителя земли Коми Стефана Пермского - Усть-Вымском районе - выбор «Основ православной культуры», по результатам мониторинга, очень незначителен.
Таким образом, Коми оказалась в хвосте регионов, выбравших для изучения детьми «Основы православной культуры». К примеру, в Уссурийске этот предмет изучает 100% школьников, в Тамбовской области - 92%, в Курской - 74%, Костромской - 72%, Калужской - 68%. В Москве выбор в пользу изучения ОПК сделали 23,5% родителей. В родственной Коми Марий Эл православие изучают 42% детей.
Причину такого дисбаланса Нина Мищенко видит в низком уровне просветительской работы с родителями.
- Очень велико административное давление на родительскую общественность, - считает педагог и при этом подчеркивает, что отсутствие инициативы со стороны православных приходов в работе с родителями усугубляет и без того сложную ситуацию с выбором «правильного курса».
Для решения проблемы, имеющую для республики и страны стратегическое значение, специалисты Центра патриотического и духовно-нравственного воспитания предлагают проводить не формальные родительские собрания, а предоставить полную информацию о предмете, рассказать родителям о накопленном опыте работы.
Комментарии (111)
а кому охота учить своих детей фундаментализму и ненависти. церковь отделена от государства и от образования. у них есть свои церковно-приходские школы, вот пусть там и учат.
так для более обширного вашего просвящения.
Вот поэтому я только за основы рел. культур и светскую этику.
и счего вы вдруг взяли, что библия не основывается на предрасудках? В свое время это было мощное и единственное средство "масс-медиа" находившееся в известно чьих руках
можно было легко избежать, посоветовавшись с людьми - а если ли вообще необходимость в этом загаживании мозгов столь неоднозначными материями в столь раннем возрасте. Вот это была бы правильная просветительская работа, а не так, как это себе представляет Нина Мищенко, очень озабоченная, видать, перспективами своего дальнейшего трудоустройства в случае провала на подведомственной ей территории мечты проекта государственного оболванивания подрастающего поколения.
Да и с чего бы 100% населения Коми изучать это православие - тут что исключительно 100%-но православные проживают?
В чем проблема? Включить адм ресурс как с Коми языком и вот вам добровольцев 200%.
А с другой стороны сегодня я живу в Коми, а завтра в Татарстане, бедный ребенок.
Основная причина - нежелание части родителей как бараны идти куда скажут и изучать САМУЮ ПРАВИЛЬНУЮ религию. Для своего чада сознательно выбирал именно светскую этику. Если ребенок захочет узнать о РПЦ сознательно, сам прочитает и узнает; а пинками загонять в "счастливое православное будущее" не надо. И тревогу тоже бить не надо уважаемым экспертам.
Лучше пусть расскажут деткам про фокусы с исчезающими на фото часах патриарха :)
Там исторические аспекты обсуждают - не специалист и не суюсь.
Спрашиваю, есть ли в том обсуждении верующие, ратующие за другие вопросы (казалось, все-таки есть темы для дискуссии)???
Выскочили пара троллей, покрыла матом...
... и все - ни слова о Пути к Вере ...
не мне судить обсуждающих исторические факты, спорящих об этом.
Но почему нет слов от Веру несущих?
Или все так хорошо?
Не подскажете, почему?
Ну если у радетелей шило в одном месте, пусть будет предмет в старших классах: Основы мировых религий, но только коротко. Кого заинтересует вперед в духовную семинарию.
же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу
же все возможно.
а почему не ответил на мой вопрос, что был выше "13.02.2013 15:36:33"
Можно в старших классах ввести предмет об истории мировых религий, но насаждать во многонациональном государстве основы православия или православия конкретно по регионам - прямой путь к крестовым походам или священной войне.
И опять же таки, зачем тогда детям православие и ислам, если есть их первоисточник - иудаизм. Но об внедрении в школы иудаизма и раввинов нет и речи, не так ли? Не потому ли, что иудаизм - религия для избранных?
А с другой стороны: Если не хотим?
А на Руси испокон века не только под ноги и в кастрюли смотрели, но и на небеса голову задирали. И жили, и творили, и спасались. Хотя ишачили многие на лесоповале, в том числе тысячи "попов", которых тут так честят. Тысячи страдали за веру Христову, но вы, которые ишачите на двух работах, конечно же, умнее их, дураков.
Ну да. Так жили, что если бы не Петр 1, то затоптали бы всех и колонизировали. А так получили хоть какой-то шанс на цивилизованное развитие — вопреки домостроевцам, очень искусно умеющим изображать «страдания за веру».
Спасибо, не надо. При СССР мы опередили всех в космосе, а при ПГМ — разве что в сортире.
потом что пока вы голову от корыта к небу поднимаете, что бы у вас было больше плюшек, мы в это время вкалываем за себя и за вас паразитов.
Дети вырастут сами выберут себе подходящую религию если захотят. И точка.
ничем. язычники тоже верующие. и никому вреда не приносят.
и мнение никому не навязывают насильственно, как
Стефан.....
И вот в этом мире, - по задумке кремлевского духовенства с красными книжицами вo внутреннем кармане пиджака, - русскому человеку ну ни как не обойтись без томика еврейской книжки тысячелетней давности. Так зачем нам ГЛОНАСС? Верните нам для ориентации в пространстве карты Птолемея - они же намного "традиционней"!
Бедные дети! Разберитесь сами сначала!
Владимир Убейволк
А из-за того, что ислам выбирают в Чечне свыше 100%, государство еще поимеет очень большие проблемы, и лишним будет сказать, что такое преподавание ровным счетом ничего не изменит в плане развития взаимоуважения между культурами и мировоззрениями.
Исходным замыслом курса ОРКСЭ было содействие такому взаимоуважению путем ознакомления ВСЕХ школьников страны с тем фактом, что на ее территории проживают представители множества религий и культур, и с основными особенностями ВСЕХ их ключевых направлений (то есть, в условиях РФ: православие, другие христианские конфессии, ислам, иудаизм, буддизм, другие религии, светская этика, атеизм и другие виды мировоззрений по отношению к религии).
То есть вместо этого сектантства, если следовать заявленной цели, необходим единый учебник по всем компонентам ОРКСЭ, написанный нейтральным языком и не затрагивающий личного отношения учащихся к тем или иным мировоззренческим вопросам. От третьего лица, как в википедии. Учебник не должен учить одних, что нужно в субботу или воскресенье отдыхать, а других, что пять раз в день молиться. Он должен знакомить всех с тем, что есть люди, которые отдыхают в субботу, другие — в воскресенье, третьи молятся пять раз, четвертые не соблюдают ничего из перечисленного, а пятые считают, что это все их личное дело, и не выставляют на публику. И что все они — люди и их образ жизни заслуживают уважения, если только они не переходят грань неуважения к другим и их правам. И что светская этика, светское государство — некий общий протокол, позволяющий представителям всех религий и мировоозрений между собой уживаться и взаимодействовать. Вот какую задачу должен был выполнять курс ОРКСЭ. Нынешняя его реализация такой задачи не выполняет, а выполняет противоположную. Это все равно что делить класс на группы и давать им выбирать, какой раздел геометрии учить — про двухмерные или трехмерные фигуры, или по географии — какой континент изучать, а какой нет; какой бы ни выбрали, целостного представления о мире такой метод никому не даст.
ОРКСЭ должен быть универсальным или не должен существовать вообще.
Нине Мищенко здоровья и долгих лет жизни. Это педагог от Бога.