В заключение юбилейной «Завалинки» пройдет обрядовый праздник «Иван лун»
Группы «Балаган Лимитед» и «Стерео Питер» приглашены в качестве жюри и участников десятого Всероссийского фестиваля самодеятельных исполнителей народной песни «Завалинка». Об этом сообщили сегодня журналистам организаторы фестиваля – руководители администрации Сыктывдинского района, чьей визитной карточкой является «Завалинка». Фестиваль состоится 5-7 июля.
Фото Юрия Кабанцева
Как отметил начальник управления культуры администрации Сыктывдинского района Андрей Андреев, традиционно «Завалинка будет проходить в три дня. В первый день запланирован конкурс исполнителей народной песни, после участников ждет развлекательная программа на базе гостиницы «Олимпиец», где они будут размещены. На следующий день состоится театрализованное представление, гала-концерт и награждение участников. В этот раз обладатель гран-при фестиваля получит сертификат на 50 тысяч рублей. Приготовлены и другие солидные призы.
Впервые гости фестиваля увидят лазерное шоу, множество спецэффектов, большие экраны. Разработана даже монета «Завалинки», выполненная в коми стиле.
В заключительный день в Финно-угорском этнопарке пройдет обрядовый праздник «Иван лун». Гостей этнопарка ждет народное гулянье, мастерские народных умельцев, мастер-классы и множество развлечений.
Среди участников юбилейной «Завалинки» – представители Карелии, Чувашии, Удмуртии, Татарстана, Марий Эл, а также Самарской, Мурманской, Ярославской, Вологодской, Архангельской, Нижегородской и Кировской областей. Среди особых гостей праздника – танцевальный коллектив Западного военного округа.
Как отметила начальник отдела Министерства культуры республики Татьяна Бушенева, планка фестиваля очень высока, участники проходят серьезный отбор и именно поэтому на фестивале выступят лучшие коллективы со всей страны. Фестиваль финансируется со стороны министерств культуры России и Республики Коми. Пятый год «Завалинка» входит в финансирование федеральной целевой программы «Культура России» и с каждым годом сумма финансирования тоже растет, отметила представитель минкульта.
Программа десятого Всероссийского фестиваля самодеятельных исполнителей народной песни «Завалинка»:
5 июля
(районный Дом культуры с. Выльгорт)
16.30 – конкурс исполнителей народной песни
6 июля
(площадь с. Выльгорт)
15.00 – театрализованное представление и гала-концерт фестиваля
17.20 – награждение победителей конкурса
17.30 – концерт группы «Балаган Лимитед»
19.00 – молодежная программа «До Олимпиады в Сочи 215 дней»
С 11.00 работают уличные кафе, «Город мастеров», молодецкие забавы и т.д.
7 июля
В 12.00 «Завалинка» продолжается в финно-угорском этнокультурном парке (с. Ыб) обрядовым праздником «Иван лун» (Иванов день)
Автобус до этнопарка будет курсировать от центрального бассейна (г. Сыктывкар) с заездом в с. Выльгорт (остановки «Центр», «СХТ») с 9.00 через каждые 2 часа.
Комментарии (27)
Сначала искупаться, потом на лыжный стадион!!!
Вдох глубокий, руки шире, Не спешите, три-четыре, Бодрость духа, грация и пластика, Общеукрепляющая, Утром отрезвляющая, Если жив пока ещё, гимнастика. Общеукрепляющая, Утром отрезвляющая, Если жив пока ещё, гимнастика. «Скопировано с сайта www.karaoke.ru»
Обрядовый праздник Ивана Купалы...
ЕВ-ЙОВ -молочный, молодой.
АН-ЕН-бог.
ИВАН- это МОЛОДОЙ БОГ.
Как отмечали праздник предки до ортодоксов-захватчиков:
У коми-зырян и коми-пермян обязательным атрибутом празднования Иван лун была баня, в которой парились накануне Иван лун свежими берёзовыми вениками. Здесь чётко прослеживается вера в очистительную и продуцирующую силу свежей зелени. До Иван лун ломать берёзовые ветки на веники запрещалось. Помимо берёзовых веток в банный веник помещали ветки рябины, а также обязательно - цветущую купальницу. Делали веники и из одной купальницы, ей же устилали пол в бане, полки для парения. Баня накануне Иван лун. считалась особенно целебной. Во время купания детей их парили с обязательным исполнением наговоров на здоровье. У взрослого населения существовало убеждение, что ивановский веник очищал тело от всякой скверны, приобретённой в течение года, но при этом он как бы вбирал её в себя, а потому сам становился нечистым. Поэтому отношение к нему было особенным. Некоторые сразу же после бани бросали веник на её крышу, другие - втыкали на колышек, воткнутый в землю. Со специальными заговорами эти веники развешивали также на колышках изгороди. У сысольских коми-зырян с банными вениками в канун Иван лун поступали иначе. После мытья в бане веники из берёзовых ветвей и купальницы приносили на берег реки и бросали в воду, где было поглубже, со словами: "Это водяному". Те, кто не участвовал в этом обряде, давали свои веники другим с просьбой бросить их в воду тоже. После того, как все веники были брошены в реку, участники этого действа мыли в воде свои ноги, чтобы водяной не утащил в воду. После этого на берегу разводился костёр, и собравшиеся сидели у него до позднего вечера. Кроме того, купальский веник, по представлениям коми, приобретал особую магическую силу, позволяющую использовать его для гаданий о судьбе парившегося им. В большинстве случаев, как и на Святках, гаданиями увлекалась молодёжь.
Празднование самого Иван лун повсеместно происходило на лугах. Празднично одетые парни и девушки отправлялись на них собирать купальницу. Потом её клали в рукомойники, чтобы быть здоровыми и красивыми, в подойники, чтобы коровы были дойные и не болели. Купальница была как бы символом Иван лун, а одновременно - молодости и расцвета. Наряду с купальницей рвали и другие цветы, потом их высушивали и сохраняли до следующего года. Молодёжь, собирая цветы, пела и устраивала пляски. В некоторых коми-зырянских селениях по средней Печоре существовал обряд прыгания через ивановские костры, широко известный почти по всей территории Европы. Любимым развлечением молодёжи в этот день было также катание по реке в лодке с разожжёным посередине её огнём. В других местах у коми через костры в Иван лун не прыгали.
Помимо народных календарных обрядов, отмечающих переход через "макушку лета", преодоление очередного рубежа годичного календарного цикла находило у коми отражение в ряде суеверных запретов, связанных с Иван лун Так, до Иван лун не было принято купаться. Считалось, что провинившегося утащит Васа. Существовало поверье, что если кто-нибудь разорит в Иван лун воробьиное гнездо, то его накажет громом бог. Женщины старались выстирать всё грязное бельё до наступления этого праздника, поскольку после него воспрещался шум, производимый полосканием и колотьбой белья. Детям после Иван лун запрещалось скакать на досках и свистеть на дудках. Объяснялось это тем, что наступало время цветения ржи, и шум ей вреден.
Лит.: Доронин 1924, Дукарт 1975, Конаков 1993, Микушев, Чисталёв 1960, Uotila 1989.
Н.Д. Конаков
Поэтому и прилепились к Сыктывдинской администрации, что бы ничего не делать...Бездельники...
Причем "Иван лун" проводится в ночь с 6 на 7 июля, как это в Печоре происходит....поучитесь сначала у профессионалов, а потом самопиаром занимайтесь.
Ничего подобного. Ваши ссылки на лит. труды авторов 1924, -60, -75, -89 итд не аргументированы. В те годы написать о том, что Иоанн Предтеча креститель Господень было равносильно тому чтобы провести остатки дней у коми - зырян на поселении, это в лучшем случае. В худшем, в долине смерти у Нижне - Човского моста.
Стерео-Питер - это не студенческая группа. Студентка там была только одна. Приезжали группой всего один раз, да и то они приехали вместо солиста, который не смог приехать (экстренная замена была).
И вообще, в жюри дочь никогда не сядет, она в валенке ездит.