16:03, 25.08.2013 / ОБЩЕСТВО

Победители гонки «Ыбица. Кросс-кантри» «экоперезагрузились» в окрестностях старинного села

Победители экстремального велосипедного заезда на призы главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, который прошел в первый день мультифестиваля «Ыбица», воспользовались своими призами от Корпорации по развитию туризма Республики Коми. Напомним, обладатели четвертого, третьего и второго мест получили возможность побывать на экскурсии в старинном селе и стать участниками динамического сплава на байдарках по реке Сысола.

IMG_2639.jpg

Фото Елены Волыхиной

Поход прошел в рамках подготовки к Международному экофоруму «Ёж», который пройдет в Сыктывкаре 11-13 сентября. Несмотря на нестабильную погоду, в историю и современность Ыба и эко-радости от сплава решили погрузиться четверо спортсменов-любителей, к ним присоединились столько же журналистов. Для троих сегодняшний сплав стал первым опытом водного туризма.

IMG_2615.jpg

Экскурсия по селу началась в десять утра у святого источника Всех Скорбящих Радость в центре села – местечке Каргорт. Он задал и первую тему экскурсии о православной истории Ыба. Старинный Свято-Вознесенский храм стал одним из трех храмов, действующих в советское время на территории республики, вместе со Свято-Казанским в Сыктывкаре и церковью в селе Айкино Усть-Вымского района. В годы сталинского правления он использовался как пункт пересылки депортированных и как склад. В 1954 году 30 колхозников написали в Совмин Коми АССР трогательное письмо с просьбой об открытии церкви. Все просители были проверены соответствующими органами и получили нелестные характеристики. Первая попытка была неудачной, однако в 1956 году заявление об открытии церкви подписали уже 90 человек. 7 декабря 1956 года власти открыли церковь и с удивлением констатировали, что она стала одним из самых популярных «заведений» в селе: в следующем году на исповеди в храме побывали 400 человек, 313 крестились, 22 пары венчались, было отпето 78 умерших. И это в «махровое» атеистическое время!

IMG_2627.jpg

Экскурсанты узнали, что сегодня в селе действуют три часовни и четыре храма, три из которых – на территории Серафимовского женского монастыря «под управлением» настоятельницы, строгой матушки Иеремилы. Паломники размещаются в монастыре не только в обычном доме, но и в современном вагоне со всеми удобствами – подарке монастырю от железнодорожников. Одна из деревень, которых в Ыбе восемнадцать, получила название с легкой руки православного иерарха Коми края – святителя Стефана Пермского. По легенде, он приплыл по Сысоле в Ыб, поднялся по ручью, чтобы проповедовать ыбским язычникам. Однако жители деревни не пустили его, закидав камнями. «Худая (плохая) деревня», - изрек святитель. И сегодня, спустя почти 650 лет, деревня с русским названием «Степановка» именуется в народе «Худöй».

Тем не менее, несмотря на агрессивное поведение древних ыбчан по отношению к первому миссионеру, и в советское время, и в 21 веке Ыб является местом паломничества и одним из самых «православных» сел Коми.

Победителям гонки рассказали о ломке стереотипов и смычке города и села, правда, не в том виде, как хотели в свое время советские идеологи. Ыб становится коми «Рублёвкой». Стоимость старых домов с участками сегодня превышает миллион рублей, хотя еще пять-шесть лет назад их можно было приобрести за 100 тысяч рублей и дешевле. Только за последние годы в село на постоянное место жительство переехало около десяти горожан. Летом  «деревенскими» становятся бизнесмены, чиновники, депутаты, известные деятели культуры, а «букет» имен соседей в центре села пестрит знаменитыми фамилиями. Благодаря такому соседству у местных жителей появляется возможность подработать в летний сезон. Ыб активно застраивается, благо действующий в Коми закон позволяет застройщику единовременно безвозмездно использовать две сотни кубов леса в качестве строительного материала.

- Кто в селе не пьет и работает, живет достойно. Собственный дом, баня, хозяйство с живностью, машина, а то и две, лодка, дары леса и добыча охотника и рыбака, экологические продукты с собственного огорода – мечта горожанина. И при этом сохранение родного языка и родовых традиций коми, - так, со слов экскурсовода, выглядит  идеальная, но вполне реалистическая жизнь крепкого сельчанина.

Путешественники полюбовались красотой села и реки с одного из холмов, на которых растянулся Ыб на 15 километров, послушали про древние останки позвоночных, найденные в заказнике «Каргортский» в центре села и, остановившись у источника Преображения Господня, славящегося самой вкусной в республике водой, добрались до переправы к селу Яснэг, чтобы пересесть на байдарки.

IMG_2616.jpg

Перед началом водного пути велосипедистов, переквалифицировавшихся в байдарочников, ждал сюрприз. Местная жительница Екатерина Муравьева, славящаяся своей выпечкой, приготовила для них коми национальные шаньги на ржаной муке с картошкой, солеными грибами и крупяной начинкой. Подкрепившись и послушав рассказ о коми традиционной кухне, «простой, но вкусной и сытной», байдарочники под руководством известного туриста Сергея Семяшкина заняли места в суднах и взмахнули веслами. Две путешественницы приняли участие в походе в качестве «огурцов» - так на туристском сленге называют пассажиров, которым не досталось весел.

- Учитывая погодные условия, мы предложили победителям велогонки сокращенный вариант сплава – до деревни Захарово. Он займет всего час, - рассказал сотрудник Корпорации по развитию туризма РК Пётр Касев. – В хорошую погоду мы предлагаем туристам более длительный сплав – до деревень Каргорт и Погост – с обедом и анимацией. Расстояние по дороге от начального до конечного пункта сплава заняло бы всего десять километров, по реке же оно увеличивается вдвое, а время сплава занимает пять-шесть часов.

Погода устроила водникам настоящее испытание, посылая на них то проливной дождь, то обнадеживающие лучи солнца. Снабженные дождевиками, они мужественно переносили трудности сплава.

- Мы не ожидали, что на реке могут быть такие высокие волны. Временами байдарку практически захлестывало и наша одежда, несмотря на дождевики, была до локтей мокрой. Вместо часа мы сплавлялись два: ветер не давал двигаться вперед, и мы часто стояли на месте, хотя гребли изо всех сил, - рассказала участница сплава Елена Волыхина.

Сысола делает мимо села Ыб более десяти поворотов, в некоторых местах изменяя направление почти на девяносто градусов. На некоторых участках реки дома подступают почти к самой воде, а где-то до них – несколько километров. Излучины реки открывали взорам туристов то обрывистые берега, просверленные стрижиными гнездами-норками, то живописные пляжи и луга. Время от времени на пути смельчаков попадались местные рыбаки.

Конечным пунктом сплава стал пологий берег в деревне Захарово. За сто метров до него участникам сплава удалось полюбоваться старинным сооружением в виде нескольких рядов полусгнивших столбов по обеим берегам реки, торчащих из воды. Поспорив об их предназначении, путешественники решили, что это остатки пристаней для молевого сплава.

Дотащив байдарки до Дома культуры в деревне Захарово, туристы отправились на обед и вручение сертификатов о прохождении маршрута в эко-туристический лагерь «Ёж», который расположился на территории Финно-угорского этнокультурного парка.

1035

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • ни фига себе
    26 авг. 2013 г., 10:18:41
    Ответить
    в такую погоду!!! велосипедистам респект
  • водник
    26 авг. 2013 г., 10:27:26
    Ответить
    дождь для таких походов не беда. Ветер - да.

  • sunshiny
    26 авг. 2013 г., 10:39:31
    Ответить
    Велосипедистов было мало, у кого то свои дела, а некоторые непогоды испугались, а зря. Дождь действительно не беда, сырыми были только руки по локоть, а в общем было сухо, тепло и комфортно. После похода даже сменная одежда не потребовалась. Кормили вкусно. Предлагали баню походную попробовать, но я отказался, время поджимало.