В Визинге поспорили о влиянии современного кинематографа на детские души
В Доме культуры Сысольского райцентра сегодня собрались представители культуры и образования, чиновники администрации, Минкульта, общественники и журналисты из района и Сыктывкара, родители. Поводом стало обсуждение фильма московского режиссера Игоря Григорьева, снятого в селах и деревнях Сысольского района по заказу Министерства культуры РФ в марте 2012 года. Дискуссию в жанре гордоновских обсуждений было решено провести в День российского кино. Тему организаторы обозначили конкретно, при этом замахнувшись на глобальную проблему: «Что смотрят наши дети?».
Фото Полины Романовой
- Добрый день, коллеги! Мы коллеги хотя бы потому, что все смотрим кино. Оно по-прежнему остается важнейшим визуальным искусством, и мы ежедневно сталкиваемся с ним. Ни один вид искусства не оказывает на человека такое сильное воздействие. В День кино желаю вам, чтобы у вас всегда была возможность посмотреть хорошее кино, - открыл встречу модератор дискуссии, директор «Комивидеопроката» Виталий Лифляндский.
Фильм - только повод, чтобы обсудить архиважную тему, предупредил он. В ходе просмотра его такт по отношению к документальной картине стал понятен: фильм «Алёна, или в село приехало настоящее кино» оказался откровенно слабым. Замахнувшись на глобальную тему, режиссер преподнес ее весьма невнятно, не придав сюжету развития и не найдя убедительных аргументов в пользу доказательства совершенно правильных тезисов об опасности для детской психики «ужастиков» и боевиков с обилием кровавых сцен.
- Уследить невозможно, дети смотрят такие ужастики, что спать не могут. Я как дед знаю. Внук, насмотревшись телевизор, боится засыпать один. Надо глубоко подойти к этой теме и вынести какое-то решение, - открыл показ глава района, на который пал выбор режиссера, Владимир Мальцев.
Сюжет картины прост, первый титр поясняет зрителю, что к чему. «Жила-была в киносети Сыктывкара Алена Елисеева, и услышала она, что в заброшенных деревнях часть зарплаты лесорубам выдавали дисками с «ужастиками», - прочитали зрители. Обеспокоенная судьбами подрастающего поколения, Алена, сыгравшая в фильме саму себя, устремляется в коми глубинку, чтобы показать детям настоящее кино и оградить их от вредоносного влияния западной низкопробной кинематографии.
Путешествуя из села в село, где на машине, где на санях, а где и пешком, героиня собирает в Домах культуры школьников и крутит им старые фильмы. После просмотра проходит обсуждение, в ходе которого миссионерка упорно пытается доказать, что из ужастиков зритель ничего не выносит для себя. Юные сельские зрители соглашаются с ней, но альтернативы не видят. Старшеклассники признаются, что не видели ни одной советской комедии и вообще не верят в «целительные» свойства кинематографа. По другую сторону от детей находятся их родители и бабушки с дедушками, признающие, что у отпрысков своя жизнь, и они на нее повлиять не в силах.
Ближе к концу фильма героиня вместе с детьми сжигает диски с вредными фильмами в костре на фоне разрушенной церкви. Финал фильма повторяет начало: сцены мирной работы лесозаготовителей озвучены душераздирающими воплями из «ужастиков», в последних кадрах Алена по сугробам замерзшего русла реки идет с тяжелыми катушками кинопленки спасать очередных зрителей.
После часового просмотра участники дискуссии приступили к обсуждению проблемы. Модератор передавал микрофон, резюмируя выступления и ностальгируя по временам настоящей дворовой дружбы и полноценного человеческого общения на фоне классических образцов отечественного кинематографа.
- Мы в зависимости от того, что проникает на наши экраны, от духовной жвачки. Вот герои фильма сказали: кино не должно воспитывать, оно должно расслаблять. Но, наверное, должно быть и другое кино. Должна быть альтернатива плохому кино. Основная масса людей зависима от экрана, надо их спасти.
Была приведена статистика, собранная воронежской школьницей в среде сверстников. 35% восьми-девятиклассников предпочитает смотреть ужасы, 30% - боевики, 21% - криминальные драмы, 14 – комедии, исторические и научно-популярные фильмы предпочитают лишь пять процентов. Почти половина подростков полагают, что кино имеет положительное влияние на них и только пять – что оно вредно.
Виталий Лифляндский попенял Минобразу, который не отправил для участия в дискуссии ни одного представителя и предоставил отдуваться педагогам муниципалитета. Выступление первой же из них – завуча по воспитательной работе Оксаны Гурьевой – вызвало спор вокруг состоятельности местного кинотеатра.
- Дети наши не любят ходить в наш кинотеатр. Тут не могут посоветовать, прорекламировать фильм, меняется контингент работников, кинотеатр не работает со школой, хотя она большая, и есть что показать. Мы не в курсе, что идет. Из того, что есть, мы большинство и сами смотреть не станем. Хороших фильмов нет. На кинопроекторе в школе я показываю детям советские мультфильмы. Мы хотели бы предложить организовать совместно с кинотеатром киноклуб с обсуждением. Начать можно с начальных классов.
Руководитель управления культуры района Галина Стодольская была готова к такому обороту событий и в качестве контраргумента показала презентацию, из которой следовало, что при кинотеатре работает целых три молодежных киноклуба и работа ведется нешуточная.
На защиту местного оплота кинематографа выступила и заведующая детским садом Татьяна Денисова. Она же постепенно стала сдвигать дискуссию в сторону ответственности семьи на примере собственного родительского опыта.
- Спрос рождает предложение. Пока будем смотреть вредное кино, его будут снимать. Нужно формировать вкусы ребенка, создавая собственную семейную фильмотеку. Необходимо смотреть вместе с ребенком, обсуждать.
Ее поддержала сыктывкарский психолог Светлана Афанасьева, подключив к диалогу аудиторию.
- Дети в фильме сказали, что получают адреналин от ужасов, а значит, и удовольствие. Что может быть заменой?
- Спорт, - ответили из зала.
- А как развит спорт в Визинге? – задала риторический вопрос психолог. – Еще что может быть заменой?
- Труд.
- Сколько в день ребенок сегодня трудится?
- Нисколько, - обреченно констатировал зал.
- Второе, что дает ужастик – страх, - продолжила психолог. - Ученые доказали, что страх передается по наследству генетически – от отца к сыну, от деда внуку. И скоро мы можем получить поколение с серьезными психическими отклонениями. Обсуждать мультфильмы с ребенком надо начинать с года. А мы включаем телевизор – и рады, что он занят. В первую очередь, родители должны встать на защиту ребенка, а у подростка спрашивать каждый день, как он провел день и что чувствует. Призываю всех родителей обратить внимание на ребенка! Как только ребенку угрожают наркотики, мы бежим к специалисту. Ужастики – зачем специалист? А ребенок, любящий ужастики, уже зависим.
Зал слушал психолога, замерев от ужаса. Но последняя фраза специалиста прозвучала как приговор будущему поколению.
- Агрессия, получаемая от просмотра фильмов, выльется на другого человека или на животное. Она обязательно найдет выход.
Член Общественной палаты РК, председатель Ассоциации детских общественных объединений Василий Андреев заметил, что в России перестали производить фильмы для обычных детей и про обычных детей.
- У нас или трудный ребенок, или одаренный, обычных нет. Надо государству прекращать эту «бездетную» политику.
Завуч Пыёлдинской школы Ольга Александрова заверила, что педагоги готовы помочь родителям сформировать вкус у детей.
Было предложено создать список из ста фильмов, рекомендованных к просмотру, подобно выпущенному Минобразом списка литературы. Оказалось, что такой список уже есть, только где его достать – неизвестно. Из нескольких десятков присутствующих в зале список видели лишь четверо.
- Государство построило вертикаль безответственности и равнодушия. Политика государства – это самоубийство, - не удержался Виталий Лифляндский. - Мы воспитываем бандерлогов.
Резюмировала заместитель главы района Наталья Михеева. Она высказала опасение, что дискуссия может окончиться ничем и призвала коллег не ностальгировать, а предпринимать конкретные шаги по возрождению былого влияния кинематографа на детские души.
- Времена не выбирают, в них живут и умирают. Поэтому рассуждать, что не выпускают фильмы и не выделяют деньги, нечего. Есть что смотреть, и есть с чем работать. Не надо школу превращать в кинотеатр, у нас на это ни часов, ни места нет. Но есть классика, золотой фонд отечественных фильмов, который поможет сформировать вкус и научит обсуждать. Родитель должен идти в союзе с педагогом. Есть предложение начать с семинаров для педагогов о роли кинематографа. Главное, не забыть, о чем мы сегодня говорили.
Комментарии (9)
зам что-то передергивает.
причем здесь ЭТО?
речь идет о том, чтобы вести грамотную воспитательную работу посредством кинофильмов, список которых (довольно интересных и нетривиальных, динамичных и не скучных) реально составить - зовите патриотических блогеров, они находятся на волне - посоветуют и проведут не то что семинары (на которые угрохают время, получив снижение алертности и интереса - заму главное потянуть время и вообще - почему это только для педагогов? а для родителей в том числе? что за скудность мысли?), так и сопровождать фильмы в принципе будут на ура. Главное, чтобы им самим понравилось.)
и вообще снимите любительские фильм о своих ребятах - пускай, чтобы им стыдно за себя не было - покажут на что Горазды! пускай это будет для начала примитивный вариант, но зато попробуете себя в деле и для след. серий можно заинтересовать ребетню чем они иогут удивить или порадовать публику.
собрались балаболы, позвали людей, которым до фени и которые упакованы на раз, и пытаются что-то сообразить.
даже рабочую группу не создали. стыдоба. и почему нигде не было АНОНСА?? к вам бы приехали или вы боитесь реальных обсуждений?? ведь шапки полетят..
никогда не буду защищать бнк, только выуживать червоточину и гнобить до победного