Национальная библиотека открыла цикл мероприятий в честь 125-летия со дня рождения Питирима Сорокина
В читальном зале Национальной библиотеки республики прошел вечер памяти «Пути-дороги «Большого человека», посвященный 125-летию со дня рождения социолога Питирима Сорокина. Представители министерств культуры и национальной политики вспомнили биографию и труды этого выдающегося ученого и нашего земляка.
В Коми начались мероприятия в честь 125-летия со дня рождения Питирима Сорокина. Фото Николая Антоновского
Открыла вечер заведующая отделом литературы на иностранных языках Леонора Давыдова, прочитавшая доклад о значении трудов Сорокина для современного общества:
- Социологические теории Питирима Сорокина давно и прочно заняли одно из самых почетных мест в истории общественной мысли человечества. С малых лет занимаясь политикой и общественной деятельностью, он дал миру много благих идей. Некоторые из них были восприняты и по достоинству оценены только после смерти ученого. Введенные им понятия «социальная мобильность», «социальная система» и «социокультурная динамика» до сих пор не утратили своей актуальности.
Для многих социологов имя Сорокина связано с недобрыми воспоминаниями, он был изгоем, другие видят в нем пророка, пионера социологических исследований и выражают ему высокое признание. Его учениками были известные американские социологи Толкотт Парсонс, Роберт Мертон и Говард Беккер. Сегодня работы Сорокина переведены на 48 языков и активно издаются по всему миру. Он написал 37 книг, множество очерков и более 400 статей. Однако на Родине ученого вплоть до 1960-х годов не переиздавались труды, написанные до эмиграции, и не переводились его книги американского периода. Самого Сорокина очень огорчал этот факт. Ни один из его томов не был переведен на русский язык.
Только в 2009 году в России сделан был шаг навстречу Питириму Сорокину: проведены международные научные конференции, сняты художественные фильмы, а три года назад в Сыктывкаре был создан центр «Наследие имени Питирима Сорокина», давший более широкую возможность познакомиться с трудами социолога.
Директор музея истории просвещения Коми края в СыктГУ Майя Бурлыкина поделилась основными моментами в изучении творчества Питирима Сорокина. В недрах университета появился журнал «Рубеж», в котором помещались публикации Сорокина и исследования о его творчестве. И именно в стенах сыктывкарского вуза проводились первые конференции, посвященные ученому.
– Сыктывкарский государственный университет является колыбелью изучения научного наследия Питирима Сорокина. В конце 80-х годов, когда близилось 100-летие со дня рождения нашего земляка, появились уже первые исследования о его творчестве. Этим занимались и преподаватели, и студенты-выпускники нашего университета, – отметила директор музея.
Заместитель министра культуры РК Лариса Ушакова рассказала, что с 3 февраля в республике начинается целый цикл мероприятий, посвященных Питириму Сорокину. В понедельник открылась выставка в Национальном музее, сегодня пройдут мероприятия на родине ученого в селе Турья Княжпогостского района, презентации изданий центра «Наследие имени Питирима Сорокина», а самые значимые мероприятия произойдут летом: в Сыктывкаре состоится международная научная конференция и предположительно 22 августа будет установлен памятник Питириму Сорокину перед главным корпусом СыктГУ.
В заключение заведующая отделом краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки Евгения Березина поведала гостям, что первым учителем Питирима Сорокина является её дедушка Александр Образцов, открывший второклассную школу в селе Гам, где и учился будущий ученый. А главный хранитель музейных предметов библиотеки Ольга Панкрушева представила коллекцию рождественских открыток, выполненных младшим сыном ученого Сергеем Сорокиным.
Комментарии (19)
СОРО́КИН (Sorokin) Питирим Александрович (21 января 1889, с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. — 11 февраля 1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог и социальный мыслитель. С его именем связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации (см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ), теория социокультурной динамики.
Жизнь и творчество в России
Отец Сорокина, Александр Прокопьевич Сорокин, занимался церковно-реставрационными работами. Мать, Пелагея Васильевна, зырянка из крестьянской семьи. В 1904 Сорокин, окончив с отличием Гамскую двуклассную школу, продолжает обучение в Хреновской (в Костромской губернии) церковно-учительской школе. Еще в ранней юности Сорокин увлекся республиканскими, демократическими и социалистическими идеями и примкнул к эсеровской партии. В 1906 он был впервые арестован и помещен в тюрьму в Кинешме. Там он познакомился с трудами классиков революционной (Лавров (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович), Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович), Чернов (см. ЧЕРНОВ Виктор Михайлович), Маркс (см. МАРКС Карл), Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) и др.) и социально-философской мысли (Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Дарвин (см. ДАРВИН Чарлз Роберт), Спенсер (см. СПЕНСЕР Герберт), Конт (см. КОНТ Огюст) и др.). В 1907 освободился из тюрьмы и в 1909, сдав (в Великом Устюге) экстерном экзамены за гимназию, поступил в Психоневрологический институт в Петербурге. Среди его профессоров были известные Е. В. Де-Роберти (см. ДЕ-РОБЕРТИ Евгений Валентинович) и М. М. Ковалевский (см. КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович), которые оказали громадное влияние на формирование творческой индивидуальности Сорокина. Через год он перевелся на юридический факультет Петербургского университета, где учился у выдающегося русского правоведа Л. И. Петражицкого (см. ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович). В период обучения Сорокин публикует рецензии, эссе, обзоры современной зарубежной философской и социологической литературы. В 1914 опубликована его первая монография «Преступление и кара, подвиг и награда», в которой Сорокин на основе богатого эмпирического материала пытается построить интегральную концепцию общественного поведения и морали.
В феврале 1913 Сорокин вновь арестован за принадлежность к левой эсеровской организации, однако был освобожден по ходатайству М. М. Ковалевского. Через год, окончив университет, он был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 сдал магистерские экзамены, в январе 1917 получил звание приват-доцента Петроградского университета.
После Февральской революции Сорокин принимал активное участие в работе Временного правительства, был личным секретарем А. Ф. Керенского (см. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович). Кроме того, он редактировал эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа». Он публикует ряд ярких социально-политических памфлетов, в частности, «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблема социального равенства», «Сущность социализма» и др.
2 января 1918 Сорокин как депутат Учредительного собрания был арестован большевиками. Он публикует открытое письмо, где констатирует фиаско эсеровской программы и заявляет о разрыве с этой партией. Ленин в статье «Ценные признания Питирима Сорокина» расценил это заявление как доказательство большевистского успеха. Сорокин порывает с политикой и целиком отдается научной и преподавательской деятельности, читает лекции в Университете при Петроградском психоневрологическом институте, в Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных обучах, ликбезах и т. п. В 1920 он избран руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета, пишет популярные учебники по социологии и праву. Вершиной его творчества русского периода стала двухтомная «Система социологии» (1920).
Летом 1922 прокатилась волна репрессий (см. РЕПРЕССИЯ) против научной и творческой интеллигенции, обвиненной в нелояльном отношении к советской власти. Вскоре около 200 выдающихся представителей русской интеллигенции были высланы (см. ВЫСЫЛКА ЗА ГРАНИЦУ) за границу. 23 сентября 1922 тридцатитрехлетний Сорокин и его жена, Елена Петровна Баратынская, навсегда покинули Россию. После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика (см. МАСАРИК Томаш) отправляется в Прагу, где читает лекции и готовит к изданию свои научные труды.
Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии
Осенью 1923 Сорокин переезжает в США, где читает лекции в Миннесотском университете. В 1924 выходит его книга «Листки из русского дневника» с описанием и анализом российских событий в январе 1917 — сентябре 1922. Поначалу в США Сорокина встретили с недоверием. Преодолеть недоброжелательное к себе отношение ему удалось только после опубликования ряда фундаментальных работ: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Основания городской и сельской социологии» (в соавторстве с К. Циммерманом, 1929), трехтомная «Систематическая антология сельской социологии (1930—1932). Эти труды принесли Сорокину мировую известность. В 1930 Сорокин становится деканом социологического факультета Гарвардского университета (занимал эту должность до 1959). Он приглашает на факультет в качестве профессоров К. Циммермана, Т. Парсонса (см. ПАРСОНС Толкотт) и других известных социологов. Получив от Гарвардского университета четырехгодичный грант в 10 тыс. долларов, он издает (по тому в год) беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату труд «Социальная и культурная динамика». К этой работе он привлекает многих из русских ученых-эмигрантов, а также своих гарвардских учеников (среди них Р. Мертона (см. МЕРТОН Роберт Кинг)). После ее выхода реакция на книгу была неожиданной: в научной печати появились отрицательные рецензии. Сорокин адаптирует для массового читателя «Динамику», написав «Кризис нашего времени» (1941) — наиболее часто переводимую и читаемую книгу ученого. Через год появляется «Человек и общество в бедствии», в 1951 — «СОС: значение нашего кризиса». В 1950-х гг. в творчестве Сорокина доминируют темы кризиса и альтруистической любви: «Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959). В эссе «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» он утверждает, что если человечество сможет избежать новых мировых войн, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический тип, а интегральный, объединяющий большинство позитивных ценностей и освободившийся от серьезных дефектов каждого типа.
Последние книги Сорокина — «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» (1956), «Современные социологические теории» (1966) — продемонстрировали силу и глубину его логико-критического ума. В 1964 75-летнего Сорокина, одного из основателей американской социологии, избирают председателем Американской социологической ассоциации. После двухлетней тяжелой болезни Сорокин скончался 11 февраля 1968 в своем доме на Клифф-стрит в Уинчестере (шт. Массачусетс). После его смерти Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.
В СССР вряд ли ему дали шанс в тридцатые годы все это изучать и писать такие труды как( «Систематическая антология сельской социологии (1930—1932).)
С точки зрения максимальной эффективности своей работы он выбрал правильное направления.
А в СССР, как не прискорбно это говорить, его ждала только Воркута или Магадан.