Опрос БНК: «Нужны ли региональные конституции?»
17 февраля 1994 года была принята Конституция Республики Коми — основной закон, по которому живет и развивается регион. Праздник республиканской государственности отмечается у нас и спустя 20 лет с момента принятия документа, а вот есть ли реальная необходимость в подобных правовых актах при наличии Конституции Российской Федерации? Своим мнением на этот счет с читателями БНК поделились известные люди республики.
Фото Николая Антоновского, Кирилла Затрутина, Юрия Кабанцева
Вячеслав Шулепов, руководитель фракции КПРФ в Госсовете Коми:
- Я был депутатом Верховного Совета Коми АССР с 1990 по 1994 год и участвовал в разработке и принятии этой Конституции, потом в нее, конечно, внесли кое-какие изменения. Но тогда у всех была такая эйфория, что мы тут теперь чуть ли не суверенная республика. Я считаю, что Конституция все-таки нужна, мы — республика в составе Российской Федерации, а все субъекты федерации имеют определенные полномочия, выше, чем просто унитарное государство. Конституция наша играет определенную роль, я считаю, что она нужна.
Михаил Брагин, руководитель фракции ЛДПР в Госсовете Коми:
- Конституции не нужны, потому что Конституция у государства одна. А остальные документы должны быть положениями жизни людей, то есть уставами. Конституция имеет тенденцию к суверенитету, и не нужно, чтобы у представителей тех или иных народов появлялись далеко идущие планы на обособление. Есть страна, у нее есть Конституция, а у субъектов должны быть уставы. Сами субъекты должны называться округами или губерниями. Создание у нас федеральных округов — это шаг к единообразию.
Вера Скоробогатова, лидер фракции «Справедливая Россия» в Госсовете Коми:
- Конечно, в 1994 году, когда Конституция только создавалась, она была нужна, потому что субъекты Федерации, а особенно национальные республики, заявляли о своей государственной политике, отношении к языку, культуре, и это было большим подъемом национального самосознания. Но в начале 2000-х региональную Конституцию полностью выхолостили, вообще все конституции и уставы субъектов подвели под федеральное законодательство, порой они повторяли федеральные законы. Поэтому целесообразность существования региональных конституций можно считать дискуссионной. Но все-таки мы — республика национальная, и Конституция повышает наш статус. Но прикладного ее назначения — правового регулирования — практически нет. Все, что было прописано в Конституции в 1994 году, нивелировано. Сегодня Российская Федерация — в большей степени унитарное государство, мы утрачиваем позиции федеративности, соответственно, теряют значение и основные документы — конституции, уставы субъектов, становясь просто символами государственности.
Член Общественной палаты РК, соучредитель портала «7х7» Леонид Зильберг:
- Я считаю, что в условиях, когда федеративное устройство России упразднено, Конституция Коми превратилась в фикцию. При этом, вообще говоря, Конституция, конечно же, нужна, и я уверен в том, что она вернется, и законодатели Коми смогут сформировать ее без оглядки на федеральный центр, но это все вопрос будущего.
Председатель Комитета по законодательству и местному самоуправлению Госсовета Коми Владимир Косов:
- Да, нужны. Региональные конституции учитывают всю специфику жизнедеятельности субъекта РФ. Для нашей республики Конституция Коми является основным законом. Она, во-первых, провозглашает основные права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, Конституция Республики Коми устанавливает систему органов власти на территории региона, закрепляет взаимодействие с федеральными и судебными органами власти. В-третьих, определяет порядок взаимодействия органов власти друг с другом и с гражданским обществом на территории Республики Коми. Также региональная Конституция определяет основы организации местного самоуправления на территории Республики Коми. А это основные положения, по которым выстраивается вся региональная законодательная база.
Евгений Хлыбов, главный редактор газеты «Республика»:
- Я не юрист, и мне сложно ответить на этот вопрос, поэтому сошлюсь на слова бывшего председателя Конституционного суда республики Юрия Гаврюсова, интервью с которым недавно вышло в нашей газете. Он отмечает, что наша коми Конституция содержит всего две статьи, которые не входят в состав Конституции России, и значимость их не первостепенна. Из этого следует, что региональная Конституция не очень-то и нужна.
Виктор Семенов, доктор исторических наук, преподаватель СыктГУ:
- Региональные конституции не нужны, потому что они ничем не отличаются от Конституции российской. И более того, я помню, что когда-то устраняли различия между конституциями чуть не по ста пунктам, так спрашивается, зачем они нужны?
Сергей Габов, председатель общественного движения «Коми войтыр»:
- Я думаю, что ничего плохого в существовании региональных конституций нет. Все-таки Россия - большое государство, и наличие основополагающего документа не только не вредит, в целом, но и способствует нормальному ведению управления на такой огромной территории. Тем более, все мы знаем, что в России с соблюдением законов не все так благополучно, хотя республика как раз является примером законопослушного субъекта.
Проректор Коми республиканской академии государственной службы и управления, член Общественной палаты республики, политолог Евгений Вологин:
- Необязательно. Я полагаю, что должна быть Конституция общефедеральная. Хотя есть страны, которые обходятся без конституции. Например, в Великобритании конституция не предвидится еще несколько столетий. Что касается региональных конституций, то это компетенция субъектов федерации. Если субъекты посчитают, что им нужен такой документ, – ради Бога. Это вопрос, на мой взгляд, из разряда политкорректности. В конце концов, региональные конституции копируют федеральную Конституцию.
Михаил Кочедыков, вице-президент Адвокатской палаты Республики Коми:
- Я считаю, не нужны. Потому что Конституция в стране должна быть одна. А управление регионами – неважно какими, территориальными или национальными образованиями, – должно основываться на других нормативных актах. Наличие многих конституций – это в будущем залог очередного раскола государства. Мне кажется так.
Владимир Кретов, председатель Конституционного суда РК:
- Мы федерация. Конституция либо устав субъекта – это признак федерации. Это основа. Мы не унитарное государство. Какая форма у нас федерации – это вопрос дискуссионный: унитарно-федеративное или наоборот, но мы федерация, и этим все сказано. Следовательно, федерация (в переводе это «союз») предполагает наделение определенными полномочиями своих субъектов, что у нас и присутствует. А наделить полномочиями как монарх – всем сестрам по серьгам – это невозможно. Поэтому наличие Конституции в субъекте – это признак федерализма, государства в целом, причем один из основных признаков.
Комментарии (68)
А зачем нам две одинаковые Кон....ции???
Это уже какоетораздваяйца получается...
Просто наша страна всегда ассоциируется среди определенной части общественности как деспотическое тоталитарное государство. А в таком государстве может быть только один основной закон- общий для всех. И сторонники тоталитаризма, как правило, считают это правильным.
И Россия - унитарное государство. никакой федерации ИСТОРИЧЕСКИ НЕТ. Коми НИКОГДА САМОСТОЯТЕЛЬНО не решали жить "в россии", имея собственное государство. Коми с какими какие нибудь Удмуртами никогда Федерацию не учреждали. По национальному признаку Страну разделили СОВЕТЫ.
Так что забудте уже про "конституции субъектов". Россия - единая и неделимая. Отменть искуственно придуманную федерацию давно уже пора.
Россия - многонациональное государство.
Со своим государственным языком , со своей Конституцией.
Это как , если бы Удмуртия создала свое государство .
Вот тогда можно говорить о сходстве Японии и Удмуртии.
уникальное государство -
многонациональное государство.
Её коренные народы -
это самое большое богатство РФ.
Не надо никому подражать ,
нужно оставаться самими собой.
Отдельные княжества-города устанавливали свои законы на свои территории. Но ежегодгно собиралтсь в Ярославоле на народное вече и принимали Общие для всех законы.Всё это позволяло жить мирно, богато и развиваться.
Такое же устройство страны было и у этрусков в Этрурии, тоже жили богато , радостно и не отвлекались на междуусобные войны.
Царская власть в Романовский период, привела Русь к отставанию, обнищанию и рабству.
Централизованная власть В СССР привела к гражданской войне, затем по самодурству группы комуняк в кремле к самой кровопролитной ВОВ, затем к обнищанию и деградации народа.
Татарстан в 90-х добился особых условий для своей республики, что позволило ему развивать свою республику, а не откармливать кремль.
Вот и думайте, куда ведут эти изТОРико- политики в попытке уничтожить конституцию респулики...
Ну, для начала неофициально.....а потом.....
Тогда для города Екатеринбурга нужно две конституции.
Например, в Израиле нет конституции, и нет Конституционного Суда. Как они там живут:)? Основной закон у них Талмуд и Тора. Никто не возмущается.
Это ли не доказательство, что Конституция -бутафория. Она ничего не решает в стране, где нет суверенитета.
Это государство религиозное ))
Это из другого измерения ........
Захотели прочитать, что «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации БОЛЕЕ двух сроков подряд» и "два срока подряд и один не подряд – это не считается БОЛЕЕ, ЧЕМ ДВА СРОКА ПОДРЯД - так и прочитали.
Захотят иначе прочитать, прочитают, как удобно.
Так что, дело не в том, будет конституция или нет, а в том насколько регион самостоятелен в решении своих вопросов.
Конституция дает больше возможностей для самостоятельности региона, чем например области.
В том, что мы не пользуемся этими возможностями опять же только Коми виноваты? которых 25% от всего населения или виновата психология временщиков остального населения?
Большая часть не коми никуда уже не денется из РК, потому, что никому они уже не нужны кроме РК. Реальность.
Так что, качество жизни здесь это уже общий вопрос, а не только коми населения.
Подводная лодка.)))
Правильно пишет старик
Паше,
Неправильно пишет старик
И что толку от твоей империи простому населению?
А разделенные экономически и территориально области, управляются легче, качественнее из нутри, чем из слепого центра.
А объединению этих республик никто не мешает,а скорее будет происходить эффективнее, ибо договариваться и взаимодействовать будут на прямую, а не через посредников - москвичей.
И ничего не мешает создавать общие направления, как например создание оборонительных сил.
Если проректор академии госслужбы полагает, что Конституция Республики Коми, как равноправного субъекта федеративного государства не нужна, академия должна отменить курс конституционного права Республики Коми.
Конституция Республики Коми, при всем том, что в современной России идет процесс создания унитарно-федеративной формы федерации, нужна, поскольку в ней представлена присущая только нашему региону политическая система, в том числе, система государственной власти, (например институт Главы РК, Государственный Совет РК, специфические, отличные от других регионов, символы РК: гимн, флаг, герб). Согласно конституции республики функционирует система государственой и муниципальной службы.
К конституции отражен отличающийся от других регионов России институт субъектов права законодательной инициативы (например, "Коми войтыр" и целый ряд других отличий. Эти отличия, в единой Конституции России, не отразить.
Хорошо, что портал БНК в день принятия третьей конституции (и первой, нормы которой, имеют прямое действие), провел опрос по проблемам региональной конституции (хотя и непонятен выбор респондентов).
Но органам государственной власти, совместно с юридическим сообществом, необходимо было бы в преддверии 20 – летия конституции провести региональную научно-практическую конференцию по проблемам регионального конституционализма.
На научном форуме можно было бы обсудить весь комплекс проблем, связанный с повышением эффективности функционирования Основного закона РК. А актуальность научного обсуждения вопросов развития региональной конституции видна даже по итогам данного опроса и комментариям.
Любое государственное решение,не противоречащее Конституции России, можно оспорить в международном суде. Страсбурге например.