Фольклорист Татьяна Канева: «В Коми Масленица праздновалась по «общерусским» традициям»
Об истоках праздника, особенностях его бытования на территории Коми и связи дохристианских обрядов с православием агентству БНК рассказала кандидат филологических наук, специалист по традиционной народной культуре Татьяна Канева.
Фото Юрия Кабанцева
- Истоки праздника связаны с формированием народной обрядности и, конечно, уходят в дохристианское прошлое. Масленица, как и многие другие обрядовые комплексы, решает главные для человека задачи. Как только он начал эти задачи осознавать, сформировались определенные обряды, - рассказывает фольклорист. - Основной мотив праздника - земледелие, от которого зависит благополучие человека. В самом названии - «Масленица» - звучит гастрономическая тема: это то, что дает человеку скот, получивший пищу от земли.
- Наряду с земледельческой в Масленице выступает и брачная тема, - добавляет исследователь. - Комплекс действий, сопровождающих Масленицу, довольно оригинален и связан, в основном, с чествованием молодоженов, поженившихся в текущем году. В дни праздника они катались с горок, их заставляли целоваться, купали в снегу - всячески привлекали внимание, поскольку считали главной надеждой общества. Еще одной оригинальной формой для Масленицы было ряжение и сооружение масленичного чучела, которое нужно было уничтожить, так как, по народным верованиям - и это лежит в основе многих обрядов - гибель порождает возрождение.
По словам исследователя, семейная тема также поддерживалась гостьбой, или гощением, то есть посещением родственников. В рамках культа семьи отдельно говорят и о явлении, которое вообще организует народные обряды, - о культе предков - воспоминаниях об ушедших, от которых, опять же по верованиям, зависело будущее. Поэтому первые блины предназначались именно умершим - таким образом вновь обыгрывалась тема смерти с последующим возрождением. Кроме гощений и чествований молодежи, существовали разнообразные формы катаний с гор, на лошадях, что фольклористы объясняют попыткой человека влиять на урожай, на долгий лен, на счастливую жизнь.
- Вообще, не у всех восточных славян этот праздник одинаково актуален, - поясняет собеседница. - У русских интерес к нему проявляется более ярко, но и то не везде. Для Севера эта обрядность характерна меньше, хотя рубеж зимы и весны, безусловно, ощущался, и масленичные обряды, так или иначе, присутствуют у всех. Но, например, то, что у северных русских нет масленичных песен, специального фольклорного сопровождения, говорит о более слабом влиянии некоторых верований. Вполне возможно, это обусловлено и климатическими условиями. А вот у южных русских, на юго-западе России, напротив, жанр масленичных песен был распространен.
Однако у коми, пусть и не повсеместно, функционировали песни, которые исполнялись только на Масленицу. С точки зрения фольклористов, «масленичными» их все-таки назвать нельзя, потому что в них нет воспевания Масленицы - главного маркера этого жанра, - хотя тематически и по содержанию они привязаны к катанию с гор, к солнцу — основным атрибутам праздника.
- Но таких ярких проводных гуляний, как в южных районах страны, в нашей местности — на территории Коми - не было, и появление Масленицы, масленичных костров — это уже результат общекультурного влияния, особенно современного, - рассказывает специалист по традиционной народной культуре. - Когда очень хочется причаститься к этому празднику, а своя традиция не дает этих форм, используются другие, но так называемые общерусские, для данной местности не характерные. Конечно, как и везде, здесь почиталось солнце, люди ходили в гости, пекли блины, не работали, наступало так называемое разгулье и объеденье.
Татьяна Канева рассказала, почему языческий, по сути, праздник непосредственно предшествует Великому посту — времени приготовления к главному христианскому празднику — Пасхе.
- Масленица неслучайно предшествует Великому посту, поскольку для внедрения христианской религии и христианских правил жизни церковь максимально использовала уже сложившийся уклад. Мы не знаем, когда точно праздновалась Масленица в дохристианскую эпоху — свидетельств таких нет, но то, что она церковью была введена в регламент, не случайно, - добавляет кандидат филологических наук. - Если бы народ по инерции праздновал Масленицу позже, и это время совпадало с периодом воздержания, начался бы совершенный раскол. Чтобы его избежать, правила жизни были приведены к общему знаменателю, а с течением времени — мы же имеем дело с результатом многовекового существования этой культуры — сформировался вполне органичный вариант, когда совпадают дохристианские истоки и формы поведения, сообразные христианским.
Комментарии (31)
Язычники севера,в отличии от лживых тбрских православнутых жили в гармонии с природой и по природным космическим часам.
Соответственно маслиницу отмечали за неделю до дня солнечного равновесия (равноденствия).
Тем самым, как бы зазывая солнце и солнечные дни. Потому и блины - как символ солнца.
Но масленица, не от слова масло (мазло)которое изобрели позже, а от угорского слова МА-мёд, в который опускали блин и от сюда в русском слово МА_КАТЬ.
В каком институте забивают голову таким кандидатам филологических наук?
Кстати , слово мазать = тоже от слова МА.
Ярило- ЯР- в коми - ярый, яркий, яростный, тоесть светило, СОЛНЦЕ.
КОС_ТР_ОМА
КОС- в коми :сухой, засохший, высохший; суша, из сушающий
ТР- ТЫРЬ- сохранение, сбережение, ношение. В коми беременность, что тоже самое по сути. БОГА_ТЫРЬ, АЛА_ТЫРЬ...
Отсюда слово КОСТЁР, обязательный атрибут праздника.
герой КОСТРО_МА- тот кто изсушает МА-землю после зимы.
Город КОСТРОМА- СУХАЯ, ИЗСУШЕНАЯ ЗЕМЛЯ.
Какие там ещё персонажи есть?
А языческие праздники всегда были светлыми, радостными и позитивными.
Но то, что вбивают в головы в акадЭмиях не коррелирует даже с простой житейской логикой. Потому, что вдалбливается откровенная ложь и мракобесие, для одЭебиливанния и лишения людей элементарных попыток подумать логически и самостоятельно.
Поповское мракобесие уже в школах, потому берегите детей от тюрских ортодоксов.
Кстати, известный коми этнограф Налимов получил "инициацию", именно пройдя "курс образования" в лесу ....))
Находясь в священном лесу язычники получают информацию с небес,
причем без посредников ..)
Лесным и степным народам это было не доступно, по причине того, что там мало предметов и нет разнообразия ландшафтов и флоры с фауной.
Письменость, как и цифры придуманы именно лесными народами.
А так же сформировано миролюбивое мировозрение в ладу с природой.
Масленицы по традиции общеевропейских ценностей...
С переодеваниями ......С масками ........
Чучело не сжигали.
У коми = ковдум?
А пасха - это иудейский праздник.
МАМА - древнее коми слово ...!!!
оно встречается и в:
МЪсль- информационная оболочка земли.
МА_терь, МА_ТЫРЬ- хранительница "М"
МА- мёд,нектар.
МУ, МА,- земля.
МА_терия-
То-есть какая-то первородность.