21:29, 24.02.2014 / ОБЩЕСТВО

Фольклорист Татьяна Канева: «В Коми Масленица праздновалась по «общерусским» традициям»

Об истоках праздника, особенностях его бытования на территории Коми и связи дохристианских обрядов с православием агентству БНК рассказала кандидат филологических наук, специалист по традиционной народной культуре Татьяна Канева.

KAB_4537.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- Истоки праздника связаны с формированием народной обрядности и, конечно, уходят в дохристианское прошлое. Масленица, как и многие другие обрядовые комплексы, решает главные для человека задачи. Как только он начал эти задачи осознавать, сформировались определенные обряды, - рассказывает фольклорист. - Основной мотив праздника - земледелие, от которого зависит благополучие человека. В самом названии - «Масленица» - звучит гастрономическая тема: это то, что дает человеку скот, получивший пищу от земли.

- Наряду с земледельческой в Масленице выступает и брачная тема, - добавляет исследователь. - Комплекс действий, сопровождающих Масленицу, довольно оригинален и связан, в основном, с чествованием молодоженов, поженившихся в текущем году. В дни праздника они катались с горок, их заставляли целоваться, купали в снегу - всячески привлекали внимание, поскольку считали главной надеждой общества. Еще одной оригинальной формой для Масленицы было ряжение и сооружение масленичного чучела, которое нужно было уничтожить, так как, по народным верованиям - и это лежит в основе многих обрядов - гибель порождает возрождение.

По словам исследователя, семейная тема также поддерживалась гостьбой, или гощением, то есть посещением родственников. В рамках культа семьи отдельно говорят и о явлении, которое вообще организует народные обряды, - о культе предков - воспоминаниях об ушедших, от которых, опять же по верованиям, зависело будущее. Поэтому первые блины предназначались именно умершим - таким образом вновь обыгрывалась тема смерти с последующим возрождением. Кроме гощений и чествований молодежи, существовали разнообразные формы катаний с гор, на лошадях, что фольклористы объясняют попыткой человека влиять на урожай, на долгий лен, на счастливую жизнь.

KAB_4540.jpg

- Вообще, не у всех восточных славян этот праздник одинаково актуален, - поясняет собеседница. - У русских интерес к нему проявляется более ярко, но и то не везде. Для Севера эта обрядность характерна меньше, хотя рубеж зимы и весны, безусловно, ощущался, и масленичные обряды, так или иначе, присутствуют у всех. Но, например, то, что у северных русских нет масленичных песен, специального фольклорного сопровождения, говорит о более слабом влиянии некоторых верований. Вполне возможно, это обусловлено и климатическими условиями. А вот у южных русских, на юго-западе России, напротив, жанр масленичных песен был распространен.

Однако у коми, пусть и не повсеместно, функционировали песни, которые исполнялись только на Масленицу. С точки зрения фольклористов, «масленичными» их все-таки назвать нельзя, потому что в них нет воспевания Масленицы - главного маркера этого жанра, - хотя тематически и по содержанию они привязаны к катанию с гор, к солнцу — основным атрибутам праздника.

- Но таких ярких проводных гуляний, как в южных районах страны, в нашей местности — на территории Коми - не было, и появление Масленицы, масленичных костров — это уже результат общекультурного влияния, особенно современного, - рассказывает специалист по традиционной народной культуре. - Когда очень хочется причаститься к этому празднику, а своя традиция не дает этих форм, используются другие, но так называемые общерусские, для данной местности не характерные. Конечно, как и везде, здесь почиталось солнце, люди ходили в гости, пекли блины, не работали, наступало так называемое разгулье и объеденье.

KAB_4513.jpg

Татьяна Канева рассказала, почему языческий, по сути, праздник непосредственно предшествует Великому посту — времени приготовления к главному христианскому празднику — Пасхе.

- Масленица неслучайно предшествует Великому посту, поскольку для внедрения христианской религии и христианских правил жизни церковь максимально использовала уже сложившийся уклад. Мы не знаем, когда точно праздновалась Масленица в дохристианскую эпоху — свидетельств таких нет, но то, что она церковью была введена в регламент, не случайно, - добавляет кандидат филологических наук. - Если бы народ по инерции праздновал Масленицу позже, и это время совпадало с периодом воздержания, начался бы совершенный раскол. Чтобы его избежать, правила жизни были приведены к общему знаменателю, а с течением времени — мы же имеем дело с результатом многовекового существования этой культуры — сформировался вполне органичный вариант, когда совпадают дохристианские истоки и формы поведения, сообразные христианским.

1916

Комментарии (31)

Добавить комментарий
  • 13
    24 февр. 2014 г., 22:06:06
    Ответить
    Русский праздник вечен!!! Слава Руси!!!
    • Кирилл Г.
      25 февр. 2014 г., 11:02:59
      Ответить
      Татьяна Степановна, вы самая лучшая))!
  • Зырянин-язычник
    24 февр. 2014 г., 23:14:35
    Ответить
    Чего вы там не знаете акадЭмики?
    Когда масленицу праздновали?

    Язычники севера,в отличии от лживых тбрских православнутых жили в гармонии с природой и по природным космическим часам.
    Соответственно маслиницу отмечали за неделю до дня солнечного равновесия (равноденствия).
    Тем самым, как бы зазывая солнце и солнечные дни. Потому и блины - как символ солнца.
    Но масленица, не от слова масло (мазло)которое изобрели позже, а от угорского слова МА-мёд, в который опускали блин и от сюда в русском слово МА_КАТЬ.

    В каком институте забивают голову таким кандидатам филологических наук?
    • шаман
      25 февр. 2014 г., 2:34:50
      Ответить
      Верно , зырянин-язычник.
      Кстати , слово мазать = тоже от слова МА.
    • 3
      25 февр. 2014 г., 11:32:58
      Ответить
      вы с шаманом задорнова перечитали? ну-ну. созвонитесь еще с буханцевым, вам вместе веселее будет. Он еще вам и свидетельство инопланетного происхождения выдаст.
  • К.А.Суппер.
    24 февр. 2014 г., 23:29:20
    Ответить
    интересно, когда и где проздновали маслиницу??!!
  • Зырянин-язычник
    24 февр. 2014 г., 23:32:35
    Ответить
    масленичные названия
    КОМ_ЕДМЦА- здесь КОМ- медведь который оберегал лесные народы, потому ему первый блин из уважения.

    Ярило- ЯР- в коми - ярый, яркий, яростный, тоесть светило, СОЛНЦЕ.

    КОС_ТР_ОМА
    КОС- в коми :сухой, засохший, высохший; суша, из сушающий
    ТР- ТЫРЬ- сохранение, сбережение, ношение. В коми беременность, что тоже самое по сути. БОГА_ТЫРЬ, АЛА_ТЫРЬ...
    Отсюда слово КОСТЁР, обязательный атрибут праздника.
    герой КОСТРО_МА- тот кто изсушает МА-землю после зимы.
    Город КОСТРОМА- СУХАЯ, ИЗСУШЕНАЯ ЗЕМЛЯ.

    Какие там ещё персонажи есть?

  • хаха
    24 февр. 2014 г., 23:37:01
    Ответить
    Язычник, вы несёте чушь
    • Зырянин-язычник
      24 февр. 2014 г., 23:41:09
      Ответить
      за чушью идите в мрачную церковь
      мертвецам поклонятся.

      А языческие праздники всегда были светлыми, радостными и позитивными.
  • Фома
    24 февр. 2014 г., 23:49:16
    Ответить
    Когда сура хватанёшь
  • вот
    25 февр. 2014 г., 0:07:29
    Ответить
    Татьяна Степановна - высококвалифицированный специалист, хороший педагог! А вы, язычник, образование получали в лесу,видимо.
    • зырянин-язычник
      25 февр. 2014 г., 0:19:58
      Ответить
      Татьяна Степановна - высококвалифицированный специалист, хороший педагог! А вы, язычник, образование получали в лесу,видимо.
      Татьяна Степановна мне кажется и хороший человек.
      Но то, что вбивают в головы в акадЭмиях не коррелирует даже с простой житейской логикой. Потому, что вдалбливается откровенная ложь и мракобесие, для одЭебиливанния и лишения людей элементарных попыток подумать логически и самостоятельно.

      Поповское мракобесие уже в школах, потому берегите детей от тюрских ортодоксов.

    • шаман
      25 февр. 2014 г., 2:53:10
      Ответить
      образование в священном лесу :-)
      Зырянин-язычник, вам сделали очень хороший комплимент.
      Кстати, известный коми этнограф Налимов получил "инициацию", именно пройдя "курс образования" в лесу ....))
      Находясь в священном лесу язычники получают информацию с небес,
      причем без посредников ..)
      • Зырянин-язычник
        25 февр. 2014 г., 9:18:00
        Ответить
        Лес развивал, кормил, обогревал и берёг
        Потому именно народы жившие в лесу быстро развивались и познавали природу.

        Лесным и степным народам это было не доступно, по причине того, что там мало предметов и нет разнообразия ландшафтов и флоры с фауной.

        Письменость, как и цифры придуманы именно лесными народами.
        А так же сформировано миролюбивое мировозрение в ладу с природой.
  • :-)
    25 февр. 2014 г., 0:35:31
    Ответить
    В Украине майдауны теперь, видимо, примут закон о праздновании
    Масленицы по традиции общеевропейских ценностей...
    • +
      25 февр. 2014 г., 2:58:51
      Ответить
      с голубыми и розовыми вставками...
      • шаман
        25 февр. 2014 г., 3:09:29
        Ответить
        В Европе тоже есть этот веселый праздник..........Карнавал
        С переодеваниями ......С масками ........
  • С Ижмы
    25 февр. 2014 г., 2:13:19
    Ответить
    Заметил, когда в Ижме организуют празник проводы зимы "масленица" одновременно с Пасхой, то всегда погода плохая, снег ветер.
  • дуст
    25 февр. 2014 г., 2:14:21
    Ответить
    Коми блинов не готовили, были шанежки, калачики, черинянь,
    Чучело не сжигали.
    • шаман
      25 февр. 2014 г., 2:32:52
      Ответить
      Ну почему не сжигали. А как же название апреля ? ))
      • -
        25 февр. 2014 г., 2:47:44
        Ответить
        любое сжигание считалось противоестественным, греховным - есть очень точное слово в коми - урсасьны...
        • шаман
          25 февр. 2014 г., 3:06:58
          Ответить
          Скорее греховным оно стало после прихода церкви ........
    • шаман
      25 февр. 2014 г., 2:33:41
      Ответить
      Блины - это тюркское название.
      У коми = ковдум?
  • ....
    25 февр. 2014 г., 2:43:56
    Ответить
    Нет такого христианского праздника - пасха. Есть праздник - Воскрешение Христово.
    А пасха - это иудейский праздник.
  • -
    25 февр. 2014 г., 2:57:42
    Ответить
    продолжая тему мёда(МА), с мёдом - звучит по коми МАА, на всех (почти) языках есть слово МАМА - получается медовя
    • шаман
      25 февр. 2014 г., 3:05:56
      Ответить
      Да. получается медовая земля)
      МАМА - древнее коми слово ...!!!
      • Зырянин-язычник
        25 февр. 2014 г., 10:02:13
        Ответить
        Ну не коми конечно, а угорское. В угорском часто повторения корней слов. И скорее МАМА - нектар земли.
        За звуком "М" скрыта очень глубокая языческая философия.
        оно встречается и в:
        МЪсль- информационная оболочка земли.
        МА_терь, МА_ТЫРЬ- хранительница "М"
        МА- мёд,нектар.
        МУ, МА,- земля.
        МА_терия-

        То-есть какая-то первородность.

        • Зырянину-язычнику
          26 февр. 2014 г., 20:25:57
          Ответить
          Очень интересно !!!!!!
  • 14
    25 февр. 2014 г., 8:39:30
    Ответить
    Очень красивая женщина.
  • Андрей
    29 февр. 2016 г., 23:11:05
    Ответить
    С последним комментарием совершенно согласен!