Тим Клипхаус порвал «джазовый смычок», смешав джаз, классику и цыганскую музыку
В воскресенье на сцене Коми республиканской филармонии один из главных популяризаторов джаза в России Даниил Крамер в очередной раз собрал настоящих виртуозов своего дела и, конечно, полный зал ценителей джазовой музыки. Программа «Джазовый смычок», представленная Крамером совместно с контрабасистом Сергеем Корчагиным и скрипачом из Голландии Тимом Клипхаусом, представляла собой смелый синтез джаза, классики и цыганской музыки.
Фото Ивана Федосеева
С гостем из Голландии, по словам Крамера, его роднит классическое музыкальное образование и последующий поворот в джаз, который произошел в сознании Тима Клипхауса после случайного знакомства с легендарным джазовым скрипачом Стефаном Грапелли.
- Мы единомышленники и, свободно владея этими языками, можем играть в любых пропорциях между джазом и классикой - объяснил выбор компаньона Даниил Крамер. Третьим участником бэнда стал уже известный сыктывкарским слушателям контрабасист Сергей Корчагин, гастролирующий с джазменом на протяжении более десяти лет.
Праздник музыки начался с небольшой меланхоличной ноты. Пианист и контрабасист задали легкий и воздушный ритм, через который, словно первые лучи весеннего солнца, прорезалась скрипка Клипхауса.
- Очень хотелось начать с чего-то весеннего. Некоторая тоска по весне все-таки присутствует, - представил Крамер пьесу «Я помню апрель», открывавшую вечер.
Весь концерт музыканты, как и подобает джазменам, чередовали обычное с необычным, правила с воображением, стандарты с экспериментами. Танцевальная пьеса «Вальс для Люси», сочиненная Клипхаусом для своей 10-летней дочери, сменилась старым джазовым стандартом Хоуги Кармайкла «Близость к тебе», написанным еще в 20-х годах прошлого века. Лирика и романтика превращались в безудержный гипнотический свинг, в ходе которого «джазовый смычок» порой не выдерживал, и голландцу приходилось стирать пальцы о скрипичные струны, чтобы выдавать соло, как на гитаре или балалайке. Европейский цыганский джаз, или просто мануш, дополняли кельтские мотивы, как дань шотландским корням Клипхауса. Даниил Крамер молчал и замирал в ожидании, что же еще «выкинут» его импровизирующие партнеры. Голландский скрипач и «настоящий свингмэн» Сергей Корчагин «купались» в овациях зала.
- Они познакомились за полтора часа до первого концерта и играли его, глядя друг другу в глаза. Играем, и я чувствую, что за моей спиной в самом прямом смысле начинается сговор. В результате я подумал - пускай играют без меня, - иронично прокомментировал превращение трио в дуэт пианист.
После виртуозных изысков своих коллег по бэнду Крамер в свойственной ему манере решил снять напряжение и поиграть Фредерика Шопена. Тим Клипхаус взял паузу, чтобы, наконец, устранить постоянно возникавшие неполадки со звуком, но безрезультатно, и скрипач, отсоединив все провода от инструмента, просто подошел к стойке с микрофоном. Прозвучала композиция «Самба для Полы», посвященная второй дочери голландца, которой 8 лет. Апофеозом вечера стал 24-й каприс Никколо Паганини, которым скрипач выстрелил в зал, словно взрывом конфетти. Его напарники мигом подхватили «произведение, в котором сила воображения имеет больший вес, чем следование правилам искусства», и выдали собственную невообразимую двадцатиминутную интерпретацию классического шедевра. Зрители отреагировали криками «браво».
Успокоить зал трио решило, исполнив Роберта Шумана, а в заключительной пьесе концерта Даниил Крамер, вместо того чтобы бить по клавишам, принялся бить в ладоши, в то время как Тим Клипхаус мило насвистывал незатейливую мелодию.
- Его так приняли в России, что вы не в последний раз с ним встречаетесь - выразил уверенность Крамер, после того как одна из зрительниц подарила голландцу букет цветов.
Устроитель этого праздника музыки объявил, что на третьем концерте «Проекта Даниила Крамера» не состоится запланированный ранее приезд гостьи из США Кейт Дэвис.
- Произвел замену один к одному, девочку на девочку, басиста на басиста, мультиинструменталистку на мультиинструменталистку, вокалистку на вокалистку. Единственное, что изменилось - это адрес в паспорте, вместо Нью-Йорка - Москва. В последние годы наши музыканты на равных конкурируют с теми, кто приезжает из Соединенных Штатов. Это будет молодая, подающая надежды, весьма интересная и своеобразная Алевтина Полякова. Она будет одновременно играть на тромбоне и петь, кроме того она успела освоить саксофон, является лидером многих собственных проектов и очень любит удивлять, – внес интригу Даниил Крамер, перед тем, как попрощаться с сыктывкарской публикой до апреля.
Комментарии (10)
На Петросянов у вас всегда находится время, а на джазовый концерт вам жалко и времени и денег, жадные и ленивые обыватели.
Автор мог бы и сообщить читателям что это за мелодия. Тем более, что эта мелодия очень известна. И тем более, что автор деньги получает за свои репортажи.
Этому "смелому" синтезу много-много лет. Всё давно уже придумано и не нами.
Только для БНКоми ещё многое в новинку.