Один день артистки балета Натальи Супрун
С утра артистов балета ждет урок классического танца, вне зависимости от того, танцуешь ты первую партию или в массовке. И это, пожалуй, единственное за день и из года в год постоянное и повторяющееся событие в режиме дня балерины. У станка равны все и должны выполнить один и тот же комплекс тренировочных упражнений – экзерсис, во время которого происходит разогрев и проработка мышц. Базовые элементы повторяются на всех уроках – от ученических до взрослых, меняются лишь темп и насыщенность комбинаций.
Фото Николая Антоновского, Андрея Ретанова
После урока до обеда по графику – репетиция. Если вечером назначен спектакль, то на ней будут отрабатываться и прогоняться элементы будущего выступления. Если же спектакля в этот день нет, репетитор будет отрабатывать с танцорами нуждающиеся в проработке сцены из ближайших спектаклей. Если вечером выходить к зрителю не придется, артисты соберутся на вторую, вечернюю репетицию, поэтому рабочий день у людей театра с перерывом, но и заканчивается позже. К слову, и выходной в театре – понедельник. Каждый день здесь не похож на следующий и предыдущий.
Время постановки нового спектакля зависит от того, ставил ли когда-нибудь его балетмейстер. Если в его арсенале уже есть готовый спектакль, то «собрать» постановку, упорядочить хореографические сцены и танцы в систему можно даже за две недели. После знакомства с труппой и ее расстановки на партии балетмейстер зачастую уезжает, оставляя артистов на попечение репетиторов, и возвращается за неделю до премьеры.
Меж тем двух совершенно одинаковых спектаклей ни в разных городах, ни даже на одной сцене быть не может – каждый выход на сцену уникален, и повторить его не сможет ни один живой человек.
Спорить с балетмейстером у артистов не принято. Все объяснения происходят на языке тела и жестами – постановщик видит, получается ли у балерины передать его задумку, и при необходимости сам заменяет тот или иной элемент в танце.
При создании образа балерина в первую очередь руководствуется музыкой, именно музыка, если ее внимательно слушать, дает понять, как надо танцевать, что делать и как прочувствовать свою героиню. Если музыкального текста не хватает, танцовщица обращается к тексту литературному – оригиналу произведения.
Последние репетиции перед новым спектаклем обычно проходят в костюмах. Особенно это важно для танцоров, которые должны привыкнуть к своей одежде – с ней нужно сжиться, чтобы костюм не сковывал движений, не мешал дышать и выполнять элементы. Кроме того, к пачке или пышному платью должен привыкнуть и партнер.
Артисты приходят за полтора-два часа до спектакля, чтобы привести себя в порядок - у гримеров, костюмеров, сделать прическу. У каждой есть свое платье, парик или аксессуар для волос на все спектакли. Костюм полностью подгоняется под балерину и «закреплен» за ней до тех пор, пока она танцует в той или иной постановке.
Перед выходом на сцену платья готовят костюмеры. Они же и помогают артистам одеваться. Часто кордебалету приходится менять костюмы по несколько раз за отделение, поэтому переодевание происходит сразу за кулисами – перед спектаклем все платья развешиваются по номерам, чтобы в «пожарном» режиме успеть переодеть всех.
Балерины работают в двух видах обуви – мягкой и пальцевых туфлях, иначе говоря, в пуантах. Миф о том, что балерине чуть ли не на каждое выступление нужны новые туфельки, уже ушел в прошлое. Современные пуанты имеют довольно внушительный срок службы. К примеру, на недавние гастроли Наталья брала четыре пары, но совершенно вышли из строя лишь одни, еще одни даже не надевали.
Современные американские пуанты имеют пластиковую стельку, которая гнется, но не ломается, и плотный упругий носок, в то время как традиционные российские пуанты могут в один момент сломаться пополам вместе с картонной стелькой. 12 слоев мешковины с клеем образуют носок, который очень быстро сминается и проваливается, не позволяя танцовщице как следует на него встать. Но и стоят американские пуанты недешево – около ста долларов за пару.
В промежутке между утренней и вечерей репетицией Наталья успевает преподавать в Школе искусств. Ее ученики – частые гости и зрители на спектаклях театра.
- Я на своем примере показываю, как нужно делать. Кроме того, дети видят, что мои слова, моя строгость на занятиях – это не пустой звук. Практика, когда я сама нахожусь на уроке классического танца, дает мне возможность на себе ощутить, чего же не могут понять девочки на уроке и почему у них не получается какое-то упражнение.
В зале у Натальи всегда есть преданные зрители – муж и младший пятилетний сын Мирон, который заявляет, что любит абсолютно все спектакли с участием мамы. Старший учится в гимназии искусств по классу трубы, за 12 лет уже не по разу изучил постановки с маминым участием, и поэтому пока свой пыл к балетному искусству поумерил. Муж Михаил снимает каждый спектакль жены на видео и фото для семейного архива и для того, чтобы Наталья имела возможность проанализировать выступление и разобрать все ошибки.
Познакомил пару тоже театр. По случайно сложившимся обстоятельствам соседи попросили Михаила сводить ребенка на спектакль. После долгих уговоров будущий муж отправился на детский спектакль и увидел в «Золушке» Наталью, которая танцевала там главную партию.
- Теперь муж рассказывает, что ему стало меня очень жалко, потому что Золушку все обижали, и он для себя решил: «Она будет моей женой, и я буду о ней заботиться». Потом он стал ходить на все балеты с моим участием, хотя до встречи со мной чаще бывал на опере. Благодаря ему я полюбила оперное искусство. По возможности, стараемся смотреть все премьерные постановки в театрах нашего города.
Комментарии (5)
До сих пор помню.
Светлые воспоминания.
С юбилеем, Наташенька! Здоровья, новых интересных творческих проектов и понимающего, благодарного зрителя!