Суд продлил на два месяца арест экс-руководителю Комитета лесов Коми Василию Осипову
Сыктывкарский городской суд продлил до 26 апреля меру пресечения в виде содержания под стражей бывшему руководителю Комитета лесов Коми Василию Осипову, который обвиняется в превышении должностных полномочий, незаконном предпринимательстве и получении взятки в сумме 20 тысяч рублей.
Фото Николая Антоновского
По версии следствия, в 2012-2013 годах руководитель Комитета лесов Коми Василий Осипов, его заместитель Александр Куратов и заведующий сектором госзаказов ведомства Анатолий Слюсарь организовали незаконное предоставление лесных участков для сплошной коммерческой вырубки без проведения аукционов и заключения договоров аренды лесных участков.
Для придания видимости законности чиновники включали в госконтракты на выполнение работ по охране и воспроизводству лесов пункты, позволяющие проводить сплошные рубки на участках без восстановительных работ. При этом объем подлежащей заготовке древесины значительно превышал получаемый от санитарных рубок и рубок ухода, указанных в контрактах. Иногда задача решалась и вовсе простым способом - производилась произвольная замена указанных в контрактах участков.
Только по Сыктывдинскому лесничеству за 2012 и 2013 годы объем незаконно предоставленной в рубку древесины составил 28 тысяч кубометров, а потери бюджета в результате продажи древесины по минимальным ставкам превысили 1,7 млн рублей. Незаконное предоставление участков привело к необоснованному освобождению лесозаготовителя от обязанности проводить лесовосстановление и санитарно-оздоровительные мероприятия, а также меры противопожарного обустройства лесов.
Всего по такой схеме было заключено около 50 государственных контрактов, объем незаконно заготовленной древесины составил более 680 тысяч кубометров. По предварительным расчетам, ущерб бюджету превысил 40 млн рублей.
Помимо экс-чиновника, по делу в качестве обвиняемых привлечены два его бывших подчиненных: Александр Куратов и Анатолий Слюсарь, а также директор Прилузского лесничества Александр Киндсфатер.
Кроме того, Осипову вменяется незаконное предпринимательство. В 2007 году, когда Осипов возглавлял государственное учреждение «Прилузское лесничество», несколько его подчиненных создали коммерческое предприятие по заготовке леса ООО «Прилузский лесхоз».
Василий Осипов, возглавив с ноября 2010 года Комитет лесов Коми, лично и через доверенных лиц принимал участие в управлении ООО «Прилузский лесхоз», представляя компании льготы и преимущества. Хотя ему как госслужащему запрещено участвовать в управлении коммерческим предприятием.
С 2011 по 2013 годы Осипов от лица Комитета заключил с Прилузским лесхозом три государственных контракта на работы по охране, защите и воспроизводству лесов на общую сумму 14 млн. руб. В нарушение законодательства эти контракты содержали условия об одновременной продаже ООО «Прилузский лесхоз» лесных насаждений для заготовки 170 тыс. кубометров древесины. Ни одному другому лесозаготовителю в республике по госконтрактам не предоставлялось право на заготовку такого большого объема леса.
Для исключения конкурентов по указанию Осипова в аукционную документацию незаконно включались такие условия, чтобы на аукционах в отношении подведомственных госучреждению «Прилузское лесничество» лесов участие принимало только ООО «Прилузский лесхоз». Контракты с ним заключались как с единственным поставщиком.
Полученный Осиповым от деятельности ООО «Прилузский лесхоз» доход с января 2011 по начало 2014 год составил 14 млн руб.
В феврале в отношении бывшего руководителя Комитета лесов возбуждено уголовное дело по факту получения взятки. По версии следствия, в 2013 году Осипов обратился к одному из индивидуальных предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой в Прилузском районе, с предложением оказать покровительство. В обмен чиновник попросил передать ему 20 тысяч рублей. Коммерсант выполнил просьбу, опасаясь возможных негативных последствий отказа.
Комментарии (35)
Что касается заключения государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным заключением договора купли-продажи лесных насаждений, то это мероприятия, а не вид использования лесов, поэтому статья 29 Лесного кодекса РФ не должна применяться.
Более того, пунктом 1 ст.77 ЛК РФ предусмотрено исключение из правил - безаукционный способ заключения договора купли-продажи в случае, предусмотренном ст.19 Лесного кодекса РФ – проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным заключением договора купли-продажи на заготовку древесины.
В связи с такой неопределенностью в лесном законодательстве (ст.19 Лесного кодекса РФ, приказ Минэкономразвития от 05.07.2010 года № 270), отсутствии четких и понятных норм и различном их толковании большинство регионов практиковали заключение договоров купли-продажи спелых и перестойных насаждений при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов (Тверская, Пензенская, Чувашская Республика, Республика Карелия, Воронежская, Владимирская, Псковская, Ульяновская и другие регионы в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах).
И только после того, когда по итогам проверок выявились многочисленные факты вышеуказанных действий, законодатель счел необходимым ввести уточняющие нормы для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений путем принятия федерального закона от 12.03.2014 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов».
Нами была запрошена информация (устная) по поводу рубки спелых и перестойных насаждений по договору купли-продажи одновременно с заключением государственного контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов (Владимирская область, Республика Карелия и др.) и выяснилось, что никаких мер прокурорского реагирования в этих субъектах РФ не принималось, не говоря уж о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц.
В связи с вышеизложенным и учитывая, что леса на землях лесного фонда являются федеральной собственностью, на территории Российской Федерации должно быть единообразное применение закона, в том числе и в этом вопросе.
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих царей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.