08:24, 30.05.2015 / КУЛЬТУРА

Критик Александр Максов: «Жаль, что Шахрияр и Шехерезада не улетели на ковре-самолете»

29 мая в столице Коми состоялась главная премьера XXV международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» - восточный балет «Тысяча и одна ночь» в постановке московского хореографа Виталия Ахундова, билеты на оба показа были раскуплены почти за месяц. Двумя днями ранее на подмостках Государственного театра оперы и балета республики в одноименном балете разбудили «Спящую красавицу». Эти спектакли прокомментировал БНК балетный критик, член Международного союза музыкальных деятелей, Союза театральных деятелей России, Российской хореографической ассоциации, Международного совета танца (ЮНЕСКО) Александр Максов.

ANT_3550.jpg

Фото Николая Антоновского, Кирилла Затрутина

ANT_3723.jpg

- Несколько лет назад Виталий Ахундов уже ставил «Тысячу и одну ночь» в Саранске. Отличаются ли спектакли?

- Можно сказать, что это разные спектакли, потому что они по-разному оформлены. Кроме того, спектакль живет силами исполнителей, ведь каждый из них вносит что-то свое, поэтому это два разных спектакля. Исполнители у вас практически все на своих местах, все актерские работы сделаны основательно и добротно. Кроме того, замечательно, что у вас возникает возможность сотрудничества между театрами - исполнитель может заболеть, а когда еще в каком-то городе идет такой же спектакль, то можно обратиться с просьбой к театру, и спектакль не сорвется.

- Сам Виталий Ахундов, приступая к работе в Сыктывкаре, отмечал более высокий уровень наших артистов. Они подтвердили это сегодня на сцене?

- Соглашусь, что более высокий уровень работы в Сыктывкаре. Не только ведущие солисты очень крепкие и сильные, но и герои сказок были на высоте, справились со своей задачей. Могу поздравить театр и зрителей. Полагаю, что спектакль будет идти, пользоваться немалым спросом. Думаю, что зрители уйдут из театра со светлыми и радостными впечатлениями.

ANT_3730.jpg

ANT_3708.jpg

- Чего не хватило постановке?

- Единственное, о чем я могу пожалеть - это что не удалось сделать финал. Мне бы очень хотелось, чтобы Шехерезада и Шахрияр улетели за кулисы на ковре-самолете. Так задумано, но чисто технически это сделать не так просто. В Саранске это сделали при помощи анимации, хотя анимация не так впечатляет, как если бы реальные герои были подняты и увезены за кулисы на какой-то конструкции, изображающей ковер-самолет. У публики было бы совершенно другое впечатление. Еще были некоторые споры с художником о мультимедийном оформлении, которое было на экране. К примеру, звездное небо, которое было на нем в одной из сцен, не соответствует тому эмоциональному состоянию, которое должна была передать эта декорация. Должно быть бездонное, бархатное небо, черное, а на экране были звезды, подходящие, скорее, для «Бриллиантов»Баланчина.

ANT_3562.jpg


- Как справился со своей задачей оркестр?

- Музыка Фикрета Амирова действительно очень сложная, требует знаний восточного колорита, восточных ладов, там очень сложный счет, но могу сказать, что оркестр замечательно справился. Балет родился в Баку в 1979 году, и я знаю, чего требовал и добивался живой еще на тот момент композитор. И здесь я увидел, что оркестр интонационно все сделал правильно.

- Вы приезжаете в Сыктывкар не впервые, за этот год оркестр театра значительно увеличился. Заметен ли качественный рост музыкантов?

- Дирижер делает из оркестра максимально возможное. Я понимаю, что не хватает музыкантов, инструменты не те, которые бы хотелось иметь, но люди работают практически на износ. Вот сейчас ежедневно идут фестивальные спектакли - оперы и балеты, музыканты должны и репетировать, и вечером играть. Они не успевают толком отдохнуть. Но музыканты с пониманием относятся к дирижеру, а дирижер старается создать творческую среду в своем музыкальном оркестровом цехе. Могу сказать, что уровень оркестра растет, и это результат хорошей атмосферы в нем.

KIR_9123-copy.jpg


- Несколько дней назад такой же полный зал собрал восстановленный специально для фестиваля балет «Спящая красавица». Удался ли он?


- Это крайне сложный спектакль, и он изначально обрекает любой театр на очень большие критические стрелы, потому что браться за «Спящую красавицу» нужно с многочисленной труппой в 200 человек, если ставить ее так, как Мариус Петипа. Он сделал спектакль, который отражает расцвет французского абсолютизма, где каждый персонаж имеет свою роль, поэтому, когда у театра ограниченные финансовые и кадровые возможности, ставить его сложно. С одной стороны, у вас получился спектакль, далекий от первоначального образца, с другой - поднять такой спектакль, классику - очень важно, поскольку на классике артисты растут. «Спящая красавица», как и «Лебединое озеро», требует большой работы солистов, а на других постановках трудно держать форму. В постановке получилось очень много купюр, очень много музыкальных стыковок, которые сделаны не совсем тактично, и мне, например, режут ухо. Многие сцены, к сожалению, здесь не поставлены. Петипа - выдающийся балетмейстер, автор потрясающих ансамблей. Ансамбли Петипа - это сильная сторона русского балета, а здесь самых главных ансамблей Петипа, таких, как сцена дриад - нет. Это требует большого количества женского кордебалета. Вообще, я считаю, что «Спящая красавица» должна идти только в двух театрах - Большом и Мариинском, где есть возможности: труппа, средства, традиции и педагоги, которые, Петипа, конечно, уже не видели, но его традицию продолжают. Но, тем не менее, то, что в театре идет «Спящая красавица» и зрители в юбилейный год Чайковского имеют возможность посмотреть на классические образцы русского балета - это замечательно.

uVCHqgjrPfk.jpg

KIR_9106-copy.jpg

9qqKv6LDw90.jpg

3918

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • ))))
    30 мая 2015 г., 20:49:06
    Ответить
    какая красота!!!
  • Думаю
    30 мая 2015 г., 22:05:39
    Ответить
    что театр выиграл бы финансово если бы начало действия перенесли на 19 часов, а не как сейчас-18, когда только окончание у многих рабочего дня.
    • Театр
      31 мая 2015 г., 9:45:41
      Ответить
      К сожалению мы разрываемся между двумя проблемами, которые не дают максимально облегчить жизнь нашим зрителям. С одной стороны, это окончание рабочего дня. Здесь Вы правы. А с другой - проблемы с автобусным движением в вечернее время: мы не можем игнорировать жителей отдаленных частей города.