Комитет спасения Печоры и Гринпис России атаковали экологическую кредитную линию «ЛУКОЙЛа»
10 июля Комитет спасения Печоры совместно с Гринпис России обратились с письмом к Президенту Европейского банка реконструкции и развития Жану Лемьеру с требованием повлиять на ЛУКОЙЛ. Предлагаемый канал воздействия на нефтяного монстра – обязательства, взятые компанией по полученному в конце мая «экологическому» кредиту Европейского банка реконструкции и развития (средства будут направлены на финансирование Программы экологической безопасности организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на 2004-2008 годы - БНКоми).
Президент ЕБРР Жан Лемьер рассмотрит претензии зеленых к нефтяному монстру. Фото: ebrd.com
В обращении зеленых декларируется «крайняя заинтересованность в том, чтобы ЕБРР как кредитор «ЛУКОЙЛа» повлиял на политику этой компании, чтобы исключить игнорирование российского законодательства, пренебрежительное отношение к государственным органам и общественным организациям». Кроме того, общественники попытаются сформировать канал предоставления объективной информации о том, как реализуется (экологическая - БНКоми) политика «ЛУКОЙЛа» на практике, и в этой связи просят г-на Лемьера сообщить, на чье имя и в какой форме можно направлять информацию о политике и практике «ЛУКОЙЛа» в области экологии.
Последнее обращение свидетельствует о том, что «ЛУКОЙЛ» никак не может разрешить проблему с разливом нефти на межпромысловом нефтепроводе «Пашня - УПН Западный Тэбук», входящем в состав инфраструктуры Пашнинского месторождения в Сосногорском районе. Напомним, что мощный разлив нефти с загрязнением реки Печора произошел под Новый год, после чего нефтяники тщетно пытались скрыть сначала сам факт утечки нефти, а затем ее масштабы.
На месте скрытого порыва. Болото Кереснюр. 8 июля 2007г.
Берег реки Печора возле карьера Ваньпи. 8 июля 2007г.
Противодействие объективной проверке аварии и мощное давление на местных зеленых, настаивавших на расследовании, послужили первым поводом для претензий Комитета спасения Печоры и Гринпис.
Второй повод обращения связан с проблемами на межпромысловом нефтепроводе «ЛУКОЙЛа» «Макарьель - Ираель», на этот раз в Ижемском районе Коми. Злополучный нефтепровод зеленые подвергали разрушающей критике дважды – первый раз на этапе строительства, когда дефекты при проведении экологической экспертизы позволили общественникам заблокировать возведение транспортного объекта. Второй раз, когда председатель Ижемского районного комитета охраны природы Федор Терентьев обнаружил многочисленные протечки на введенном в строй трубопроводе. Уже сданный в печать номер районной газеты «Новый север» с материалом г-на Терентьева об экологической угрозе нефтепровода «Макарьель - Ираель» был снят с печати сотрудниками «ЛУКОЙЛа». Произвол нефтяного монстра не был, однако, замечен никем кроме общественников – прокуратура района не обнаружила признаков преступления, предусмотренного ст.144 Уголовного кодекса РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»).
Между тем, тревожный звонок для топ-менеджмента «ЛУКОЙЛа» прозвучал во время инспекционного визита на объекты компании заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя. Последний при активном содействии Гринпис России и Комитета спасения обнаружил систематические нарушения экологического и лесного законодательства на производственных объектах «ЛУКОЙЛа». Компании пригрозили лишением лицензий на разведку и добычу углеводородов на сразу 11 участках (Усинском (пермо-карбоновые и девонские отложения), Восточно-Мастерьельском, Возейском, Южно-Возейском (фаменская залежь), Усинском (фаменская залежь), Южно-Усинском, Верхневозейском, Суборском, Леккерском, Усинском (часть пермо-карбоновой залежи) и Табликской площади). Выводов из ситуации руководство регионального подразделения компании - ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не сделало.
Нынешний удар зеленые наносят по весьма чувствительному для компании месту – экологический кредит был получен нефтяниками именно для демонстрации своей эко-ориентированности, при этом его оформление было связано с повышенными обязательствами перед общественностью, основанными на так называемых принципах Экватора (Equator Principles Financial Institutions (EPFIs). Именно на нарушение этих неформальных принципов, а также внутренних документов ЕБРР относительно экологической и социальной ответственности заемщиков и напирают зеленые.
- Авария на Пашнинском месторождении, которую «ЛУКОЙЛу» не удалось скрыть только благодаря сигналам общественности, показала истинное отношение этой компании как к требованиям законодательства, так и к территориям, где компания ведет нефтедобычу. Дошло до того, что представители компании в течение нескольких дней не подпускали представителей государственных органов и общественной организации к месту нефтезагрязнения на берегу реки Печора под предлогом отсутствия транспорта для перевозки через реку (тогда как персонал компании таким транспортом обслуживался ежедневно), - отмечается в совместном пресс-релизе Комитета спасения Печоры и Гринпис. - Декларируя открытость, компания оказывает давление на местные СМИ, в результате чего население региона получает однобокую, только положительную, информацию о деятельности «ЛУКОЙЛа».
- Мы считаем, - приводятся слова заместителя председателя Комитета спасения Печоры Тамары Макаровов, - что нефтяная компания не желает оплачивать реально причиненный природе ущерб и поэтому скрывает аварии, занижает объемы выбросов, втихаря сжигает пролитую нефть, чтобы не тратиться на ее уборку и на переработку замазученного грунта. Я уверена, что если бы они оплачивали реально нанесенный ущерб, то это было бы больше, чем суммы, которые сейчас идут на соглашения о социальном партнерстве.
- «ЛУКОЙЛ», который позиционирует себя как международная компания, рискует потерять имидж и вместе с ним экономические позиции на мировых рынках, если такая недальновидная политика будет продолжаться, - добавляет Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России.
Следующий удар зеленых, скорее всего, накроет корпоративную систему управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды на соответствие требованиям стандартов ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:1999.
Синдицированный «экологический» кредит состоит из двух траншей, каждый по 150 млн. долларов США. Первый транш предоставляется с баланса ЕБРР сроком на 10 лет по ставке ЛИБОР+0,65% годовых (Транш А). Второй транш предоставляется синдикатом коммерческих банков сроком на 7 лет по ставке ЛИБОР+0,45% годовых (Транш B). Уполномоченным ведущим организатором и букраннером Транша В выступил банк КАЛИОН (CALYON).
Привлеченный кредит является самым длинным по сроку необеспеченным синдицированным кредитом, когда-либо полученным российской частной компанией. ЛУКОЙЛу также удалось выйти на качественно новый уровень стоимости кредитных ресурсов, доступных Компании на долгосрочной основе.
В основном привлеченные средства будут направлены на реализацию природоохранных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Не исключено также, что часть кредита будет использована для финансирования экологических программ в рамках зарубежных проектов Компании, которые она осуществляет в более чем 30 странах мира, в том числе и в тех, где работает ЕБРР.
Комментарии (15)