Новости партнеров: «Программа капремонтов в Коми далека от совершенства»
Около года назад жители республики обнаружили в своих почтовых ящиках квитанции на оплату капитального ремонта. Сомнения у многих собственников возникли сразу. В первую очередь, региональным оператором стала некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», а ведь взносы в НКО добровольные. Кроме того, мало кто знает, что это за организация, можно ли ей доверять - разъяснительную работу с населением практически не проводили. Куратор проекта «Коми ЖКХ» Александра Афонина и член Общественной палаты Коми Роман Койдан выявили ряд проблем, связанных с новой программой капремонтов.
Фото Кирилла Затрутина
Как сообщил портал «Коми ЖКХ», многие жители недоумевают, почему именно они обязаны платить за капремонт, если, по закону «О приватизации» его должны были делать за счёт средств муниципалитета. Разумеется, за всё время существования закона в Коми ничего не было сделано, а чиновники с радостью поспешили принять новый закон, где уже собственники стали обязаны делать взносы на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта МКД.
Другим важным вопросом является «размытость критериев». Определение очередности проведения капитального ремонта МКД осуществляется по четырем пунктам:
• износ многоквартирного дома;
• год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
• своевременность и полнота оплаты собственниками жилищно-коммунальных услуг, включая обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
• дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Какой из них важнее – вопрос, на который не так уж просто дать ответ.
Следовательно, возникает путаница, в каком порядке дома должны ремонтироваться. Ведь есть здания, которые построены не так давно, а состояние у них критичнее, чем у старых МКД. Кстати, в очереди, которая была сформирована по программе, некоторые новые дома по необъяснимым причинам стоят раньше более старых и ветхих.
Стоит отметить, что ситуация с критерием о физическом износе дома обстоит довольно сложная: никто не знает реального состояния всех зданий. Создание комиссий и проведение систематических осмотров осуществлялись очень давно. Это влечёт за собой сразу две проблемы. Во-первых, республиканская программа по осуществлению капремонта рассчитана на 30 лет. В течение этого времени произойти может многое. На сайте НКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» написано, что планируется провести капремонт в 10 тыс. домах. Однако чуть ниже заявлено, что в республике 21,5 тыс. эксплуатируемых МКД. Неужели, более половины жилых зданий в регионе признаны аварийными и реконструкции не подлежат? Тогда почему жители ветхих домов с износом более 70 процентов (а таких насчитывается 1214) тоже получают квитанции? Если состояние такого жилья уже приближается к критическому, то буквально за несколько лет до начала своего капремонта (у кого-то он ожидается через 20 лет) оно вполне может быть признано аварийным и выйти из списка. Таким образом, люди, платившие все эти годы взносы, так ничего и не увидят. Вероятнее всего, снос домов будет именно за счёт накопленных на капремонт средств. Во-вторых, без проведения комиссии непонятно, что конкретно и в каких объёмах нуждается в ремонте. Это может привести к тому, что стоимость работ, и, следовательно, итоговая сумма к оплате собственниками увеличиться. Возникает вопрос: кто придумал ту сумму, которую уже спрашивают ежемесячно с жителей региона, и когда она вырастет.
Непонятно также и то, как сделать так, чтобы ремонт осуществлялся комплексно, а не по частям. Но если это всё же невозможно то, как определить, что ремонтировать сначала. Отсутствие чётких требований может повлечь за собой много проблем в будущем, во время и после капремонта.
Недочёты системы капитального ремонта видны уже сейчас, граждане вовсю обращаются за помощью к юристам. Например, к Александре Афониной и Роману Койдану за консультацией обратился один из собственников, который рассказал, что срок эксплуатации его дома истёк ещё в 2001 году. Тем не менее, он получает квитанции с требованием сделать взнос за капитальный ремонт.
«От моего дома ничего не останется уже через 10 лет», - недоумевает житель.
Для пояснения: в утверждённом «сверху» плане его дом планируется отремонтировать в 2035 году. Другая обратившаяся поделилась похожей историей: согласно заключению МВК АМО ГО «Сыктывкар» её жилое помещение признано непригодным для проживания. Однако она получает квитанцию за капитальный ремонт, несмотря на то, что ее дом не подлежит реконструкции. И таких примеров в Республике Коми очень много.
На основании проведённого анализа и поступивших обращений Роман Койдан и Александра Афонина решили выступить в защиту граждан Республики Коми и обратиться в суд.
«Федеральное законодательство крайне не проработано. Все прорехи в системе капремонтов должны быть обязательно исправлены. Если будет необходимо, мы дойдем до Верховного суда Российской Федерации. Данная система по нашему мнению нарушает принцип равенства. Жители новостройки платят столько же, сколько и жители домов старше и с большим износом. Мы будем добиваться пересмотра положений о капитальном ремонте», - заключил Роман Койдан.
«Мало того, что федеральное законодательство, регулирующее капитальный ремонт многоквартирных домов оставляет желать лучшего, региональное законодательство и сама региональная программа далеки от идеала. Мы столкнулись с включением в региональную программу многоквартирных домов, признанных аварийными и непригодными для проживания, домов, которые будут снесены для последующего строительства на их месте новых многоквартирных домов под продажу. Почему собственники должны вносить деньги на капитальный ремонт в этом случае? У нас есть вопросы и к муниципалитетам: на основании каких документов администрации городов и районов формировали базу данных по многоквартирным домам? Эта база данных и легла в основу нашей региональной программы», - заявила Александра Афонина.
Комментарии (27)
Ребяьа, не дердите людей за идиотов. Все всё давно знают и без этих ваших "защитничков".
Вопрос, где ОПа была раньше, когда это безобразие принималось-утверждалось на всех уровнях.
Сами живут в новых, вот и налоговые каникулы захотели.
Нужно всем объединиться и не платить по этим квитанциям, вместе с теми у кого будут отменены поборы.
Койдан, вы не из Единой России?
где ссылки на противоречие гражданскому кодексу жилищному кодексу итд.
где образец искового заявления в суд от бесплатного юриста?
Пункт 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ гласит: «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом». Таким образом, обязательный сбор на капремонт жилья вступает в противоречие с Налоговым кодексом. А ведь приведённая норма НК - не пустая формальность. Государство хоть как-то отвечает за налоги и сборы, собранные в соответствии с НК. В случае же со сбором на капремонт жилья, аккумулирование и расходование огромных денег, собранных государством в обязательном для граждан порядке, будет происходить при существенно более низком уровне прозрачности, исключительно чиновниками не избираемой и никак не контролируемой исполнительной власти, мимо федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
фонд попадает под действие Федерального закона «О некоммерческих организациях». И тут начинается интересное: (ст. 7) «фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (мудрые депутаты, умудрились установить минимальный размер ДОБРОВОЛЬНЫХ взносов!) Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей». Кстати, ст.18 закона указывает, что фонд может быть ликвидирован! Кто уже встал в очередь на запись в «Буратины»?
Заранее ясно, что большая часть собранных с граждан поборов пойдёт в «общий котёл» регионального оператора, а график и порядок проведения капремонта домов, перечень работ будут определять не собственники квартир на своём общем собрании, как того требует пункт 2 статьи 44 Жилищного Кодекса, а самые честные чиновники. Получается, что введённый новым законом порядок, отбирая деньги собственников, одновременно лишает их права решать проблемы своего жилища. Создаётся благодатная почва для масштабных злоупотреблений со стороны чиновников.
Указанный закон грубо нарушает ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и ст. 16 Закона о приватизации жилого фонда № 1541-1 от 04.07.1991 г., согласно которому государство обязано было сделать полный капитальный ремонт во всех домах, построенных до 1991 г. за счёт бюджета. Так же 271 закон нарушает п. 4 ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 1 и п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 12 и п.1 ст. 33 Закона о Защите Прав Потребителей.
Фонд по сбору средств на капитальный ремонт - избранная организационно - правовая форма, на счетах которого будут накапливаться средства на капитальный ремонт жилых домов, предполагает поступление исключительно добровольных взносов граждан и юридических лиц (ст.7 ФЗ «О некоммерческих организаций»). Любые фонды (в том числе и по капитальному ремонту) формируются за счет благотворительных взносов собственников и принуждать людей платить в эти фонды никто не вправе. Верховный суд РФ своим определением № А 57- АПГ14-2 от 04.06.2014г. дал правовую оценку этому факту: «Закон ( имелся ввиду оспариваемый) не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт.
- выбор способа формирования фонда капитального ремонта принципиальной разницы не имеет (это древний способ увода от истины), так как сохранность денег не гарантирована ни там, ни там;
- никакое общее собрание не может обязать вас следовать их решению, так как это не договор управления;
- Первая оплата собственником взноса на капитальный ремонт признается акцептом – согласием и подписанием договора;
- Обязательность взноса в Фонд на счета регионального Оператора определяется только заключенным договором между гражданином и Оператором, как в любом договоре на оказание услуг;
- договор это 2-х сторонняя сделка и без заключения договора, описывающего все СУЩЕСТВЕННЫЕ условия заключения, а это под сотню пунктов, никакой оплаты быть не может;
- без страховки на всю сумму на счёте, в том числе и на инфляцию, и на изменение курса, класть деньги нельзя никуда.
Вспомните Ходжу Насреддина: «за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак»!
Получила квитанции, возникли вопросы, попыталась дозвониться до Фонда -бесполезно, отправила письмо по электронке -ответа нет.
Интересовал вопрос, маме под 90 лет, неужели и она должна платить взносы? Народные избранники может и собираются прожить до 150 лет, но человек, прошедший войну, голод, больной? Но видно придется поднатужиться - и назло, принявшим закон, дожить до 130, когда по плану дом будет ремонтироваться. Будет ли?
А Лисе хоту сказать, что ее сообщение просто цинично. Не было бы льготников, если бы пенсии нормальные были, и вместо льгот -
равноценные денежные выплаты! Но, к сожалению, мы живем в государстве, которое может только отбирать, а не давать!