content/news/images/45776/1_mainPhoto.jpg
10:35, 08.01.2016 / ОБЩЕСТВО

Из блогов: «Письма о Серафиме»

В мире интернета, когда на форумах анонимно полощут любого мало мальски известного человека, иногда можно заметить ровно такие же страсти, как в письмах против народного поэта Коми Серафима Попова. Обязательно в своей зацикленности на примитивной зависти человек будет повторяться, пишет в своем блоге на БНК Григорий Спичак.

Из блогов: «Письма о Серафиме»
Фото poetree.ru

У корреспондентов нашей областной газеты каждый второй четверг был в конце 80-х годов днем «русского письменного». Этот день мы обязаны посвятить письмам трудящихся. Писем этих за две недели накапливалось порою довольно много, всё-таки время активное, перестроечное, идет 1989 год, а потому просто валом валят «мнения с мест». Письма люди пишут и о том, как обустроить страну и как всех сделать равными и ещё ровнее, и душевные истории, и гневные обличения. Письма со стихами и рассказами тоже приходят.


И все-таки не часто приходят корреспонденции по двенадцать-четырнадцать страниц исписанных ровным почерком, посвященные одному и тому же человеку. Начинаешь замечать трудолюбие народного корреспондента, когда третий, четвертый, седьмой раз читаешь: «А что Серафим Попов? Выскочка... Просидел в теплом месте сорок лет, все власти воспевал, все Сталиным, а потом Брежневым восхищался...».

Поясняю для широкого российского читателя: есть у нас на Севере, в Республике Коми, поэзия Серафима Попова. Я специально написал так - «есть поэзия». Потому что не хочу писать слова «был поэт Серафим Попов». Что значит «был»? Он есть. В известном смысле он классик — его творчество вписано в живую литературу, в эпоху. Тогда, в 1989 году, он и сам ещё был жив. Так вот «письма трудящегося», того самого, который исписывал по 12-14 страниц ровным почерком, в самом письме всегда несколько раз вставлял фразы «вот мы с женой думаем», «мы с друзьями давно поняли его натуру...», всегда заканчивались подписями, которые невозможно разобрать. Но всегда будто бы двумя или тремя и с вполне читаемым адресом. Будто бы...

Я старательно пытался разобраться с его письмами, просто понять, а в чем собственно претензия к поэту Серафиму Попову? Воспевал руководителей государства и партию коммунистов? Ну, поэт может воспевать. Поэты всегда воспевают — то царей, то вождей, то любимых женщин, то дождик и корову на лугу. Кто-то может сказать, что воспевал неискренне? Никто. В чужую душу не заглянешь, а эмоции поэта — это вообще такая особая субстанция, вот они есть и в стихи легли, а вот к вечеру уже их нет, а стихи ушли по почте жить своей жизнью навсегда...

Неизвестный внимательный критик Серафима Попова упрекал его за то, что тот просидел в теплом кабинете. Ну, это ведь кто на кого учился. И на что здоровье позволило. Серафим Алексеевич Попов был очень близорук. После ранения на войне. Очки его были такими толстыми и так сильно увеличивали глаза, что я всегда, разговаривая с ним, начинал стесняться — на меня смотрел его Мозг и моя Совесть — так сильно просверливали нервную систему молодого корреспондента глаза поэта-фронтовика Серафима. Упрекать близорукого талантливого человека в том, что он нашел применение своему таланту в условиях серьезного нездоровья?

И так в четырнадцатистраничных текстах все остальное... Поэт Серафим Попов там-то не поздоровался с земляками, там -то сидел в президиуме и ни слова не сказал, а вот в 194... каком-то году даже занял место в машине, хотя больной женщине надо было в райцентр... была ли там больная женщина? Была ли вообще машина и знал ли о первой и второй сам Серафим Попов — все это неважно. Письма писались с удивительным постоянством для того, чтобы... А для чего? Предположим писал сумасшедший и крайне завистливый человек. На сумасшедшего не похож, а вот на крайне завистливого — да. Только, похоже, что и это не все.

Не случайно же встречались эти фразы «вот мы с женой думаем...» или «мы с друзьями давно поняли...». Завистник жил с какой-то застарелой травмой. Может быть, с несколькими травмами. Вполне возможно, что он в молодости считал себя талантливее Серафима и даже получал большое внимание от учителей и взрослых, а тут вдруг в подростковом возрасте Серафимушка взял да и рванул — первый сборник вышел у Серафима Попова в 1929 году, когда ему было всего шестнадцать лет!

А , может быть, жена того завистника, та самая, с которой он «думает», периодически напоминает своему престарелому мужичку, что когда-то сам Серафим Попов написал ей восемь строк стихотворения и проводил после комсомольского собрания. Завистник же тот безымянный, даже сделав чиновничью карьерку, так и не смог найти своих восемь строк, которые легли бы в сердце женщины на всю её унылую жизнь в лесном поселке. Возможно, она, конечно, манипулирует выдуманным чувством, но он -то покупается на эти чисто женские манипуляции. И манипуляции ли они? Возможно, старушка сама через образ Серафима задается вопросом о смыслах и выборе в своей жизни. Встречая теперь Серафима на экране телевизора или в газетах и журналах, они способны лишь пригласить друг друга для обсуждения «непорядочного Серафима, не уступившего больной женщине места в машине в 194... каком-то году»... И чтоб жена обязательно подтвердила согласие с его мнением, а не с восемью строчками стихов, он требует, чтоб ставила она подпись вместе с ним. Под каждым письмом. Пусть неразборчиво, но все-таки вместе — вместе подтверждаем «правильный выбор в ЗАГСе в 194... каком-то году».

В современном мире интернета, когда на форумах анонимно полощут любого мало мальски известного человека, иногда все-таки можно заметить ровно такие же страсти, как в тех письмах против народного поэта Коми Серафима Попова. Обязательно в своей зацикленности на примитивной зависти человек будет повторяться. Он напишет свои несколько страниц про «незаслуженный успех», про «не уступил место», про «больную женщину», про «не поздоровался с земляками»... Да какая разница про что — на самом деле мучимый вопросом своего неуспеха, своей жизни, не обретшей смысла и роста, человек выбирает жанр письма самому себе. Но автор этого жанра известен с библейских времен. И он неутомим.

4044

Комментарии (50)

Добавить комментарий
  • Сыктывкарка
    08 янв. 2016 г., 10:51:19
    Ответить
    Довелось побывать на двух встречах Серафима Попова с читателями. Первый раз ещё в школьные годы, второй - в студенчестве. Впечатление от этих встреч: добрый, светлый, искренний человек.
    • что за бред выше написан?
      08 янв. 2016 г., 19:25:24
      Ответить
      .
      • Зои
        10 янв. 2016 г., 1:08:00
        Ответить
        Ну у вас и имечко...
  • Есть поэзия Попова
    08 янв. 2016 г., 10:52:40
    Ответить
    говорите? И кто эту "поэзию" знает?
    Может, человек на 12 страницах просто пытался объяснить вам, что надо называть бездарность бездарностью. А некоторые "творцы" пытаются все свести к примитивной зависти. Типа, им, "творческим натурам", все завидуют.
    Оченно доставило "про старушку". Если автор этого бредового сочинения в 89-ом году служил в газете корреспондентом, то сейчас он и сам далек от "первой молодости". И писал он это во вполне сознательном возрасте. Но, похоже, это тот самый случай, когда старость приходит одна, без мудрости. Хотя чего ждать от человека, на которого по молодости "смотрели" мозги и совесть...
    1
    • +1000
      08 янв. 2016 г., 13:29:38
      Ответить
      Верно сказано.
    • За одни только
      09 янв. 2016 г., 13:36:29
      Ответить
      "Катщасинъяс"
      он навсегда бы считался гениальным поэтом!
      • Прям
        10 янв. 2016 г., 15:24:49
        Ответить
        "гениальным"?
        Любят же некоторые преувеличивать:)
        И где переводы этого "гениального" творения на языки народов мира?
        • пока
          10 янв. 2016 г., 19:21:11
          Ответить
          не время
          • У Виктора Савина
            12 янв. 2016 г., 22:02:27
            Ответить
            есть две антирелигиозные пьесы-
            В РАЮ и НЕПРИКАЯННАЯ ДУША. Коми морт читает и помирает со смеху, а хорошего перевода даже на русский до сих пор нет. Уровень таланта никак не хуже Гоголя.
  • Шпиён
    08 янв. 2016 г., 11:47:24
    Ответить
    Молодец господин Спичак
    Всё так и происходит. Самодостаточный человек не " пытается объяснить , что надо называть бездарность бездарностью", даже если это и так. Он занимается своим делом, так же , как С.Попов занимался своим, а не фиксирует, сколько раз человек совершил какой-то житейский, присущий всем просчет .
    • Молодец )))
      08 янв. 2016 г., 13:28:56
      Ответить
      Разумеется, разумеется. А еще лучше не называть воров ворами, они так и поперхнуться могут, заглатывая впопыхах, и комфорт их жизненный это нарушает. Завидуют им просто.
      И РФ тоже все завидуют, бардаку ее отменному. Все от зависти.
      И Дума - парламент, представительный орган народа - не место для дискуссий. Тут тоже лучше не разговаривать. Кто его знает, кто тут обидеться может. Завидущий народ.
    • Почему же
      08 янв. 2016 г., 14:53:18
      Ответить
      не надо называть?
      Этих доморощенные "поэтов" развелось... И ведь все на уровне "взвейтесь да развейтесь", никак не Есенины и даже не Клюевы.
      Хорошо, что сейчас на них хотя бы государственные деньги не тратятся.
  • Владимир Пыстин. Сыктывкар
    08 янв. 2016 г., 14:01:58
    Ответить
    Поэты точно такие же люди, как и все. Имеют свои недостатки и достоинства. Имел их и Серафим Попов. Иногда признавал их ( как в случае, когда всячески гнобил память о Питириме Сорокине) , а потом старался исправить их. Но не всегда. Поэтому каждый имеет право судить о личности поэта. И о его поэзии тоже. Не знаком был с поэтом Серафимом Поповым. Но отзвыы слышал о нем разные. Как от самых приближенных и признавемых им поэтов, вроде Александра Некрасова, которого С. Попов считал одним из самых лучших современных поэтов в Коми Республике, так и от других.
    Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди обсуждают личность публичного человека и его поступки. Ведь он сам пожелал стать публичным. А значит предполагал, что его самого и его поступки будут " рассматривать под микроскопом". И каждый будет оценивать по своему. Потому что каждому гарантировано законом право на оценочные суждения.
    • Пыстину
      08 янв. 2016 г., 14:27:21
      Ответить
      Давать оценочные суждения поэзии или делам конкретного человека и самому человеку - две большие разницы, как говорят в Одессе. Тот же Некрасов для меня - милый человек, трудяга, нонкоформист к тому же, хотя стихи его мне не очень нравятся. Мягко говоря. Хотя, пожалуй, он лучше пишет чем Мирошниченко.
      Скажите, кто дает право оценивать других- не их дела или творчество, а именно их самих?
      • да ладно
        08 янв. 2016 г., 15:22:37
        Ответить
        не надо вводить в заблуждение о клинической фиговости народа и якобы зависти кого то к поэту и т.п. маркетинговым мифам, все делали свое дело и всем было немножко на-клас-ть и на поэта и на творчество его и зависть рождалась отнюдь не из за вирш
        • не ладно
          08 янв. 2016 г., 15:50:29
          Ответить
          только не стоит путать народ и толпу.
          • ?
            08 янв. 2016 г., 20:54:06
            Ответить
            истеричные бабушки, придыхающие от рифмованных слов - народ, а все остальные - толпа?
      • Закон
        08 янв. 2016 г., 17:06:46
        Ответить
        Если бы поэты хотели, чтобы не обсуждали их личности, то они бы писали анонимно. И никто бы не знал того, чьи стихи он читает.
        • ...
          08 янв. 2016 г., 17:24:46
          Ответить
          Вы так уверены в своей анонимности -)
  • ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
    08 янв. 2016 г., 14:51:38
    Ответить
    'Узнав однажды, что ПЛАТОН дурно отзывается о нем, АНТИСФЕН сказал; 'Это удел царей; делать хорошее и слышать дурное'.АНТИСФЕН [444-366 гг. до н.э.] - древнегреческий философ .
  • :-)
    08 янв. 2016 г., 15:17:51
    Ответить
    Клуп калхозных пейсателей
    • -(
      08 янв. 2016 г., 15:48:42
      Ответить
      Против тусы гопников с района
  • Павловский С Е
    08 янв. 2016 г., 15:35:44
    Ответить
    А чего вдруг?! С какого перепугу?
    Волей закономерного случая был, весьма кратковременно, знаком с Серафимом Поповым. Он читал свои стихи часа три и мы, небольшой разномастный по национальностям коллектив не могли наслушаться.
    Дело было в 70-е в Усинске. После встречи появились у меня книжки его стихов.
    Только вот не Спичаку "рассуждать" о Попове. Слишком разные уровни способностей, да и порядочности думаю.
  • статист
    08 янв. 2016 г., 15:40:49
    Ответить
    Дайте, пожалуйста, список - кому можно (см.Пыстина) и кому неможно (см.Павловского) оценивать писателей и поэтов. Кстати, где здесь оценка С.Попова?
    • время
      08 янв. 2016 г., 15:51:05
      Ответить
      только оно оценивает
      а остальные просто базарят
      • Нет
        08 янв. 2016 г., 15:57:00
        Ответить
        Время само по себе ничего не оценивает. Оно как Смерть у Бергмана - ему нечего сказать, оно только стирает и забирает. А вот то что осталось... Это то, что оценили люди. Именно люди, а не толпа.
        • ну уж
          08 янв. 2016 г., 16:57:42
          Ответить
          срок - это сито,
          а что будущие люди оценят - это случайность
          ждем-с
    • статисту
      08 янв. 2016 г., 15:52:42
      Ответить
      Ну, про Попова в комментариях забыли. Хотя речь то шла не о нем, а о комментаторах и судьях.
  • Точно!
    08 янв. 2016 г., 16:12:30
    Ответить
    Хотя чего ждать от человека, на которого по молодости "смотрели" мозги и совесть...
    +1000 , 08.01.2016, 13:29:38 [Свернуть] [Ответить]
    Верно сказано.

    +++
  • Вогул
    08 янв. 2016 г., 16:40:53
    Ответить
    Грешным делом, почитал Серафима Попова. После комментаторов БНКоми и Мирошниченко у меня было ощущение, что в Коми не может быть поэзии. Если не брать надрыв последних строчек Лужикова.
    Но у Серафима Попова действительно красивые стихи...
    Снег идет. Он летит
    Словно заячий пух невесом...
  • вот
    08 янв. 2016 г., 17:30:00
    Ответить
    раньше была гражданская лирика. Теперь поэты. особенно коми. варятся в собственном соку.. Им всё равно, шла ли война в Чечне,, что происходит в Украине,в Сирии. наши знаменитые и не очень поэты любуются только собой и своей поэзией. Кризис, однако. А Серафим Попов - настоящий поэт.
    • Настоящий?
      08 янв. 2016 г., 18:53:46
      Ответить
      Если вот это:

      "Остановившись, издали любуйся,
      как радостно проносится олень…
      Двуногий хищник, ты сюда не суйся,
      Не омрачай веселый этот день!"

      поэзия, то я - Папа Римский:) На стихи.ру таких "поэтов" - 13 на дюжину.
      Хотя, конечно, по сравнению с Мирошниченко можно и поэтом считать.
      • ага
        08 янв. 2016 г., 20:55:41
        Ответить
        не ошибся
        это великий коми-эколого-поэт
        • Анатолий Попов
          09 янв. 2016 г., 0:17:23
          Ответить
          Прежде всего возникает вопрос к автору публикации: а гоже ли столь внимания уделять анонимному автору? Пусть даже он исписался на десятки страниц?...И начинается копание: а как он хвалил Сталина в советское время? А вот этот вопрос нужно было бы задавать именно в сталинское время, а не сейчас, когда все умны и анонимно недоступны для принципиального спора...
          Однажды я позвонил Серафиму Алексеевичу и сказал, что добыл альманах ( "Новый Север", 1947 г.), где есть его стихи: мол , приду - читать будем!
          Серафим Алексеевич слегка подумал:
          - Я не люблю те стихи - я там Сталина хвалил...
          Но альманах разглядывал внимательно: за этим занятием я его и сфотографировал...
          Он был разным, но всегда удивительно добрым и щедрым: дарил не только общение, но и книги, рукописи...
          Думаю, давать оценку его поэтическому творчеству должны люди знающие и понимающие поэзию, а у остальных есть право выразить свои конкретные ощущения по тому или иному стихотворению, по тем или иным эпизодам его жизни....
          Конкретно и от своего имени, не занимаясь всеохватной болтовнёй.
          Вот В. Пыстин пишет, что "не знаком был с поэтом Серафимом Поповым. Но отзывы слышал о нём разные..." Знаете, господин Пыстин, у Вас как в том вопросе "Как Вы относитесь к событиям в Португалии? ( в советское время как можно относиться к капиталистической стране?)
          - Не знаю, о чём идёт речь, но не одобряю...
          Я, например, ни разу не слышал от Серафима Алексеевича плохих слов о Питириме Сорокине, а встречались мы очень часто. Но зато всегда с гордостью он рассказывал, как этот самый Питирим его, маленького, качал на ноге... Когда это было? А тоже довольно не редко, ибо Питирим Сорокин был дружен с отцом Серафима Алексеевича...
          А своё отношение к тому времени, когда Поэт писал хвалебные стихи о вождях, Серафим Алексеевич очень чётко определил в стихотворении "Мехлис" , написанном в последние годы жизни...
          И он очень любил свой край и гордился земляками, был рад, что они "наследили" в стране Зырянкой и Зыряновкой, гордился тем, что Ленин в Шушенском жил в доме купца Зырянова, первым начал собирать материалы о так называемом "Печорском десанте"... и воспевал свой край!
          Низкий поклон памяти об этом человеке!
          • коми
            09 янв. 2016 г., 9:30:59
            Ответить
            хотелось бы так думать, но нет
            обилие зыряновок по всей России кроется в том, что младшим сыновьям не было места на отцовских угодьях и в том, что коми народ всегда был с русским народом, а поэты и публичные коми люди, увы, оправдывали только свою хорошую жизнь, но никак не жизнь своего народа
            • Анатолий Попов пришлый
              09 янв. 2016 г., 22:06:45
              Ответить
              Не обращайте внимания на то, что пишет какой- то там Анатолий Попов. Может он вообще приезжий и мало что знает про Коми край. Мало ли , что напишет малосведущий человек? Мы то все помним и знаем, что Серафим Попов был главным идейным обличителем Питирима Сорокина и публиковал в прессе свои стать:" Мармелад Питирима Сорокина", " Нам не по пути, Мистер Сорокин". В последней статье Серафим Попов укорял предателя Сорокина:" Вы были единственный во всем селе Жешарт, кому удалось до революции получить образование. А сейчас коми народ обрел счастье по человечески жить и трудиться. На этот подвиг нас ведет Коммунистическая партия , для которой забота о человеке превыше всего".
              Когда КПСС прекратила свое существование, то Серафиму Попову задалали вопрос:" почему он так злобно нападал на Питирима Сорокина?" На что Попов обычно отвечал что он сейчас пересмотрел свое отношение к Сорокину, а раньше считал предательством то, что делал Сорокин за рубежом.
              Анатолий Попов, видимо, рассуждает так, если он сам лично о чем- то не слышал или не знает, то значит этого и не было? Потому и написал, что если он ни разу не слышал от Серафима Попова отрицательных отзывов о Сорокине, то значит он никогда и нигде этого не произносил. Точно так же и с восхвалениями славословиями в адрес Сталина. Все это было и почему мы должны об этом забыть? Кому станет легче и лучше, если спрятать правду, залакировать ее и преподнести сусальную небылицу?
          • Поясните
            09 янв. 2016 г., 14:42:36
            Ответить
            он очень любил свой край и гордился земляками, был рад, что они "наследили" в стране Зырянкой и Зыряновкой, гордился тем, что Ленин в Шушенском жил в доме купца Зырянова,
            Какая связь народа зырян с народом коми? Коми отказались от своих корней, отказались от древнего самоназвания добровольно.
            Это два разных народа.
          • Типичный эгопупизм
            09 янв. 2016 г., 20:42:45
            Ответить
            У Анатолия Попова какое - то маниакальное состояние. То он винит Г. Спичака в том, что он уделил внимание тому, что пишет о каком- то анониме, написавшем о С. Попове, то у В. Пыстина увидел то, что он якобы не знает о чем речь, но не одобряет. Налицо типичное склочничество: придумать что- то и приписать свои измышления другому, чтобы потом разоблачить.если а. Попов , что- то не слышал, то этого не и не было. Эгопупизм какой- то.
            • Типичное дурогонство
              09 янв. 2016 г., 23:56:30
              Ответить
              Этот Анатолий Попов часто так поступает: придумыаает и приписывает людям свои измышления, а потом их клеймит за это. Типичное дурогонство.
          • Интересуюсь знать
            10 янв. 2016 г., 15:27:17
            Ответить
            " люди знающие и понимающие поэзию"
            это, по-вашему, кто именно? И с чего вы взяли, что ваши оппоненты поэзию не знают и не понимают?
  • Й
    09 янв. 2016 г., 13:32:47
    Ответить
    К
    К
  • уточняю
    09 янв. 2016 г., 17:09:28
    Ответить
    Коми раньше назывались и не коми, и не зырянами. Их русы называли чудью белоглазой. Жила чудь на северо-западе Европы, на землях нынешней Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей. Русы в средние века стали вытеснять чудь с их исконных земель,, они их зырнули на Восток Европы, Потому и стали называть их зырянами. Когда это чудь пришла на нынешнюю территорию, он стали называть себя коми, т.е. мы люди, которые жили в домах. Потому что в те далёкие времена здесь обитали племена, которые не знали рубленых домов, они жили в полуземлянках. Так что, Сначала коми назывались чудью, потом -зырянами, а уж позже - коми. Ко - это древнее слово означает жилище, ми - это -мы.
    • обхохочешься
      09 янв. 2016 г., 19:05:53
      Ответить
      чую хохлы те же коми
    • Понятно
      09 янв. 2016 г., 19:49:46
      Ответить
      Вы этим комментарием признаете, что зыряне-коми живут на чужих землях. Много фактов, что зыряне уничтожили самоедов-ненцев, заняв их земли.
      Чудь белоглазая живет до сих пор, где жила, на территории Архангельской области. Знаком со многими. Действительно блондины белоглазые :-) Отличаются от других.
      В Вологодской области и сейчас живут вепсы,но не зыряне и коми. Они никуда не уходили. Живут на своей земле.
  • да!
    09 янв. 2016 г., 20:30:48
    Ответить
    И вепсы, и корела, и чудь(зыряне) в те далёкие времена были одной общностью и разговаривали на одном языке. На восток ушла не вся чудь. а только часть, оставшаяся часть приняла язык, обычаи и веру русов. Те люди стали называться русскими. А пришлые на нынешнюю территория Коми частью слились с местными аборигенами. Но большая часть хантов и манси откочевала на Восток, за Урал. Но ведь никогда свои земли никто не отдавал врагу просто так. Конечно, была драка. Только не говорите, что русы были мирными. Они воевали везде и всюду.
    • Предки
      10 янв. 2016 г., 0:00:29
      Ответить
      Зырян
      пришли к Уралу с северного Алтая около 3-х тысяч лет назад. Чудь действительно до сих пор живет в Архангельской области, рядом с Коми. Особых войн не было никогда, места всем в тайге хватало и хватает доныне. В период четвёртого крестового похода на Печору в XI веке с целью захвата Золотой Лады (Зарни Ань) воины-зыряне отразили это нападение, за что и получили во владение нынешние земли.
      • Захар Скрепка
        10 янв. 2016 г., 14:58:16
        Ответить
        В период четвёртого крестового похода на Печору в XI веке с целью захвата Золотой Лады (Зарни Ань) воины-зыряне отразили это нападение, за что и получили во владение нынешние земли.
        Давно не читал такого бреда.)))
        Любезный, ладно, в школе вообще не говорили о крестовых походах, но вы же перед компьтером сидите. Наберите про четвертый крестовый поход, поинтересуйтесь, в какой части света он был, прежде чем комментировать.
        Или у вас другая задача? Написать древнюю историю зырян-коми, путем вымыслов и фантазий?
        • ФС
          10 янв. 2016 г., 19:23:48
          Ответить
          у него цель повторить историю хохлов для коми, ему кто то сказал ,что РК раздирается сепаратизмом,
          бедолага
        • Придурок сам ты
          12 янв. 2016 г., 22:10:45
          Ответить
          однако.
          Мало ли кто как нумеровал эти походы, важно то, кто их посылал, а это Ватикан. Я даже знаю имена и точные даты, число кораблей и викингов. Если бы ты по уму спрашивал, я бы соответственно и ответил сейчас, а общаться с быдлом по уму смысла не вижу. Факт похода был, этого с тебя хватит, остальное. Ищи сам, если есть желание.
  • не удивлен
    10 янв. 2016 г., 20:20:33
    Ответить
    в советское время, да и сегодня поэту (писателю) приходилось и приходится облизывать власть
    А как же иначе. Живой пример Никита Михалков, его брат и отец.
    Не только людям, но и СМИ ("Красное Знамя" и "Красное Знамя Севера", "Молодежь Севера").