«Выбор БНК. Это в Коми!»: десятка самых интересных преданий о героях коми
Каждый народ имеет свою историю и своих героев. Степан Разин, Ермак, Петр Первый - имена многих российских известны. Героев коми преданий знают меньше, хотя рассказы о них не менее увлекательны. Для проекта «Выбор БНК. Это в Коми!» ведущий научный сотрудник ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров подобрал десять самых интересных преданий о народных героях коми.
Потаённое знание
Давным-давно жили на Коми земле стройные как копье, сильные и красивые люди. Волосы у них были светлыми, и даже золотого цвета. Много знали и умели они. Но никогда и ни с кем не враждовали они, не позволяла их вера убивать людей. Напали на них люди с запада. Светловолосые люди вышли им навстречу и сказали: «Берите всё, что вам нужно, мы научим вас всему, что знаем сами, не убивайте нас». А у нападавших только кровь сильнее закипела от таких слов. В железных доспехах, мечами и копьями, ножами и топорами – косят-убивают добрых людей, а те только руками отмахиваются. Убили пришельцы всех мужчин вплоть до новорождённых, взяли всё богатство-золото, взяли в жёны светловолосых девушек.
Но остался в живых один седой старик. А так было, что всеми знаниями владели только мужчины. Научил-рассказал он молодым девушкам и седым старухам всем по одной тайне, каждой по одной. И велел детям своим тайные знания эти передавать. После этого умер, старым он уже был.
Дурную кровь пришельцев переборола материнская кровь светловолосых людей. А женщины - кто-то из них сумел передать свое тайное знание, а кто-то и забыл. Но могло знание и по крови передаваться новорождённому. А пришельцы новорождённых младенцев забирали у матерей, отбирали мальчиков. Но спрятали одного мальчика и успели ему рассказать что смогли. А старик говорил перед смертью: «Когда все знания соберутся у одного мужчины, тогда мы сумеем избавиться от врагов и наступит хорошая жизнь!» А те самые, воспитанные тайно дети и сегодня ходят среди коми людей и собирают потаённое знание.
Гнев Ена
Когда-то ребёнок сразу после рождения на ногах ходил и разговаривал. Одна женщина родила ребёнка, положила спать, а сама подошла к печке и стала блины печь. И видит: ребёнок встал и начал ходить. И женщина вскочила, схватила ребёнка и попку его блином подтёрла. И узнал об этом Ен. Спустился Ен на землю. А хлеб тогда колосился по всему стеблю, Ен разгневался на женщину, взял колос и стал его шелушить от земли. И пришла собака, схватила зубами верхнюю часть колоса и сказала: «Ен, оставь мне пай!» И Ен оставил. Сколько собака успела схватить, столько и осталось. Вот сейчас мы живём на собачьем пае.
Ен проклял: «Пусть твои дети три года будут лежать, не разговаривая! Только через три года будут на ноги вставать!»
О медведе
Медведь произошёл от человека по имени Михайло. Однажды он взобрался на колоду, встал на четвереньки, и по колоде пошёл. Увидел это Леший и превратил его в медведя.
Медведь украл женщину и стал с ней жить в берлоге. От них пошли и остальные медведи. Стали медведи есть людей. Спустился на землю Микола Угодник. Свалил берёзу и начал клин вбивать, ствол расщеплять. Услышал медведь звуки топора, и пришёл. Спрашивает медведь: «Что ты, старик, делаешь?» «Да я вот полозья для саней готовлю». Медведь и говорит: «А я тебя съесть пришёл». Мужик ему в ответ: «Сейчас, только дерево расколем, пусть добрым людям на полозья останется». И добавил старик: «Давай, — говорит, — лапу засунь в расщеп, клин в другое место вобью». Медведь сунул лапу. И сильно зажало медвежью лапу. Кричать стал медведь: «Отпусти, старик, ноге очень больно!» Микола взял стальной прут и стал бить медведя. Взмолился медведь и пообещал не есть людей, но взамен попросил у Угодника большой палец. Тогда Микола сказал: «Если я тебе дам большой палец, то человеку крылья дам, а собаке — лук и стрелы». Медведь ответил: «Тогда дай мне воли три дня!» Угодник дал ему воли на Семёнов день (14 сентября) три дня. В эти три дня медведь может напасть на человека.
Йиркап и синий олень
По преданию Йиркап нашёл так называемое «Своё дерево» (коми – Ас пу). В мифологии коми это дерево - двойник самого человека, обладающее волшебными качествами. Срубив дерево, Йиркап изготавливает из него одну волшебную лыжу, с помощью которой перемещается в пространстве со скоростью мысли, при этом одна - простая - лыжа скользит по земле, а вторая - волшебная – летит по воздуху. Вскоре он становится самым быстрым и удачливым охотником в округе.
Задумав его погубить, колдунья оборачивает свою дочь в голубого оленя (в вариантах - лося), поспорив, что Йиркап никогда не сумеет его догнать. Погоня за оленем завершается на Урале, олень превращается в девушку, но Йиркап, помня, что это оборотень, убивает её.
Слава о Йиркапе, волшебном лыжнике, растёт, и враги находят способ его погубить. Они поят его вином, в котором замачивали его портянки. Нечистота осквернённого вина сообщает Йиркапу невероятную тяжесть, и во время охоты лёд Синдорского озера не выдерживает его. Охотник тонет, а его волшебная лыжа срывается с ноги и пробивает насквозь толстое дерево на берегу озера.
Шыпича
В давние времена Шыпича жил где-то на месте нынешнего Архангельска в низовьях Двины. Он был туном, волхвом и обладал магическими знаниями. Однажды он решил проплыть под водой вверх по течению, но вынужден был три раза выйти на поверхность. Дважды мешал ему плыть Васа – Водяной, а третий раз возле Слободы (нынешний пос. Эжва) в местечке Ягув. У Ягува скопилось так много налимов, что они загородили Шыпиче его подводный путь.
Переночевав у жителей Слободы, Шыпича отправился в Човью, где жил тогда разбойник по имени Елика. Шыпича победил Елику в магическом состязании, поджёг его дом. Елика не успел выскочить и сгорел вместе со своим домом. Шыпича поселился на месте нынешнего Сыктывкара. И вот жил он так много лет, а в конце жизни приказал своим слугам вырыть большую яму, вошёл в неё вместе со всем своим семейством, подрубил столб и похоронил себя и своё семейство заживо.
По другой версии, Шыпичу убили разбойники после того, как он истратил силы в объятиях колдуньи. Разбойники рубили его топорами, но умер тун только после того, как сам попросил разрезать ему пояс.
Ягморт
В старинные времена недалеко от нынешнего села Ижма на берегу реки Кучи поселился колдун по прозванию Ягморт – Лесной человек. Был он ростом с сосну, и по голосу, по виду — дикий зверь, и ходил в одежде из медвежьей шкуры. По ночам Ягморт нападал на сёла: уводил, резал скот, похищал жён и детей. Ягморт слыл в народе великим колдуном, он в воде не тонул и в огне не горел, мог наслать падеж скота и плохую погоду. Справиться с ним никто не мог.
Однажды Ягморт похитил дочь вождя одного из чудских поселений – Райду. После этого долго охотники выслеживали Ягомрта, и однажды увидели, как он переходит реку. Выследили они его, нашли жилище колдуна и напали на него. Долго отбивался Ягморт от охотников своей палицей, многих убил, но, наконец, удалось им его одолеть. Нашли охотники жилище Ягморта, и там на куче костей увидели тело Райды. Все добро колдуна сложили в кучу и сожгли. Самому же Ягморту отрубили голову, в спину вбили осиновый кол и труп его закопали в землю. На этом месте находится теперь холм, который называют могилой Ягморта.
Ошлапей
Недалеко от с. Туглим жил тун Ошлапей (Медвежьелапый). У него была раздвоенная как у зайца верхняя губа, а руки у него были как медвежьи лапы. Пока туглимские жители были язычниками, Ошлапей никого не трогал, лесовал и промышлял. Но жил в стороне от людей. Но после крещения тулимцев стал он творить им зло. Он крал у них домашних животных, нападал на людей и убивал их.
Туглимцам пришлось обратиться к Степану Пермскому и попросить помочь, чтобы избавил от набегов разбойника-туна. Степан с собой взял несколько человек, самых сильных и ловких охотников, велел взять с собой луки и копья и посадил их за весла, и отправился к месту, где жил тун.
Увидев лодку, тун сотворил огромные волны, чуть не перевернувшие лодку. Тогда Степан произнес ответное заклятие на воду. Ошлапей превратился в огромную щуку и снова напал, Степан ударил щуку веслом, произнес заклятие и щука исчезла. Вышли Степан и спутники на берег, а Ошлапей напал на них в облике медведя. Копья не причинили вреда медведю, тогда велел Степан повернуться к туну спиной и, наклонившись, стрелять из лука промеж своих ног. Так и поступили охотники, и вонзились стрелы в грудь колдуна. Заревел медведь, рухнул на землю и обернулся опять человеком, только лапы медвежьими остались. Стали бить его копьями, а не умирает колдун, видимо смерть колдуна не в его теле. Понял это Степан и велел разрезать пояс, которым колдун подвязывал штаны. И сразу испустил дух Ошлапей, могучий тун-язычник. Похоронили туна, а вскоре здесь и люди поселились и стали называть здешнее село Ошлапье.
Стань гладким, порог!
Однажды Стефан Пермский поплыл вниз по Выми на каменном плоту. Он плавал в верховья Выми крестить. Кого смог окрестить — окрестил, а кто и в чудские ямы зарылся. Выше Серегова напротив Кошек, или по-коми деревня Кось, есть порог, очень большой, прямо-таки бурлит вода, кипит. Стефан и крикнул:
— Стань гладким, порог!
И не стало порога, выровнялась вода.
А жители Кошек было дразнят Стефана:
— Стефан, Стефан, мы ведь опять ели беличье мясо! — А во веки веков в таком случае есть вам беличье мясо, а жителям Лялей вечно побираться!
Затем Стефан прибыл в Усть-Вымь. А там была тогда очень большая берёза, народ молился ей. Стефан приказал срубить эту берёзу.
Один день рубили, рубили, но не упала. Ночь проспали, на следующее утро смотрят, а эта берёза по-прежнему стоит. Другой день опять рубили, рубили, а за ночь опять стала, какой была. На третий день Стефан приказал рубить и день, и ночь без перерыва. Берёза-то и бухнулась-упала. И тогда с вершины стали сбегать мыши и ящерицы, очень много. Стефан приказал всех их в огонь смести.
Потом на месте берёзы был построен собор.
Кöрт Айка
Жил на Верхней Вычегде, в том самом месте, где расположен теперь Кöрт-Керöс, разбойник-тун Кöрт Айка. Он никого не пропускал ни через своё расположение, ни по реке, прилегающей к его логову.
Вот поехал однажды Степан Пермский вверх по Вычегде и стал приближаться к месту расположения туна Кöрт Айки и видит, что река Вычегда на всю ширину обтянута железной цепью так, что нельзя ни проехать, ни объехать на лодке. Степан осенил себя крестным знамением и ударил крестом по цепи. Цепь лопнула и погрузилась на дно реки, освободив путь для лодки.
Кöрт Айка почувствовал приближение Степана и первую свою неудачу с железной цепью, пустил более сильные средства своего чародейства. Степан спокойно плыл на лодке, не ожидая пока ничего такого до встречи с разбойником. Вдруг спокойная поверхность реки забурлила, вспенилась, по всей ширине Вычегды загуляли огромные волны, угрожая проглотить лодку Степана. Понял Степан, что это козни туна Кöрт Айки. Степан осенил себя крестным знамением, окунул свой крест в бурлящую реку, волны сразу утихли, река успокоилась.
Когда Степан причалил к берегу, Кöрт Айка с яростью кинулся на него, размахивая огромным топором. Степан знал, что обычными средствами не победить Кöрт Айку, так как тело его железное и неуязвимо для оружия его спутников. Он велел своим спутникам стоять дальше от ударов нападавшего, а сам пошёл прямо на Кöрт Айку, ударил его крестом по лбу. Кöрт Айка упал, как подкошенный, не издав ни единого звука, испустил дух. Это место, где жил и похоронен был тун Кöрт Айка, стало называться по его имени: «Кöрт-Керöсом».
Чудь
До крещения коми люди назывались чудью. Те, кто принял крещение, стали называться коми, а кто не принял, остались чудью. Жили тогда в больших землянках, и те, кто крещения не принял, подрубили опоры землянок и погребли себя. Эти места, где чудь себя похоронила теперь так и называются Чуддин чурк «Чудская гора», чуд гуяс «чудские могилы». Почти возле каждого коми селения они есть. А часть чуди ушла отсюда. Говорят, чудины плакали, когда уходили из родимых мест. А уходя, зарыли чудины свое золото, а где-то и в озера бросили.
Просветительский проект «Выбор БНК. Это в Коми!» стартовал с публикации первого материала о самых уникальных и загадочных местах нашего региона. В рамках проекта журналисты агентства будут готовить публикации о необыкновенных географических объектах Коми, необычных творениях природы, мистических историях, ярких событиях, интересных людях, литературных, скульптурных и архитектурных шедеврах.
Поделиться увлекательными историями и рассказать о самых загадочных местах в вашем районе вы можете несколькими способами: написать на электронную почту главному редактору , воспользоваться кнопкой «Народный корреспондент» в верхней части сайта, написать личное сообщение редакторам агентства «ВКонтакте» или предложить новость в группе БНК.
Комментарии (43)
(Иглу реку). Место окутано тайнами и легендами.
Неожиданно было узнать, что С. Пермский тоже пользовался заклинаниями. Очевидно, в тот раз крест животворящий дома забыл.
Раньше слыхал только Яг Морте, а тут!!!!, как из мешка высыпали.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Такие сказки нельзя читать детям. Тут пропаганда жестокого обращения с животными. Этот Микола типичный живодёр, на нашего Микулу похож. Отвратительные новоделы, ничего там от коми сказаний нет.
Или, к примеру, оригиналы сказок братьев Гримм.