content/news/images/49004/Idoly-s-Torasoveiskogo-zaliva-v-ekspozizii-otdela-etnografii._mainPhoto.jpg
08:29, 07.04.2016 / ВЫБОР БНК

«Выбор БНК. Это в Коми!»: коллекция идолов в собрании Национального музея республики

Коллекция идолов в собрании Национального музея Республики Коми является одной из самых ярких, наполненных глубинной информацией и содержанием. Поэтому каждый из этих музейных предметов привлекался к показу на выставках и экспозициях. Посмотреть на один из них - идол из Эшмесской пещеры – в Коми областной музей специально приходил Виктор Савин – известный поэт, драматург, общественный деятель Коми области, работавший в то время редактором газеты «Югыд туй». БНК и журнал «Арт» предлагают читателям познакомиться с уникальными экспонатами сначала заочно.

«Выбор БНК. Это в Коми!»: коллекция идолов в собрании Национального музея республики
Фото журнала «Арт»

Идолы (от греческого слова еіdõlоn означает буквально образ, подобие) – изображение божества или духа, служащего объектом поклонения. Идолы из собрания Национального музея Республики Коми имели распространение на крайнем Северо-Востоке, в местах проживания ненецкого населения, на ритуальных жертвенниках. Наиболее древние жертвенные места возникли несколько тысячелетий назад, ещё в бронзовом веке (середина или третья четверть XI тыс. до нашей эры). Языческое поклонение различным идолам сохранялось на Севере довольно долго. Во второй половине XIV века епископ и просветитель Стефан Пермский, не полагаясь только на слово, огнём и топором сокрушал идолов. Язычество на пермской и зырянской земле было побеждено. Но на арктическом побережье и на островах Северного Ледовитого океана жертвенные места с идолами не знали поругания. На Ямале они известны и поныне. Ненцы даже после крещения упорно держались языческих обычаев. Они были для них удобнее, чем христианское богослужение. С христианскими иконами обращались, как с сядеями (идолами). Особенно почитаемого на Севере Николая-чудотворца, задабривая, «кормили» кровью убитых зверей, а в неудачные дни могли высечь в наказание за плохое покровительство.

Время поступления в Национальный музей предметов этой коллекции – 1925–1971 гг. «Возраст предметов» – от тысячелетия до 50 лет.

Первые предметы этой коллекции появились в музее благодаря деятельности Общества изучения Коми края. Некто Елькин в адрес Общества прислал записку, датированную октябрём 1925 г.: «Присылаю одного из семи идолов с мыса Хаст (по-самоедски – священная земля), самоедского бога Хасей, покровителя охоты и оленеводства, почитаемого наравне с христианством самоедами Вайгача и Юшара в настоящее время. На губах идола сохранились следы недавней жертвенной крови».

Idol-nenzev-yaranov-s-mysa-Hast-copy.jpg

Обычно ненецкие идолы, или сядеи («съя» – лицо), представляют собой обрубки дерева с очень грубо обозначенными чертами лица, а то и просто со стесанной головой и насечками, которые должны обозначать глаза, нос, рот. Идол, отправленный Елькиным, изготовлен из тонкого ствола дерева (породу предстоит определить) в основном с помощью топора, с небольшой доработкой ножом. Голова имеет удлинённую вытянутую форму. Лобная часть плоская, надбровные дуги отсутствуют, брови не обозначены. Нос прямой, выступающий над плоскостью лица. Глаза вырезаны неглубокой выемчатой резьбой. Рот – прямой, выпуклый. Подбородок округлый. Плечи почти не выступают. Высота фигуры – 34,5 см.

***

В том же 1925 году в Коми областной музей поступил ещё один идол. Его доставил в Усть-Сысольск организатор экспедиции в Ижмо-Печорский уезд Коми области московский этнограф Д.Т. Янович. Фигура человека из дерева в полный рост, приобретённый Даниилом Яновичем в д. Поромес на Ижме (ныне Ухтинский район Республики Коми) у охотника Павла Андреевича Вокуева. Родовые охотничьи угодья семьи Вокуевых находились в лесах восточного склона древнего Тимана. Доставленный Яновичем идол был найден в пещере на реке Эшмес, притоке Белой Кедвы. Дед Вокуевых хранил тайну этого святилища и ещё в начале ХХ века приносил идолу жертвы.

Idol-iz-Eschmesskoi-peschery--Uhtinskii-r-n-copy.jpg

Сотрудник музея Владимир Вульферт в статье «Фигура лесного бога «Вöрса-ена» на страницах газеты «Югыд туй» дал подробное описание нового экспоната: «…идол сделан из лиственничного дерева и представляет собою человеческую фигуру высотою в 160 сантиметров, с круглой головой, без рук, но с ногами и признаками рода – бородой и фаллусом».

Радиоуглеродный метод, применяемый современными исследователями в датировке предметов, позволил определить возраст дерева, из которого изготовлен идол – 1060/40 – 940 г. Тысячу лет или 10 веков существует рукотворное чудо и хранит в себе ещё множество тайн.

По последним данным учёных, единичные аналогичные многоликие изображения известны в древностях Сибири, Северной Канады и Западной Гренландии, у ненцев, северных хантов, нганасан, энцев, селькупов, приенисейских эвенков.

***

В начале 1980-х годов в Эшмесской пещере, оказавшейся жертвенным местом эпохи позднего железного века, археологами республики был обнаружен ещё один идол, возраст которого датирован 1060/40 – 890 г. Он был доставлен в краеведческий музей Ухты. Сама пещера Указом Президента Российской Федерации отнесена к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

***

Через 40 лет после поступления в музей первых двух идолов - в 1966 г. - туристами-школьниками Троицко-Печорского района было доставлено в Сыктывкар целое семейство идолов, изготовленных аборигенами Северного Урала. Четыре хорошо сохранившиеся фигуры из тонких стволов дерева диаметром от 13 до 15 см. и высотой от 107 до 118 см. Идолы были обнаружены на жертвенном месте ханты и манси (прежде – остяки и вогулы) в верховьях р. Илыч в 10 км ниже реки Ук-Юдин. Предположительная датировка изготовления идолов – 1950-е годы, хотя окончательная датировка памятников ещё предстоит.

Para-copy.jpg

По технике обработки и внешним признакам находку школьников из Троицко-Печорска можно разделить на две пары. В обоих случаях это фетиши, изображающие мужчину и женщину, причём мужские фигуры выше женских. Первая пара больше прорисована мастером: обе фигуры имеют чётко обозначенное «лицо» с выпуклым лбом, надбровными дугами, крупным носом, расширяющимся к низу, выступающим подбородком; чётко выделена шея, от неё продолжаются два небольших выступа, обозначающих руки. Женская фигура расширяется книзу, мужская – слегка стесана в нижней части. Женская голова – остроконечная, мужская – овальная с конусообразным навершием на макушке.

***

В сентябре 1971 г. археолог Института языка, литературы и истории В.Е. Лузгин доставил в музей замечательную пару идолов с побережья Карского моря. Найдены они были в предгорьях Северного Урала геологами Сыктывкара. Руководитель геологического отряда Института геологии Коми филиала Академии наук СССР Н.П. Юшкин и его коллеги исследовали в Торасовейском заливе залегания сиенитов, когда на их пути следования оказались древнее кладбище ненцев и ритуальный жертвенник.

Жертвенник, который ненцы называют гибидеем, имел куполообразную форму, возвышался метров на пять над окружающей тундровой равниной. На её вершине гордо возвышались два деревянных идола высотой в человеческий рост. Они были воткнуты в расщелины и привалены у основания каменными глыбами. Вокруг идолов было сложено множество жертвенных оленьих черепов, все они с большими ветвистыми рогами. Черепа разной сохранности – жертвы приносились в разное время. Здесь же свалены обломки нарт. А ещё много бутылок, некоторые со спиртом на донышке. Встречаются старые, дореволюционные бутылки зелёного стекла с рельефным двуглавым орлом, американские с фарфоровыми пробками, которые широко распространены во время войны. Недавних подношений идолам не было.

Idoly-s-ritualnogo-ghertvennika-obnarughennye-v-Torasoveiskom-zalive.-copy.jpg

Каждый идол вырезан из ствола дерева, предположительно из сосны. Но не из плавника, а из «живого» дерева, привезённого из леса. Идолы разнополые – мужчина и женщина. Геологи нашли их стоящими рядом и устремившими взгляд на север. Мужской идол впереди, женский сзади, чуть справа. У идола-мужчины широкий лоб, заметно выдающиеся скулы, глаза в виде дырок, впалые щёки, небольшой чуть курносый нос, короткие руки-сучки. Туловище выполнено безрельефно, ровно. Детородный орган – тоже сучок – представляет собой нечто очень натуралистическое. На голове у идола рога, расходящиеся назад, в стороны и чуть вверх. Талия перевязана полуистлевшей лентой. Идол-женщина более чем на голову выше мужчины. Голова овальная, удлинённая, лоб узкий, нос длинный острый, но не безобразит лицо. Выражение глаз-ямок доброе, даже со скрытой мудростью, тогда как у мужчины – суровое, с ледком. Туловище рельефное: большие отвислые груди с острыми сосками, узкая талия, круглый живот с пупком, длинные, почти метровые руки, одна из которых обломана.

Чувствуется, что самобытный скульптор вырезал женщину с большей тщательностью, нежели мужчину, вложил в её больше души и таланта. Надо полагать, что скульптором был мужчина.

Идолы-сядеи древние: судя по изъеденности дерева и замшелости, им сотни лет. Но внутри дерево прочное, поскольку пропитано морской солёной пылью. Когда редкости были доставлены в музей, на их «лицах» ещё хорошо были заметны следы крови – ритуальное угощение охотников или оленеводов.

***

Одним из самых интересных и загадочных культовых предметов из этой коллекции является предмет искусства мелкой пластики, изображающий человеческую фигурку. Чётко выражены голова, нос, глазные впадины и рот. Древний мастер, умело используя годичные кольца ели, изваял фигурку человека на постаменте. Высота фигурки – 6,3 см. Довольно чётко видна голова, нос, глазные впадины и рот, ноги, свидетельствующие о том, что это человеческая фигурка, а не какое-либо другое антропоморфное существо.

Boghok-naidennyi-na-II-Visskom-torfyannike.-posle-restavrazii-copy.jpg

Самый загадочный из артефактов Коми края был найден в 1962 г. во время раскопок на II Висском торфянике в районе Синдорского озера. Аналогичных предметов археологами республики пока не найдено. По мнению специалистов, по форме и способу обработки дерева предмет характерен для манси Нижнего Приобья.

Полный текст статьи ученого секретаря Национального музея Республики Коми Валентины Совы читайте в первом номере журнала «Арт» за 2016 год.

7274

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • ГВ
    07 апр. 2016 г., 9:13:24
    Ответить
    благодарность
    СПАСИБО за очень интересную и полезную информацию. Успехов вам, истинные служители и хранители исторического наследия и прекрасного. С Благовещением вас, дорогие!
  • Владимир Пыстин. Сыктывкар
    07 апр. 2016 г., 10:07:59
    Ответить
    Владимир Пыстин. Сыктывкар
    У нас в Усть- Усе эило большое семейство с фамилией Сядей. А Бо:люан бо:жи считался жревним местом святилищем коми народа. По рассказам моей бабушки, до революции многие Усть- Усинцы ( а основали село мои пращуры по материнской линии) отправлялись в верх по реке Колеве за добычей гусей и щенят песцов и недопесков. Каждый привозил по одной- две шняги добычи. На обратном пути всегда плсещали Бо:лбан Бо:ж и оставляли дары коми Богам. Бабушка также рассказывала, что после гражданской войны власти искали различных фигуры и бюсты Богов, и любые старые книги. Все они отбирались. Судя по всему, видимо ,уничтожались.
  • Ангелина
    07 апр. 2016 г., 11:33:54
    Ответить
    Спасибо, очень интересная статья.
    Отправлено из мобильной версии
  • Большое спасибо!
    07 апр. 2016 г., 21:32:25
    Ответить
    Порадовали интересной статьёй!
    Продолжайте в том же направлении!
    • Редакция
      07 апр. 2016 г., 21:40:18
      Ответить
      Вот здесь другие материалы рубрики "Выбор БНК":
      http://www.bnkomi.ru/data/news/category/26/