content/news/images/49733/1_mainPhoto.jpg
20:19, 28.04.2016 / ЭКОНОМИКА

Объемы речных грузоперевозок в Коми упали до минимальных значений

Состояние внутренних водных путей региона сегодня обсудили участники заседания президиума Госсовета Коми. Руководители Северо-Двинского и Печорского бассейновых управлений заявили о падении объемов речных грузоперевозок на Вычегде и Печоре до минимальных значений. При ограниченном бюджетном финансировании это делает экономически нецелесообразными дноуглубительные работы на некоторых участках данных рек, что может негативно отразиться на соблюдении необходимых габаритов и безопасности пассажирского судоходства.

Объемы речных грузоперевозок в Коми упали до минимальных значений
Фото foto-planeta.com

Как рассказал участникам заседания заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики Коми Сергей Иванов, дноуглубительные работы в связи с их высокой стоимостью и ограниченностью бюджетного финансирования проводятся только на тех участках водных путей, где без их выполнения невозможно обеспечить гарантированные габариты для судоходства. Финансирование осуществляется в рамках федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», при этом регионы не получают субсидии из федерального бюджета на софинансирование аналогичных мероприятий на своих территориях. Все прочие водные пути, включая подходы к остановочным пунктам, содержатся только за счет заинтересованных организаций на платной основе. При этом стоимость одного километра дноуглубительных работ составляет около пяти миллионов рублей.

В Коми водные пути с гарантированные габаритами обслуживают два федеральных бюджетных учреждения: «Администрация «Печораводпуть» (бассейн реки Печоры) и «Администрация «Севводпуть» (бассейны Сысолы и Вычегды).

Как сообщил Сергей Иванов, текущее состояние водных путей Печорского бассейна требует улучшения. Так, обеспеченность проектного уровня на участке реки Печоры от Вуктыла до Печоры составляет 57 процентов, от Печоры до села Усть-Уса - 62 процента, на участке Усть-Уса - Нарьян-Мар - 80 процентов.

- Это означает, что средние многолетние проектные уровни и гарантированные глубины на реке Печоре от Вуктыла до Усть-Усы не обеспечиваются в течение 57 суток или 38 процентов от навигационного периода. В маловодной навигации 2013 года они не обеспечивались в течение 95 суток или 65 процентов навигационного периода. Низкая обеспеченность проектных уровней вызывает полное или длительное прекращение судоходства, препятствует перевозу грузов и пассажиров, создавая социальную напряженность, - пояснил замминистра.

Он указал на необходимость увеличения гарантированных габаритов для Печорского и Северо-Двинского бассейнов. Так, «Администрации «Печораводпуть» необходимо довести обеспеченность проектных уровней до 80 процентов, что позволит как минимум на месяц сократить простой флота на участке Вуктыл - Нарьян-Мар. «Администрации «Севводпуть» для обеспечения безопасности судоходства необходимо увеличить гарантированные габариты судовых ходов на участках реки Вычегды от устья Сысолы до поселка Трехозерка и от поселка Седкыркещ до Алешино, а также на Сысоле от устья реки до местечка Сидор-Полой.

Руководитель Северо-Двинского бассейнового управления Владимир Шмыков рассказал, что в зону ответственности организации входит 1 881 километр водных путей на территории Коми, из них 384 километра с гарантированными габаритами, которые обслуживаются сыктывкарским филиалом. Управление ежегодно выполняет дноуглубительные работы объемом около 100 тысяч кубометров грунта, а гарантированные габариты судового хода выдерживаются без срывов в соответствии с государственным заданием.

По данным общеотраслевого мониторинга, за последние три года количество пассажиров, перевезенных в границах Северо-Двинского бассейна, ежегодно составляло от 350 до 386 тысяч человек, а объем грузов до 550 тысяч тонн в год. Как отметил Владимир Шмыков, практически весь грузопоток приходился на долю Монди СЛПК и отказ комбината от сплава древесины по Вычегде повлек за собой сокращение объемов речных грузоперевозок.

- Ряд последних лет характеризовался маловодностью на Сысоле и Вычегде с уровнями воды ниже проектных значений, что создавало угрозу приостановления пассажирских перевозок. Крайне вероятно повторение подобных ситуаций в будущем, - предостерег он.

По словам руководителя управления, для бесперебойного функционирования пассажирского флота и паромных переправ требуется корректировка государственного задания с проведением дополнительных ежегодных дноуглубительных работ с объемом извлекаемого грунта не менее 150 тысяч кубометров. Это потребует дополнительного финансирования на сумму не менее 25 млн рублей в год. В то же время в нынешней экономической ситуации бюджет федерального Агентства морского и речного транспорта в текущем году был урезан, что повлекло сокращение финансирования «Администрации «Севводпуть».

Аналогичные проблемы возникли и у речников Печорского бассейна. Руководитель «Администрации «Печораводпуть» Татьяна Кончина вспомнила 1991 год, когда дноуглубительные работы производились на участке реки Печоры от Троицко-Печорска до Нарьян-Мара, а также на реках Уса, Колва и Ижма. Тогда объем работ доходил до 12,5 млн кубометров за одну навигацию, при этом масштаб перевозимых грузов составлял от 6,5 до 7 млн тонн в год.

В настоящее время дноуглубительные работы проводятся в основном лишь на участке от города Печоры до села Усть-Уса, где их объем не превышает 1,5 млн кубометров, а в навигацию 2015 года и вовсе составил 0,8 млн кубометров. Кроме того, в прошлом году объем перевезенного груза равнялся всего 0,7 млн тонн.

По ее словам, теоретически дноуглубительный флот «Печораводпуть» может обеспечить работы в объеме три миллиона кубометров, однако комплектовать суда практически некем. Нехватка кадров связана с низким уровнем оплаты труда и отсутствием специалистов, которые могут выполнять такие работы. Раньше специалисты-дноуглубители приезжали в Печору на заработки из Нижнего Новгорода, Кирова и Великого Устюга, а сейчас им уже не интересен Север, так как в средней полосе зарплаты в данной сфере в два раза выше. Кроме того, на базе Печорского речного училища не проводится подготовка специалистов-дноуглубителей.

Татьяна Кончина отметила, что при положительном решении кадрового вопроса, увеличении бюджетного финансирования, а также приобретении двух дополнительных плавучих грунтопроводов стоимостью 6 млн рублей каждый, среднюю длительность гарантированного судоходства на участке Печора - Усть-Уса, а следовательно на всем участке от Печоры до Нарьян-Мара можно увеличить на 28 суток, доведя до 80 процентов от навигационного периода.

- При этом увеличение объемов дноуглубительных работ надо рассматривать с учетом прогнозирования перевозок в бассейне, исходя из экономической целесообразности. Это удовольствие дорогое, а я вам озвучила, что грузов - нет. Мы связывались с перевозчиками, они не владеют информацией, какие у них объемы на предстоящую навигацию, - рассказала она.

По словам Татьяны Кончиной, в этом году планируемые объемы дноуглубительных работ на Печоре, исходя из средств, выделенных на выполнение государственного задания, ниже уровня 2015 года и при неблагоприятных гидрологических условиях не обеспечат поддержание заданных габаритов пути. Это связано с десятипроцентным сокращением бюджета организации. По словам ее руководителя, проводимая с Росморречфлотом работа по обоснованию дополнительного финансирования пока результатов не дала. В настоящее время выделяемые в рамках госзадания средства составляют 66 процентов от необходимых на нормативное содержание водных путей.

По итогам обсуждения депутаты Госсовета выступили с рекомендацией правительству Коми создать межведомственную рабочую группу по вопросам содержания водных путей.

6799

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • Лолка
    28 апр. 2016 г., 20:42:55
    Ответить
    Перевозка по рекам это прошлый век! Мы живем в великой державе и перевозим все по космосу! Слава Путину! Слава России!
    • мы
      28 апр. 2016 г., 21:10:06
      Ответить
      телепортируем
      Отправлено из мобильной версии
      • )
        28 апр. 2016 г., 21:16:46
        Ответить
        телепортируем всех прямо в прошлое с помощью телевизора
        Отправлено из мобильной версии
        • ***
          28 апр. 2016 г., 21:48:53
          Ответить
          опять рука госдепа, и правого сектора
          • Сергей
            09 сент. 2018 г., 14:05:55
            Ответить
            Так они руками Речного Регистра и валят все перевозки, вот бы капнул кто эту организацию.
    • Шут
      29 апр. 2016 г., 7:57:04
      Ответить
      Самый дешевый способ перевозки =)) Только перевозить нечего =))
  • Нынешний век
    28 апр. 2016 г., 20:52:13
    Ответить
    США опережает все страны по грузообороту водным транспортом. Свыше 63% грузооборота внутреннего водного транспорта приходится на грузооборот на Великих озерах. Основные перевозимые грузы — нефтепродукты, уголь, кокс, железная руда, чугун, сталь, соль, гравий, камень, зерно, лес, пиломатериалы, продукты химического производства. Нефтепродукты составляют почти половину всего перевозимого тоннажа.


    Основные показатели работы речного транспорта США


    Номенклатура грузов, перевозимых речным транспортом США, в %


    Нефть и нефтепродукты 26,5
    Уголь и кокс 27,3
    Руда и металлолом 2,6
    Чугун, сталь, цветные металлы 2,5
    Зерно и другая сельскохозяйственная продукция 13,2
    Лесоматериалы в судах 3,2
    Удобрения 2,2
    Химическая 5,5
    Минерально-строительные 14,1
    Прочие 2,9

    На речном транспорте США применяется почти исключительно метод толкания составов. Толкаемые составы составляются из большого количества барж, иногда до 20-40 шт. Длина такого состава доходит до 270-360 м и ширина - до 30-50 м, а общая грузоподъемность - до 20-40 тыс. т. Скорости движения толкаемых составов на р. Миссисипи достигают: против течения - 12-14 км/час и по течению - 16-20 км/час.


    Внутренние водные пути США

    Рост значения речного транспорта - результат воздействия таких факторов, как увеличение грузопотоков массовых грузов (нефти и нефтепродуктов, угля, руды, зерна, химических грузов), обострение конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом и переключение в связи с этим массовых грузопотоков с железной дороги на воду, совершенствование речного флота, увеличение грузонапряженности водных путей, строительство новых и модернизация старых межбассейновых соединений и др.

    Большое влияние на развитие речного транспорта оказывают такие природно-географические факторы, как близость рек к месторождениям полезных ископаемых, крупным промышленным центрам, климат, необходимый для круглогодовой навигации. В США навигация длится в среднем 330 суток.
  • Василий
    28 апр. 2016 г., 21:03:54
    Ответить
    пользуйтесь услугами
    ОАО "РЖД"!
  • миха
    28 апр. 2016 г., 21:25:05
    Ответить
    Сравнил сша и комякию . Что здесь возить то по реке , сейчас поезда грузовые ходят не укомплектованные . Очередной распил денег.
  • Думающий
    29 апр. 2016 г., 6:44:11
    Ответить
    Для обеспечения судоходства на Вычегде и Сысоле, обеспечения безопасности береговой инфраструктуре, обеспечения поставок мытого строительного печка и ПГС для автодорог и строительства, тушения Лесозаводской свалки, противопаводковых мероприятий, организации цивилизованных пляжей в Сыктывкаре и Эжве Правительству необходимо решить системную, но не сложную задачу - связать все это в комплекс с дноуглубительными работами и профинансировать не очень большие деньги в эту программу.
    И не надо будет возить песок на АБЗ и в Кировский парк за десятки километров, тратить только на перевозку десятки миллионов рублей.
    По расчетам Ленгипроречтранса от Алешина до Зеленца только из Вычегды ПОЛЕЗНО для реки изымать ежегодно до 500 000 куб. метров речных отложений, а это практически строительный печок и ПГС. Площадок для складирования песка и ПГС с доступом автотранспорта к ним на лоциях - десятки.
    Не хватает не денег - мозгов.
  • Только БЕЛКОМУР!
    29 апр. 2016 г., 9:10:25
    Ответить
    спасёт Коми!
    Все на субботник!
  • Наши прекрасные реки
    29 апр. 2016 г., 21:45:42
    Ответить
    печора,Вычегда и Сысола
    станут ручьями.Как все печально.