content/news/images/50495/IMG_0856_mainPhoto.jpg
20:01, 24.05.2016 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре начала работу двухдневная Школа оперных и балетных критиков

Впервые в рамках XXVI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» Государственный театр оперы и балета при поддержке регионального отделения Союза театральных деятелей России пригласила журналистов ведущих СМИ Коми в Школу критиков. В качестве «учителей» приглашены выдающиеся театровед и музыковед.

В Сыктывкаре начала работу двухдневная Школа оперных и балетных критиков
Фото Николая Антоновского

На повышение профессиональных компетенций журналистов и корреспондентов, пишущих о театре, оперных и балетных постановках, отведено два дня. Сегодня оперный критик, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» Александр Матусевич рассказал о том, как необходимо представлять оперный театр в прессе, чего следует избегать в тексте рецензии, а что, наоборот, необходимо включить в отзыв о спектакле.

IMG_0862.jpg

Прежде всего, он отметил, что «никаких стандартов и железных правил написания рецензии нет».

- Все зависит от многих факторов. Объем и качество текста – от формата издания, целевой аудитории, количества знаков и самого рецензируемого материала. Например, в России нет необходимости обращаться к сюжету «Евгения Онегина» - его все и так знают, но есть и менее известные публике фабулы, которые следовало бы пересказать, - начал семинар критик.

По его словам, хорошая рецензия должна быть информационно насыщенной, концептуальной (в соответствии с концепцией постановки), композиционно оформленной. Кроме того, следует избегать снобизма, главным признаком которого является употребление сложной и излишней терминологии.

- Чрезмерное употребление терминов, используемых ради красного словца, напоминает самолюбование и является дурновкусием. Это снобизм и неуважение ко всякой аудитории, - заметил Александр Матусевич, рассказав о пристрастии одного известного критика к сложной терминологии и любви к неологизмам. Одно из слов из лексикона известного театральной общественности автора, частое употребление которого поразило руководителя семинара, - «нуминозность». – От латинского numen – божество, то есть, видимо, он говорит о способности актера создавать на сцене магию, подобно божеству. Почему бы об этом так и не сказать?

Другая крайность – это примитивизация материалов. По мнению Александра Матусевича, абсолютно неподготовленные люди и не откроют рецензию на оперный или балетный спектакль, поэтому ориентироваться на них не стоит.

IMG_0845.jpg

Ольга Кораблина, оперный и балетный критик, заведующая Кабинетом музыкальных театров СТД России обратила внимание журналистов на то, что если рецензия адресована широкой аудитории, то она должна быть написана «с любовью», в противном случае зритель, и без того не слишком активно посещающий музыкальный театр, и вовсе перестанет в него ходить.

Вторая часть семинара была посвящена разбору оперы Дж. Пуччини «Тоска», премьерой которой вчера открылся фестиваль «Сыктывкарса тулыс». По мнению критиков, постановка главного режиссера театра оперы и балета Ильи Можайского – это абсолютно столичная работа, особенно в части режиссуры и сценографического оформления. Три ведущих партии – Тоски, художника Каварадосси и шефа полиции Скарпиа – исполнили приглашенные солисты.

- С одной стороны, это не отражает уровня театра, с другой – это абсолютно фестивальный формат и возможность для зрителей услышать новые голоса, - считает Александр Матусевич, высоко оценивший мастерство солиста Мариинского театра и нашего земляка Владимира Ванеева (Скарпиа). На фоне глубокого драматического баритона, сочетающегося с интереснейшей актерской работой, несколько бледнее выглядели исполнитель роли Каварадосси Чингис Аюшеев (московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Тоска-Елена Аюшеева, которая стала солисткой театра оперы и балета РК совсем недавно и до вчерашнего дня не выходила на сцену в таких серьезных партиях.

IMG_0851.jpg

Завтра Ольга Кораблина расскажет представителям республиканских СМИ о правилах написания рецензии на балет, предметом критического разбора станут два одноактных балета «Жизнь как день» и «Вальпургиева ночь», которые показаны сегодня, во второй день фестиваля.

По итогам семинара его участники напишут рецензии, лучшая работа будет опубликована в театральном журнале «Страстной бульвар».

4359

Комментарии (4)

Добавить комментарий
  • а
    24 мая 2016 г., 20:17:12
    Ответить
    мне кажется, что главный критик - зритель. Нравится или не нравится , выскажет в
    кулуарах.
  • Хых...
    24 мая 2016 г., 20:38:23
    Ответить
    Те, кто водят хороводы — хороводоводы.
    Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.
    Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.
    Те, кто ненавидят хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.
    Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.
    Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.
    Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
  • сыктывкарка
    25 мая 2016 г., 22:41:20
    Ответить
    А что, школа оперных критиков из Саратова перекочевала в Сыктывкар? А в чем причина такой рокировки?
  • сыктывкарка
    30 мая 2016 г., 15:14:28
    Ответить
    нельзя театроведов и музыковедов называть "выдающимися" Это слово подходит только творцам и исполнителям!