Театр оперы и балета Коми восстановил «Иоланту» для «Сыктывкарса тулыс»
Четвертый день международного фестиваля оперного и балетного искусства был посвящен одной из самых «светлых» русских опер. Сказочный сюжет о слепой принцессе датского писателя Генрика Герца, положенный на музыку Петра Чайковского, в театре оперы и балета республики больше 20 лет назад поставила Ия Бобракова. Главный режиссер театра Илья Можайский восстановил оперу, главные партии в которой исполнили солисты Международной академии музыки Елены Образцовой, ученики народного артиста России Владимира Ванеева.
Короткая лирическая опера, впервые поставленная в 1892 году – за год до смерти великого композитора – в Мариинском театре, стала последней оперой Чайковского и своеобразным итогом не только его поисков сильной, но поэтической драмы, которая могла бы лечь в основу музыкального произведения, но и своеобразным идейно-творческим резюме: чудесное прозрение слепой от рождения Иоланты символизирует пробуждение души, познавшей любовь, и торжество человеческого духа, способного преодолеть любые испытания. Легкая, но и глубокая, волнующая и отзывающаяся на самые тонкие движения души опера, прочно вошла в мировой репертуар.
Для премьеры восстановленной «Иоланты» в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс» в столицу республики были приглашены шесть солистов Международной академии музыки Елены Образцовой, сумевшие за крайне короткий репетиционный период создать удивительно органичный – несмотря на молодость исполнителей относительно их персонажей – актерский ансамбль. Юлия Ложевская – Иоланта, дочь провансского короля Рене – продемонстрировала не только выдающиеся вокальные, но и драматические способности. Чистое, сильное сопрано вкупе с достоверной игрой позволили создать на сцене цельный правдоподобный образ незрячей принцессы, неподозревающей о своем недуге, заставляющий зрителя искренне сопереживать горю и разделять радость чуда прозрения.
Несколько экзотично поначалу выглядел исполнитель роли бургундского рыцаря Водемона (возлюбленного Иоланты) Чжань Ханьлинь, но эмоционально точно воплощенные переживания героя, приятный тембр лирического тенора заставили забыть о восточном происхождении и восточном акценте солиста.
Глеб Перязев – исполнитель роли короля Рене – без преувеличения поразил глубиной и полнотой звучания голоса, впрочем, как и Светлана Капичева (меццо-сопрано), вышедшая на сцену в роли Марты, кормилицы Иоланты. Необходимо отметить, что, кроме прекрасного звучания, артисты продемонстрировали точность произношения, избавив зрителей от напряжения, связанного с восприятием сюжетной линии спектакля.
Приятным для сыктывкарских театралов сюрпризом стало появление на сцене солиста Мариинского театра Ефима Завального, которого, правда, не все сразу узнали из-за обилия грима, необходимого для партии мавританского врача Эбн-Хакиа.
Солистки театра оперы и балета Елена Лодыгина и Галина Маликова, вышедшие во вторых партиях подруг Иоланты, украсили оперу, исполнительски – с музыкальной и драматической точек зрения - точно спев свои роли и добавив силы и разнообразия звучанию стройного хора театра.
Качество звучания обеспечивали не только сами солисты – оркестр театра под управлением дирижера Аркадия Штейнлухта (Санкт-Петербург) безупречно воспроизводил партитуры Чайковского, при этом практически не перекрывая голосов артистов.
Вчерашняя премьера порадовала зрителей не только качеством исполнительского мастерства, но и сценографическим оформлением спектакля: главный художник театра Юрий Самодуров воссоздал на сцене атмосферу сказочного средневековья. Сложившийся тандем солистов, хора, режиссера, художника и дирижера, кажется, сделали эту не самую громкую премьеру фестиваля, одним из самых качественных спектаклей XXVI «Сыктывкарса тулыс».
Комментарии (6)
голоса, сами замечательные. Слушая далеко не первый раз оперу, можно сказать зная её,
отмечал у некоторых певцов свободу. Чем они доставляли неудобство оркестру, но
опытнейший дирижёр Штейнлухт достойно выходил из трудных моментов. За это ему
большая благодарность. Да и оркестр звучал не заглушая певцов , тоже не без помощи
маэстро. Не даром говорят - дирижёром становятся во второй половине жизни.
И ещё, хотелось бы и в следующий фестиваль подобных интересных решений. Спасибо
всем, обязательно иду на Чио-Сан.