II Северный фестиваль начался с «окопной» правды Астафьева
Вчера в столице Коми открылся II Северный театральный фестиваль, почетным гостем и первым участником которого стал молодой Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова со спектаклем по повести Виктора Астафьева «Веселый солдат». Впечатляющая сценография и музыкальное оформление, интересные режиссерские находки, правдивая игра актеров и текст классика, поднимающий вопросы, к которым не может оставаться равнодушным никто, стали настоящим потрясением для зрителей театра им В. Савина.
Показу постановки с Борисом Галкиным в главной роли предшествовала церемония открытия Северного фестиваля – одного из самых ожидаемых театральных событий этого года, как отметила министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Анастасия Прокудина.
- Фестиваль является значимым масштабным культурным событием в жизни региона и большим подарком к юбилею республики, - отметила она, процитировав русского актера Евгения Леонова – «Театр – это не рассказ о любви, это сама любовь», - и пожелала зрителям, жюри и участникам фестиваля «большой настоящей театральной любви».
Директор Академического театра драмы имени Виктора Савина Михаил Матвеев назвал второй Северный театральный фестиваль – как становление традиции фестивалей драматических театров в республике – историческим событием и поблагодарил театры-участники, отправившиеся «на север». Кроме того, он выразил благодарность правительству региона и министерству культуры, туризма и архивного дела РК за грантовую поддержку, без которой такое большое событие организовать бы не удалось.
Председатель жюри фестиваля, заведующая кабинетом критики и театроведения Союза театральных деятелей России Элеонора Макарова отметила уникальность Северного фестиваля, которую определила его тематика – «Русская классика. Сохраняя традиции, соответствуя времени».
- Русская классика во все времена была школой актерского мастерства, и какие бы новые произведения не появлялись, русская классика и сегодня занимает особое место в театральном репертуаре, - считает критик. - Большой подарок, что фестиваль открывает молодой Московский Губернский театр с уникальным произведением великого Астафьева, - добавила она.
Как рассказала на пресс-конференции помощник художественного руководителя МГТ, театральный критик Ольга Глахова, история Губернского театра насчитывает всего три года: он появился в 2013-м из слияния Московского областного драматического театра им. А.Н. Островского и Московского областного государственного Камерного театра.
- Это театр со складывающейся репутацией, и мы благодарны организаторам, что они пригласили нас на фестиваль и остановили выбор на спектакле «Веселый солдат». Эта постановка взывает к сердцу – 10-тиминутные овации, люди плачут после спектакля – мне кажется, сегодня это довольно редкое состояние зрителя, - поделилась своим мнением о «Веселом солдате» Ольга Галахова.
Премьера спектакля состоялась относительно недавно – в феврале этого года, и в чужих стенах труппа играет его только во второй раз. Особенности сценографического оформления и разница сцен МГТ и театра им. В. Савина заставила произвести в зале некоторые изменения. Так, зрителям первого ряда пришлось пожертвовать своими местами, которые были превращены в окоп. Вообще, оформление сцены, декорации, звуковые и световые эффекты, расширение формального пространства сцены и выходы артистов в зал, натурализм автора, усиленный правдивой – как отметили критики – игрой актеров, - полностью вовлекли зрителей в мир Астафьева, в своей автобиографии открывающего свою правду о войне. О войне, генералы которой относятся к сотням тысяч погибших солдат как к «возобновляемому ресурсу» («бабы еще нарожают»), на которой раненых бойцов в госпиталях заживо съедают черви, на которой защитников Отечества отправляют в штрафбаты, в лагеря, на расстрел. О мирной жизни, на которой мародеры оказываются героями, а дети умирают с голода.
- Это очень честная работа, особенно на шлейфе сумасшедшего празднования юбилея Победы, когда все преподносилось в совершенно в другом свете. В этом спектакле честность гражданской позиции его авторов и исполнителей сочетается с честностью профессиональной, - охарактеризовала «Веселого солдата» на обсуждении постановки член жюри фестиваля театральный критик из Ярославля Ирина Азеева.
«Честность» спектакля почувствовали и зрители, не отпускавшие актеров со сцены несколько минут, аплодируя стоя и со слезами на глазах.
- Блистательная работа Бориса Галкина – по всем параметрам, наверное, одна из его лучших работ. Он цемент спектакля, - оценила игру исполнителя главной роли Элеонора Макарова.
В «Веселом солдате» Борису Галкину досталась самая трудная работа: знавший Виктора Астафьева лично, актер, которому созвучны убеждения писателя, с поразительной самоотдачей сыграл автора, не побоявшегося рассказать о реальной цене Победы и о жизни народа-победителя. Неудивительно – так всегда бывает с подлинными классиками, - что произведение Астафьева прозвучало невероятно актуально и сегодня.
- Его обнаженная правда требовала такого же отношения к материалу. «Где я вру?», «чем я живу?» и «что для меня в жизни является истинной ценностью?» – у Астафьева есть ответы на эти вопросы, - рассказал о своем отношении к творчеству писателя Борис Галкин накануне спектакля.
Официальная оценка работы Московского Губернского театра станет известна 12 сентября, когда жюри подведет итоги фестиваля. Сегодня программу продолжит еще один спектакль о «другой» войне – постановка театра им. В. Савина «Эшелон».
Комментарии (24)
Коммунисты только мешали.
А ты ещё Резуна почитай и Сванидзе. Совсем "грамотным" станешь...
Не было тогда внутренних войск. Были войска НКВД...
От Бука до Москвы, и от Москвы до Берлина, и всё на передовой. Я скорее отцу буду верить, чем тем, кто на машине в НКВД службу проходил...
cogitari почти преступны, так как обличают уже путинский режим ручного управления.
Гражданин, вероятно, имеет в виду Русскую Освободительную армию...)
А спектакль был великолепный, восхитительный! Не раз комок стоял в горле и подступали слезы... В конце аплодировала стоя, как и весь зал, но "браво" давалось трудно - все еще находилась под впечатлением, потрясенная... В общем, ЭТО стоило увидеть! И взрослым, причем разного возраста, и подросткам - им бы вообще ввести такие спектакли в школьную программу! Большое спасибо Московскому и нашему театрам за этот праздник!
Особенно понравилось:
" им бы вообще ввести такие спектакли в школьную программу!"
Вы ещё Резуна и Сванидзе предложите ввести в школьную программу вместе с высказываниями Астафьева и том, что Ленинград надо было сдать...
Астафьев воевал шофёром и связистом. После ранения попал служить в НКВД.
Весь посыл в одной фразе:
" Это очень честная работа, особенно на шлейфе сумасшедшего празднования юбилея Победы, когда все преподносилось в совершенно в другом свете. "
Погадить на День Победы, вот и вся суть этого творчества. Ещё по Резуну спектакль осталось нашему театру поставить. Хотя, после гомосячьего финского театра уже ничего не удивляет....