content/news/images/53982/FW3A9855_mainPhoto.jpg
10:35, 11.09.2016 / КУЛЬТУРА

Фарс-водевиль по мотивам Островского: Пермский Театр-Театр показал сыктывкарцам нескучную классику

Stand-up, академический вокал, балаганное представление, цирк, мюзикл под живой оркестр, драматический спектакль, - пожалуй, это еще не все жанры зрелищного искусства, которые соединились в постановке Пермского Театра-Театра «На всякого мудреца довольно простоты». Показанная 9 и 10 сентября в рамках II Северного театрального фестиваля, комедия режиссера Бориса Мильграма наверняка перевернула представление зрителей о современных сценических интерпретациях русской классики.

Фарс-водевиль по мотивам Островского: Пермский Театр-Театр показал сыктывкарцам нескучную классику
Фото Виктора Бобыря

«Русская классика. Сохраняя традиции, соответствуя времени» - под таким девизом в эти дни в столице республики на сцене театра имени Виктора Савина проходит Второй Северный театральный фестиваль. Первые конкурсные показы – астафьевский «Веселый солдат» Московского Губернского театра и «Эшелон» Михаила Рощина от хозяев сцены - стали своего рода иллюстрацией к первой части афоризма, характеризующего тематику фестиваля: добротные, сделанные по законам психологического театра спектакли, бережно хранят слово автора, громко звучащее и сегодня. Но третий участник фестиваля – Пермский академический Театр-Театр – переменил консервативное поначалу настроение театрального марафона.

FW3A9649.jpg

Маленькие гастроли Театра-Театра в Сыктывкаре (пермская труппа по два раза показала водевиль по Островскому и «Сказку о царе Салтане» Пушкина») сами по себе – это большое культурное событие для города и региона. Сегодня Театр-Театр под художественным руководством лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Бориса Мильграма воспринимается как уникальное явление на театральной карте страны – провинциальный драматический театр, не боящийся смелых экспериментов, в том числе и в обращении с классикой, выводит на сцену едва ли не симфонический оркестр, практически полноценную балетную труппу, артистов драмы с голосами солистов оперы и ставит спектакли, не оставляющие равнодушными ни простого зрителя, ни профессионального критика.

FW3A9741.jpg

На конкурс Северного фестиваля пермский театр представил одну из последних своих премьер – водевиль по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пьеса, разоблачающая лицемерие света, в котором все – место, почет, любовь - продается и покупается – деньгами ли, лестью, по выражению председателя жюри фестиваля, заведующей кабинетом критики СТД России Элеоноры Макаровой, считается одной из самых страшных пьес Островского. Жуткую атмосферу продажного «темного царства» самодуров и готовых на все ради теплого местечка талантливых, но бедных молодых людей, Театр-Театр подменил фарсом-карикатурой, более соответствующей праздничной природе мюзикла.

FW3A9933.jpg

Самое большое отличие от Островского в этом спектакле – это практически полное отсутствие в нем текста Островского: 90 процентов диалогов этой пьесы, в оригинале состоящей из пяти действий, заменены поэтическим текстом – качественным и остроумным, - положенным на музыку Лоры Квинт в аранжировке Татьяны Виноградовой (она же - сразившая всех своим актерским обаянием наповал мать Глумова, Глафира Климовна). Через эти куплеты характеры персонажей Островского даны хоть упрощенно и гротесково, но живо и точно: любитель давать пустые наставления Мамаев (Сергей Семериков), мистически настроенная ханжа Турусина (Елена Старостина), туповатый ретроград Крутицкий (Михаил Гасенегер), светская обольстительница Мамаева (Наталья Макарова) и т.д.

FW3A9957.jpg

Главный герой пьесы Егор Дмитрич Глумов (Сергей Детков) выписан более подробно за счет существования исполнителя сразу в нескольких жанрах: кроме драмы и мюзикла, он выходит на диалог со зрителем в духе популярного сегодня stand-up’а и примеряет образ простого пермского парня из сериала «Реальные пацаны».

- Это такой способ поиска доверия со зрителем, - прокомментировал смелую находку главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфинкель на обсуждении спектакля с членами жюри, которые, как и некоторые зрители, этого конферанса не оценили. Пожалуй, это один из немногих моментов в спектакле, подвергшийся критике со стороны профессионалов.

FW3A9805.jpg

Как отметило жюри – хотя это наверняка заметили и зрители, - пермский театр показал фактически два спектакля: первое действие, в котором смешались балаган, кабаре, уличная культура с граффити и игрой на стаканах, клоунада и буффонада (например, всем запомнился огромный и почти бесполезный для действия велосипед, на котором выезжает Городулин) и второе, значительно более ровное в плане форм существования на сцене.

FW3A9858.jpg

Сценография Виктора Шилькрота также работает на создание как бы двух спектаклей в одном и «бьет» по зрительскому восприятию: невзрачные ширмы и черные кулисы первого действия отодвигаются и открывают грандиозную многоярусную декорацию, напоминающую церковный амвон, правда заставленный не иконами, а барочными эротическими картинами. В центре этой конструкции застывает «кающаяся грешница» Софья Игнатьевна Турусина, богатая вдова, отмаливающая грехи содержанием целой свиты приживалок и не делающая шагу без указания провидения.

FW3A9665.jpg

- Турусина Елены Старостиной очень необычна в своем статическом исполнении, актриса ведет роль от начала и до конца, за ней очень интересно наблюдать, - отметила Элеонора Макарова.

- Очень здорово, когда мюзикл работает в условиях драматического театра. Очевидно, что это мощная драматическая актриса, которой легко существовать по законам мюзикла, - также обратила внимание на игру исполнительницы роли Турусиной член жюри, проректор Ярославского театрального института Ирина Азеева.

FW3A9865.jpg

Вообще же, потрясающие декорации, неожиданные, но очень театрально-праздничные приемы (например, внезапный салют из мишуры во втором действии), великолепные интересные костюмы, музыкальное и световой оформление спектакля, которые, вместе взятые, поражают своей неожиданностью даже искушенных зрителей, уходят на второй план по сравнению с актерской игрой и вокальными данными исполнителей.

FW3A9949.jpg

Пермский извод «На всякого мудреца довольно простоты» подарил огромное количество ярких образов: неотразимая Клеопатра (Наталья Макарова), по замечанию критика Веры Морозовой, в своем способе существования похожая на куклу Барби, колоритный Крутицкий, разбитная Манефа (Евгения Барашкова), на каждый выход которой публика кричала «браво!», трогательная Машенька (Юлия Захаркина), обаятельный Городулин (Альберт Макаров) надолго останутся в памяти сыктывкарских зрителей, провожавших гостей сцены долгими овациями.

Сегодня II Северный театральный фестиваль продолжит Котласский драматический театр, который представит моноспектакль «Айседора».

5157

Комментарии (24)

Добавить комментарий
  • Для кого?
    11 сент. 2016 г., 11:24:18
    Ответить
    клубный театр... для междусобойчика эстетов и снобов
    • Гастроль
      11 сент. 2016 г., 19:23:07
      Ответить
      Этот "выдающийся" спектакль последняя гастроль нынешнего министра Коми. Это полный провал, даже ещё хуже финского представления в прошлом году.
      • Мистер Твистер
        12 сент. 2016 г., 9:37:18
        Ответить
        о_О
        Забавно читать комментарии людей, которые явно не были на спектакле. Затяните шарфик на шее потуже, а то кал изо рта уже лезет.
        • 12-3
          13 сент. 2016 г., 9:36:13
          Ответить
          Я был на спектакле. Постановка сродни нашему Гамлету: когда классику качественно сыграть и срежиссировать не могут, устраивают балаган.
  • Колумб
    11 сент. 2016 г., 12:41:32
    Ответить
    театр
    В "Двенадцати стульях" в 33 главе описан театр "Колумб". Так - один в один. Почти сто лет прошло... И вот опять.
    • Мистер Твистер
      12 сент. 2016 г., 9:36:30
      Ответить
      о_О
      Забавно читать комментарии людей, которые явно не были на спектакле. Затяните шарфик на шее потуже, а то кал изо рта уже лезет.
      • Мистер Твистер
        12 сент. 2016 г., 9:37:45
        Ответить
        упс
        это не вам
  • 3333
    11 сент. 2016 г., 14:58:38
    Ответить
    Честно говоря, меня этот спектакль не вдохновил. Совсем. Лучше бы просто была классическая постановка. Ушла сразу во время антракта с ощущением усталости и отупелости от спектакля. Хотя сами по себе актёры хороши. Особенно понравились актёры, игравшие роли Городулина, Манефы, Клеопатры и матушки Глумова. Впечатлили сразу.
  • Сыктывкарка
    11 сент. 2016 г., 16:00:11
    Ответить
    А я в восторге! Режиссер- талантище! Актеры- профессионалы высочайшего уровня! Какие голоса, им бы в опере петь! Фестивали, конкурсы -это всегда здорово, посмотреть на других, сравниться. И кстати, начало спектакля, которое не понравилось жюри, я бы, наоборот, отметила своей неожиданностью и новизной. Нет, было круто. Пермякам - первое место!
    Отправлено из мобильной версии
    • пермяк
      11 сент. 2016 г., 17:27:16
      Ответить
      заберите их, им жить негде, чес денег не приносит, антерпренеры всё отбирают, реально жалко, приютите в Воркуте, там, говорят жильё копеешное
      Отправлено из мобильной версии
      • Мистер Твистер
        12 сент. 2016 г., 9:54:10
        Ответить
        Легко
        У нас в стране всё просто... Надо лишь изъявить желание...
        А то что такие проекты денег не приносят - глупости.
        Такой проект стоит лямов 5-7. Может и больше. Там одних актёров 60 человек
  • Валентина
    11 сент. 2016 г., 16:00:45
    Ответить
    Еле дождалась антракта. Ушла.
    • Валентин
      11 сент. 2016 г., 21:37:19
      Ответить
      Куда пошла?
      Отправлено из мобильной версии
      • Мистер Твистер
        12 сент. 2016 г., 9:51:52
        Ответить
        8)))
        Писать свою пьесу видимо 8))
  • Для кого
    11 сент. 2016 г., 16:03:28
    Ответить
    Для вас, для нас.... не надо дома сидеть и брюзжать. Дышите полной грудью, радуйтесь жизни, она одна! Поход в театр - одна из ярких картинок жизни!
    Отправлено из мобильной версии
    • неа
      12 сент. 2016 г., 7:50:06
      Ответить
      жизнь не одна
      Отправлено из мобильной версии
  • Зрительница
    11 сент. 2016 г., 17:01:09
    Ответить
    Шла на классическую постановку Островского и не сразу поняла, куда попала. Но Манефа (в первом действии) и Турусина (во втором) примирили с такой трактовкой. Ну и сценография конечно! Крутящаяся сцена нашего театра пригодилась как никогда))
    • Не зритель
      11 сент. 2016 г., 21:38:11
      Ответить
      Люблю классику
      Отправлено из мобильной версии
  • Ольга
    12 сент. 2016 г., 9:41:13
    Ответить
    Очень понравилось! Смеялась от души! Молодцы актеры, так от души сыграли...
  • Мистер Твистер
    12 сент. 2016 г., 9:48:46
    Ответить
    БОМБА!
    Обалденный! Вот наверное подходящий эпитет. Ушёл с отличным настроением. Всё на высоком уровне - Свет, звук, игра, декор, костюмы... Зал хохотал. Актёры прекрасно контактируют с залом. Аплодировали стоя.
    Все г****комменты выше категорически не поддерживаю. Хотя работники театра сказали, что первый их спектакль был менее крут. Актёры не могли привыкнуть к маленькой сцене. Мне повезло и я был на заключительном. На нём актёров явно пропёрло и они фонтанировали эмоциями со сцены.
  • Мистер Твистер
    12 сент. 2016 г., 9:49:36
    Ответить
    БОМБА 2
    Отдельного внимания заслуживает живая музыка... Обожаю живую музыку, а когда она ещё и осовременена - мммм... Белиссимо!
    Рад за тех кто пережил это со мной и очень жаль тех кому повезло меньше
  • браво!
    12 сент. 2016 г., 10:46:44
    Ответить
    Это лучшее, что приходилось видеть на сцене академического театра.... Если это и правда был выбор нашего министра культуры, то браво ей!
    • Мистер Твистер
      13 сент. 2016 г., 9:22:23
      Ответить
      Мало вероятно.
      Вряд ли это её выбор. Всё это у нас в рамках Северного фестиваля. Но её я видел на этом Фарс-водевиле. Ушла довольная, как и основная масса зрителей.
  • Виктория
    27 авг. 2017 г., 14:47:23
    Ответить
    Смотрели водевиль в Москве , сказать , что понравилось - это ничего не сказать ... Были просто в восторге !!! Понравилось всё !!!