content/news/images/54382/DSC_0040_mainPhoto.jpg
22:45, 22.09.2016 / ПРАВО

Акиф Саядов может умереть в заключении - родственники и адвокаты

Родственники и адвокаты осужденного по обвинению в растрате и мошенничестве бывшего гендиректора ОАО «Ухтанефтегазгеология», экс-депутата Госсовета Коми Акифа Саядова провели в Москве пресс-конференцию для республиканских, федеральных, а также азербайджанских СМИ, посвященную различным обстоятельствам расследования уголовного дела в отношении бывшего парламентария.

Акиф Саядов может умереть в заключении - родственники и адвокаты
Фото Михаила Дасюка

Пресс-конференция длилась более полутора часов. Своими мнением с журналистами поделились Нигяр и Фуад Саядовы — дочь и сын бывшего депутата, московский адвокат Игорь Копенкин и защитник из Сыктывкара адвокат Алексей Князев. Для читателя, не посвященного в материалы уголовного дела, наибольшую ценность, пожалуй, представляет выступление адвоката Игоря Копенкина, который привел ретроспективу всех событий уголовного дела и выразил мнение защиты по нескольким моментам.

«В 2008 году Акиф Саядов был назначен на должность генерального директора «Ухтанефтегазгеология» (далее «УНГГ» - ред.), - убыточного госпредприятия, которое представляло из себя 60 человек штата и одно здание, которое сдавалось в аренду, на что и жило предприятие.

Профильной деятельности — геологоразведка нефти — вообще не велось. Не было ни проектов, ни заказов, ни денег. До 2009 года Саядов, разобравшись со старыми долгами, начал поднимать предприятие, пытался получить новые проекты и тендеры. Для участия в тендерах предприятие должно было владеть собственным оборудованием для бурения скважин определенной глубины. Саядов нашел оборудование, которое соответствовало тем требованиям, которые применимы в нашем регионе. Договорился с поставщиками и выбил для «УНГГ» оптимальные условия: 50% предоплата и 50% - оплаты после того, как оборудование будет установлено и начнет приносить прибыль.

Вот отсюда все проблемы и пошли. Кто был виновником: поставщики, их контрагенты, либо какие-то обстоятельства — теперь никому неизвестно. Так получилось, что поставщики оборудования, получив часть денег, стали их просто обналичивать. Оборудование было поставлено, стало работать, предприятие получило контракт. Первый контракт на миллиард рублей, второй - на полтора. «УНГГ» стало превращаться в преуспевающее предприятие, штат вырос до 250 человек. Открываются обособленные подразделения, сотрудники получают достойную зарплату.

Но в 2012 году начались оперативные мероприятия в отношении Акифа Саядова. Кто был инициатором этих мероприятий - до сих пор доподлинно неизвестно. На тот период Акиф Саядов был избран депутатом Госсовета Коми по интинскому одномандатному округу, и в силу своего человеческого подхода к любой деятельности, какой бы он ни занимался, он проявлял активность: он пытался обратить внимание руководства региона и правоохранительных органов на того, что происходит в его избирательном округе (в том числе – в связи с шахтой «Интауголь» - ред.).

После того, как он (Саядов – ред.) стал использовать свои депутатские полномочия в форме направления обращений в правоохранительные и надзорные органы, у него начались проблемы. Отсюда и начинается история, которая является ответом на многие вопросы.

В 2013 году правоохранительные органы заинтересовались приобретением «УНГГ» бурового оборудования. Была организована тщательнейшая проверка, перетрясли все документы, съездили на место установки буровой, проверили, убедились - буровая в рабочем состоянии и участвует в зарабатывании денег. При этом при проведении проверки были выявлены определенные нестыковки в бухгалтерском учете. Одно из обвинений, которое нашло свое выражение в состоявшемся приговоре, связано как раз с тем, что Саядов, находясь в командировках, использовал возможность улететь к родственникам за свой счет. Обращаю внимание, что никто никогда ему за это не платил — из государственного бюджета или казны предприятия. Буровая установка была найдена, все претензии сняты после проведенной проверки. Бухгалтеры получили выговоры. Деньги Саядов добровольно внес в кассу.

В октябре 2014 года, когда Саядов проходил цикл из восьми курсов химиотерапии в силу онкологического заболевания, - а предстояло пройти два курса лечения – ровно за один день до начала очередного курса медицинской процедуры его арестовывают. Арестовали очень жестко, показательно. Провели обыск, изъяли все медицинские документы и отвезли из Ухты в Сыктывкар, где в 23 часа суд избрал ему меру пресечения «заключение под стражу».

Арест 65-летнего человека, - а Акиф Саядов заслуженный геолог и заслуженный нефтяник - вызвал бурную реакцию депутатов Госсовета Коми и трудового коллектива, которые стали писать письма в защиту Саядова в Генеральную прокуратуру РФ, в прокуратуру Коми и в суд.

Затем Саядова перевели в СИЗО в города Кирова, за полтора года нахождения там не было проведено ни одного следственного действия, связанного с территорией Кировской области, эпизодов по Кировской области и не вменялось. Он просто сидел в следственном изоляторе, периодически его увозили в институт, брали анализы, давали какие-то таблетки и привозили обратно. После того, как родственники и защита потеряли надежду на справедливость и законность, было инициировано обращение в Европейский суд по правам человека. На сегодня Российская Федерация в лице своего представителя в ЕСПЧ признала незаконность избрания меры пресечения в виде заключения и нахождение в СИЗО и даже предложила компенсацию в размере 800 евро».

Адвокат также пояснил линию защиты Акифа Саядова.

«Уголовное дело, возбужденное в октябре 2014 года, состояло из двух блоков. В первый блок включены результаты проверки наличия бурового оборудования. Обвинение звучало так: никакого оборудования не существует, никогда в республику не доставлялось, оно виртуально, а денежные средства Саядов похитил. Второй блок заключался в результатах прокурорской проверки, из которой следовало, что Саядов, являясь депутатом Госсовета и периодически выезжая на сессии, при этом получал зарплату в «УНГГ». Но по такому обвинению любого муниципального депутата можно брать и сажать. К нашему счастью, по второму эпизоду Саядова оправдали.

Из семи преступных эпизодов, инкриминируемых Саядову, до приговора дошли только четыре. Сумма ущерба, который вменялся Саядову, сократилась в разы. Саядов был оправдан по трем эпизодам с признанием права на реабилитацию.

Однако самый главный вопрос, который сегодня хотят поднять родственники и защита, находится не в правовой области, а в области гуманитарной. Заслуженного человека, депутата, тяжело больного, суд, признав виновным, заключает под стражу до вступления приговора в силу. Это несмотря на то, что в период оглашения приговора Саядов находился на очередном курсе химиотерапии в Российском научном онкологическом центре имени Блохина. И сейчас Саядов, находясь на территории Коми, лишен достаточного и необходимого медицинского контроля и лечения. Именно поэтому и родственники, и защита отмечают: продолжаются нарушения, которые способствовали возбуждению уголовного дела и присутствовали на всей стадии и судебного, и предварительного расследования. Именно сейчас мы считаем целесообразным обратить внимание общественности на моральный аспект на примере Саядова.

Сам Саядов находится в условиях, когда правоохранительные органы, наверное, не в состоянии что-то изменить. А вот общественность своим вниманием и своей реакцией может сделать больше, чем суд или прокуратура».

Напомним, ухтинский городской суд признал Акифа Саядова виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, присвоении государственного имущества и приговорил к четырем годам лишения свободы. 65-летний Акиф Саядов родился в Джульфинском района Нахчыванской АР. В 1974 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии (нынешняя Государственная нефтяная академия) по специальности химик-технолог. В 1990 году был приглашен в Коми для того, чтобы возглавить управление производственно-технического обеспечения ОАО «Ухтанефтегазгеология». В 2008 году был назначен гендиректором ОАО «Ухтанефтегазгеология». В марте 2011 года был избран депутатом Государственного совета Республики Коми.

4707