Семейные ценности и кладбищенский юмор: премьера французской комедии в театре им. В. Савина
В эти дни в театре драмы им. В. Савина играют вторую в сезоне премьеру. Следом за нетривиальное постановкой грибоедовского «Горе от ума» театр выпустил не менее неоднозначный спектакль «Две дамочки в сторону Севера» по пьесе французского драматурга Пьера Нотта. Режиссером «черной» комедии, поставленной на малой сцене, стал артист театра Захар Комлев.
История двух сестер – Аннетты и Бернадетты, отправившихся на поиски могилы отца с прахом недавно почившей мамочки, пересыпанным в банку из-под кофе, по кладбищам северной Пикардии, в последние годы пользуется популярностью не только в европейских, но и в отечественных театрах. Пьеса Пьера Нотта в 2008 году принесла своему создателю титул «Лучшего драматурга Франции». С тех пор «Две дамочки» пережили десятки постановок на родине и все чаще появляются на российской сцене: спектакль прочно держится в репертуаре нескольких московских театров, «переживают» за сестер и зрители многих городов России.
Для актера Захара Комлева, за плечами которого несколько режиссерских работ на сцене театра города Шахты, спектакль «Две дамочки в сторону Севера» особенно важен – это его дипломная постановка в театральном институте им. Б. Щукина, режиссерское отделение которого артист заканчивает в этом году. В пьесе французского драматурга его заинтересовала нелинейность действия – приключения сестер укладываются в несколько непоследовательно расположенных эпизодов – и многоплановость проблематики, довольно оригинальной для комедии: практически все диалоги и рассуждения сестер посвящены теме смерти, старости, потери, упущенных возможностей и невозвратимости прошлого. Но горечь уступает место иронии – ведь то, над чем можно посмеяться, уже не страшно. А, как говорит одна из героинь спектакля, только в театре и можно посмеяться над смертью.
Однако, необходимо признать, такой юмор многим зрителям покажется весьма специфическим. Возможно, и поэтому тоже действие спектакля разворачивается в пространстве малой сцены, которая самим театром позиционируется как экспериментальная. Сценография «Двух дамочек» тоже эксперимент. Художник Анна Репина поместила персонажей пьесы в «черный кабинет», где из декораций только – подвижные зеркальные ширмы и два стула, вместе взятые открывающие безграничные возможности для перемены мест действия: это и кладбища с могильными плитами, и салон автобуса на 60 мест, и вагон поезда, и дансинг, лифт и морг, полицейский участок и театральная ложа, прошлое и будущее – путешествие по Северу Франции символизирует путь, длиною в жизнь. Условность декорации, освещение и театральность костюмов героинь подчеркивают символичность этого путешествия.
Роли сестер – капризной, нервной, молодящейся Бернадетты и старой девы, скромницы, пытающейся наверстать упущенное, Аннетты - исполнили Ольга Носкова и Татьяна Валяева. Примерив на себя клоунские маски, обе они довольно убедительно существуют в жанре гротеска. Помогают дуэту мимы – молодые актеры театра Александра Овчинникова и Дмитрий Греченюк. Мимы как персонажи спектакля – это режиссерская находка Захара Комлева, в пьесе Нотта их нет. Появляясь в спектакле, они не только помогают в создании «французской» атмосферы, но выступают в роли родителей сестер, к которым постоянно обращаются воспоминания «дамочек». Маленькие актрисы Светлана Поздеева и Арина Данилова играют Аннетту и Бернадетту в детстве, наполняя спектакль особенной трогательностью и возвращая зрителей к мысли о том, что все взрослые – это дети, изображающие взрослых, такие же беззащитные, такие же наивные.
Несмотря на мрачноватость тематики, «Две дамочки в сторону Севера» в театре им. В. Савина – это все-таки очень светлая и по-настоящему смешная комедия, которой так не хватает в жизни.
Комментарии (2)