Зрители «Сыктывкарса тулыс» с придыханием внимали московскому виртуозу
В столице Коми продолжается международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». В четверг вечером театральные подмостки превратились в сцену концертного зала, ведь в программе значился камерный концерт симфонической музыки. Блестящей находкой «сыктывкарской весны» стало приглашение солиста Московской филармонии Андрея Дубова, который вместе с оркестром республиканского театра оперы и балета исполнил произведения Рахманинова, Стравинского и Шумана.
Традиционный концерт симфонической музыки, по признанию главного дирижера театра Азата Максутова, - знакомство публики с лучшими образцами инструментальной музыки. Поэтому при формировании программы концерта авторы исходили с одной стороны из популярности произведения, с другой — хотели дать зрителю возможность открыть что-то новое.
Заслуженный деятель искусств России и Республики Коми Михаил Герцман, примеривший на себя роль конферансье, поприветствовал публику и провел краткий экскурс в судьбы композиторов.
В первом, камерном, отделении концерта встретились современники — Игорь Стравинский и Сергей Рахманинов.
- И тот и другой — композитор, пианист и дирижер, но масштабы разные. Рахманинов — выдающийся пианист, обладатель нескольких престижных премий. Точно известно, что Стравинский не заканчивал консерваторию, лишь несколько лет брал частные уроки у Римского-Корсакова. Рахманинов - выдающийся мужчина ростом 198 см, а рост Стравинского гораздо меньше - 160 см. К тому же у него была маленькая рука, что значительно усложняет игру. При этом оба были женаты, имели двоих детей и покинули страну. Рахманинов всю жизнь вспоминал и думал о России, в годы войны дал большой благотворительный концерт во имя своей Родины. Стравинский же никак не показывал, что он русский, но тем не менее оставался русским в музыке. Он совершенно по-новому увидел фольклор, не так его видели Чайковский или Римский-Корсаков, - рассказал Михаил Герцман и пригласил на сцену приглашенного солиста Андрея Дубова.
Открыли концерт шесть этюдов-картин Сергея Рахманинова. «Этюды-картины, Ор.39» — такое название дал композитор двум циклам пьес — отражение зрительного восприятия родины. Вторая тетрадь сочинений композитора, оконченная в 1917 году, незадолго до того, как он окончательно покинул страну, пронизана тревогой.
Собранные и патетичные этюды наполнены ярчайшей по своей силе образностью. Монументальные по своему характеру, они не теряют тонкого, так присущего Рахманинову, лирико-психологического начала. Шестая картина, посвященная автором сказке о Красной шапочке, воплощает скорее не погоню серого волка за девочкой, а наступление драматического времени в судьбе России, неизбежное предчувствие грядущего ужаса.
С первого удара по клавишам зал замер. Этюды, исполненные пианистом без перерыва, заставили сыктывкарцев затаить дыхание.
Во второй части камерного выступления Андрея Дубова звучали три сцены из балета «Петрушка» Игоря Стравинского, прославившего автора на весь мир. «Русская», «У Петрушки» и «Масленица» переложены на сольное исполнение самим композитором. Колкая, резкая музыка с непредсказуемыми сменами ритма полностью соответствует внутреннему содержанию задиристого персонажа русских ярмарочных гуляний.
На последней ноте произведения притихший зал взорвался аплодисментами. Техника игры и экспрессия молодого виртуоза покорили сыктывкарцев.
- Я потрясен исполнением! Что он делает с правой, с левой, - эмоционально прокомментировал Михаил Герцман.
Перед началом второго отделения ведущий концерта вновь напомнил, что после частей музыкального произведения аплодировать не положено. Как показало первое отделение, сыктывкарцы следуют музыкальной этике беспрекословно: робкие аплодисменты между картинами Рахманинова тут же «зашикали».
Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор Роберта Шумана считается визитной карточкой европейского романтизма 19-го века. Несправедливо трагичная судьба композитора наложила отпечаток на его творчество: несколько раз он пытался свести счеты с жизнью, а завершил свой путь «однорукий» пианист в сумасшедшем доме.
- Еще в детстве сознание Роберта Шумана травмировали частые ссоры отца и матери, смерть сестры и брата, - рассказал публике Михаил Герцман. - Он долго добивался неземной любви — дочери своего учителя, впоследствии ставшей его женой и его руками. Мужественно пережил смерть сыновей. При этом Шуман — очень красивый мужчина — часто влюблялся, пассии отвечали ему взаимностью и это отражалось в музыке.
Фортепианный концерт композитор задумывал «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом». Роберт Шуман, вопреки всем классическим канонам, не разделил части концерта содержательно, через все произведение проведена одна лирическая тема. Как и все творчество композитора, концерт - отражение эмоционального состояния автора, его любви и ненависти.
Автор сознательно отказался от перегрузки техническими эффектами, однако отсутствие виртуозных пассажей с лихвой компенсировала слаженность солиста и оркестра. В полном взаимопонимании Андрея Дубова и сыктывкарских музыкантов смогли убедиться зрители фестиваля: 31 минута концерта Шумана, как и предрекал ведущий, пронеслась мгновенно.
Покидать гостеприимную сцену республиканского театра оперы и балета солист не спешил. В перерывах между бурными овациями пианист на бис сыграл несколько зарисовок в собственной переработке. Финальным аккордом вечера стало сольное исполнение Андреем Дубовым отрывка из «Лебединого озера».
Как и на протяжении всего концерта на поклон солист выходил несколько раз — зал взрывался овациями и криками «браво», зрители аплодировали стоя.
- Я вас не видел — темно, но видел лица музыкантов оркестра, на них - восторг. У вас, наверное, были такие же. Надеюсь, вы унесете с собой эту радость, которая просто хлынула из зала сюда. И, я думаю, есть смысл пригласить этого музыканта даже с той же самой программой - я его готов слушать бесконечно, - выразил общее мнение Михаил Герцман.
Комментарии (10)
Шуман, "Грёзы" из цикла "Детские сцены"
Рахманинов, романс "Не пой, красавица" (транскрипция для ф-но А. Дубова)
Чайковский, Andante maestoso из балета Щелкунчик (обработка для ф-но А. Дубова)
слушать. Спасибо тем, кто его пригласил.
Зритель слушал затаив дыхание.
Андрей - виртуоз, умница, талант!
Фестиваль отличный, очень много новых лиц в зале, программа насыщенная и интересная.
Коллективу театра - низкий поклон!