content/news/images/72093/BOB_5976_mainPhoto_mainPhoto.jpg
20:29, 16.12.2017 / ЭКОНОМИКА

Минфин уточнил требования к долгам регионов

Минфин уточнил обязательства регионов для участия в программе реструктуризации бюджетных кредитов. В письме, которое ведомство разослало руководителям субъектов в начале декабря, предусматриваются ограничения и для регионов с рыночным долгом (то есть по банковским займам и облигациям), составляющим менее 35% собственных доходов региона. Им придется сделать так, чтобы на каждый рубль дополнительного коммерческого долга приходилось как минимум 2 рубля прироста собственных доходов.

Минфин уточнил требования к долгам регионов
Регионам с небольшими долгами также придется их сокращать или хотя бы не наращивать, ужесточил требования Минфин России. Фото Виктора Бобыря

В проекте правил по реструктуризации, которые минфин опубликовал в середине ноября, такого ограничения не было, обратил внимание РБК. Более того, регионы с коэффициентом «рыночный долг к собственным доходам» ниже среднероссийского могли его наращивать с условием, чтобы он оставался в пределах среднего показателя по России. При подсчете среднего показателя исключаются богатые регионы. По оценкам аналитика группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александра Шуракова, этот средний показатель составляет 24,8% (без учета Москвы, ХМАО, ЯНАО и Тюменской области), то есть регионы с долгами ниже этой отметки могли бы их теоретически наращивать.

Теперь же увеличивать долг в абсолютном выражении можно будет, но только если собственные доходы (они равны налоговым и неналоговым поступлениям субъекта, трансферты из федерального центра не учитываются) будут расти вдвое быстрее долгов. Кроме того, объем задолженности должен находиться в пределах тех же 35% от собственных доходов.

От регионов требуется «более консервативное поведение на долговом и кредитном рынках», указывает Шураков. Если «налоговые доходы региона не растут, то отсутствуют финансовые предпосылки к росту расходов», указывает он.

По расчетам АКРА, мера затронет 44 субъекта — это те регионы, которые, во-первых, хотят участвовать в программе реструктуризации, а во-вторых — имеют рыночный долг менее 35% собственных доходов.

- Если посмотреть, как в предыдущие годы у этих 44 регионов соотносились прирост рыночного долга и прирост налоговых и неналоговых доходов, то мы увидим, что в относительно «спокойные годы» (как в 2016 году) это условие было бы выполнено большинством регионов. Но, например, в 2013 году, когда достаточно сильно выросли социальные расходы региональных бюджетов (они начали исполнять майские указы президента), почти у половины регионов из данной группы прирост долга превосходил 50% прироста налоговых и неналоговых доходов, — говорит Шураков.

Новое условие выполнимо, если в ближайшие годы регионам не придется увеличивать расходы (в первую очередь социальные), не подкрепив их ростом собственных поступлений, указывает Шураков, оно также позволит ограничить наращивание трат в условиях более низких ставок по коммерческим кредитам. Мера распространится на такие субъекты как Чечня, Ингушетия, Севастополь, Санкт-Петербург, Подмосковье, Тверская, Свердловская области и так далее.

Письмо Минфина по-прежнему предусматривает и меры для сокращения задолженности регионов с большими долгами. Например, те регионы, у которых госдолг (задолженность и по рыночным кредитам, и по бюджетным) превышает 140%, должны к 2020 году снизить его до отметки ниже 100%. Сокращать свои долги придется и регионам с менее масштабной задолженностью (тем, у кого она ниже 50%, нужно будет просто не превышать этот показатель).

Программа реструктуризации бюджетных кредитов, которая запускается с 1 января, рассчитана на семь лет. Как говорил президент Владимир Путин, в первые два года по ней будут предоставляться «максимально льготные условия», когда регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга. Это позволит им за два года «вызволить» 438 млрд руб. План, как писал РБК, предусматривает санкции для регионов-должников, которые просрочат процентную выплату или погашение реструктурированного кредита, — им придется единовременно выплатить весь долг, который был реструктурирован, что фактически означает дефолт. Впрочем, такие регионы смогут заключить и допсоглашения с Минфином, которые позволят избежать такой меры.

Параллельно начнет действовать программа реструктуризации коммерческих кредитов. У некоторых регионов долг по ним существенно превышает весь годовой доход, а у 11 — половину доходов, указывал Путин. У Костромской области, например, этот показатель достигает 121%, у Астраханской — 95%. Те, у кого этот показатель выше 50% по состоянию на 1 октября, получат целевой кредит от бюджета. Это исключительный шаг, отмечал Владимир Путин, субъекты должны соблюдать бюджетную дисциплину.

1160

Комментарии (4)

Добавить комментарий
  • Капитан
    16 дек. 2017 г., 22:02:08
    Ответить
    Сев. Кав регион ничего не должен (Чечня особенно)!!!??? бнк ,проясни ситуацию!
  • Вася
    16 дек. 2017 г., 22:16:04
    Ответить
    Какие нахрен долги? Пусть чинуши с зарплаты платят. Народ этими деньгами не пользовался
  • Степан
    16 дек. 2017 г., 22:49:02
    Ответить
    ДА уж.очередная афера: Коммерческие банки берут у ЦБ(то есть у государства)деньги допустим под 3% , а выдает Региону под допустим 6,5%) . Внимание Вопрос: Почему государство не может напрямую дать под 3% или даже ниже Региону: да потому что Государство ведь Не Ростовщик Как Бэ, а вот комерсы-это да, им Можно ростовщичествовать или применять правильный и законный термин-заниматься банковской деятельностью.деятельностью! Еще вопрос-Сколько денег в миллиардах делаются за счет этих коммерческих прокладок, а главное кто их в крман себе кладет с наших родных отчислений в бюджеты регионов?
  • добрый волшебник ЭЭХ
    17 дек. 2017 г., 13:51:20
    Ответить
    Ворують!
    А Москва (отмод.) ничего регионам ободранным уже до нитки не должна? как уже эта (отмод.)